Как подключить спутниковый Интернет своими руками? Принцип действия. Сделай спутник своими руками Как сделать спутник земли своими руками


Космос и его чудесные просторы интересны всем детям. Действительно, каждый ребенок с интересом относится к изучению космоса. Но стоит сказать о том, что изучать космос еще интереснее, если мастерить космические поделки. Поэтому здесь мы решили поговорить о том, какие поделки про космос своими руками из подручных материалов вы можете сделать со своим чадом. В этой статье мы собрали только лишь самые лучшие идеи.

Какие космические поделки смастерить своими руками

Сейчас мы с вами поговорим о том, как сделать поделку про космос своими руками. Конечно же, в нашей статье вы сможете найти не только простые поделки, но и самые оригинальные, которые может быть станут украшением вашего дома или украшением выставки.

Аппликации на космическую тематику.

Дошкольники перед школой должны развивать мелкую моторику. Поэтому для космической аппликации подготовьте крупу либо бобы фасоли.

Чтобы у ребенка получилась красивая поделка, прежде всего покажите ему планету Юпитер. Для этого воспользуйтесь какой-нибудь картинкой.

После чего из белого картона вырежьте круг и задекорируйте его фасолью разного цвета. Конечно же, в этой работе необходимо использовать клей.

Для создания следующей аппликации вам понадобятся одноразовые тарелочки в количестве 3-ех штук. Из одной тарелочки сделайте солнышко, а из другой планету - Земля. Из третьей тарелочки сделайте месяц.

Возьмите 2 листа картона. Один должен иметь темный оттенок, а другой светлый. Украсьте картон облаками и звездами.

Для следующей аппликации раскрасьте лист альбома темно-синей, либо черной краской. Из цветной бумаги вырежьте отдельных персонажей. Создайте композицию.

Изобразить солнечную систему очень просто. К белому листу альбома приклейте несколько пуговиц и кружочек желтого цвета.

Космическая ракета.

Красивая поделка про космос, которая была создана своими руками может быть объемным произведением. Для того, чтобы смастерить такую ракету потребуется большой картонный корпус. Его можно сделать из длинного рулона либо из парочки таких картонных рулонов.

Корпус ракеты стоит оклеить бумагой белого цвета. К корпусу также приложите наконечник, который имеет форму конуса. Наконечник также оклейте белоснежной бумагой.

В дальнейшем при помощи фломастеров или красок вы разрисуете свою ракету. Сейчас же, стоит сделать сопла ракеты. Для этого нужны рулоны из картона большего размера. Оклейте их белой бумагой и приложите их к ракете и приклейте. Сопла должны иметь наконечники, однако они не должны быть острыми.

Для ракеты стоит сделать также баки. Для них используйте рулоны меньшего размера.

Украшать ракету можно на свое усмотрение. Оклеивайте их или украшайте фломастерами.

Мини-ракета.

Если дома нет огромного конуса, то можно сделать красивую космическую ракету из рулончика туалетной бумаги. Посмотрите на мастер-класс, который поможет вам сделать данную поделку. Как видите, здесь нет не чего сложного.

Роботы из банок.

В этой статье вы сможете найти поделки про космос, которые очень легко смастерить своими руками. Стоит только лишь взглянуть на фото и в голове у вас появятся те мысли, которые помогут создать вам что-то необыкновенное.

Достаточно просто смастерить роботов из старых консервных банок, которые необходимо отмыть и очистить от этикеток.

Робот из коробок.

Если дома есть коробки, то из них можно сделать большого робота. Такой робот, наверняка, займет достойное место на конкурсной выставке.

Инопланетяне из пластилина.

Вашему ребенку понравится лепить инопланетянин из пластилина. При этом можно использовать пластилин самых разнообразных цветов.

Космические спутники.

Для космической выставки можно изготовить массу различных поделок. Но если выставка будет проводиться в детском садике, то детки могут изготовить космические спутники из пенопластовых шариков и зубочисток.

Космические мобили.

Если вы хотите поразить всех окружающих необычным изделием, то помогите своему ребенку смастерить разнообразные космические мобили. Конечно же, на создание такой поделки придется потратить много времени. Кроме того, вам для создания поделки понадобится:

  • картон и цветная бумага,
  • прутики для основы из бамбука либо из стеклопластика,
  • леска,
  • небольшие утяжелители и нитка,
  • краски и шары из пенопласта.

Ход работы:

  1. Вначале из плотного листа картона необходимо вырезать круг и окрасить его красками.
  2. После чего, к кругу стоит прикрепить нити, к которым будут прикрепляться шары из пенопласта.
  3. Сами шары можно сделать из нескольких слоев газеты либо из пенопласта.

Посмотрите на то, какими могут быть космические мобили.

Планета своими руками.

Познакомьтесь с матер-классом, который поможет сделать оригинальную поделку.

В заключение

Поделки на космическую тематику могут быть самыми разнообразными. Вы можете присмотреться к идеям нашей публикации или создать что-то особенное. В общем, помните о том, что если приложить фантазию и уделить этому процессу внимание, то можно получить самые оригинальные поделки, которые поднимут настроение и заставят восхищаться.

www.svoimi-rukamy.com

Как мы с Катей делали спутник ГЛОНАСС для проекта по астрономии:: Это интересно!

В октябре в нашей Симферопольской детской астрономической обсерватории прошла конференция, посвященная годовщине полета первого спутника. И всех кружковцев обожаемого Катей Катей кружка "Путь в астрономию" тоже пригласили участвовать. Катя и сама не против, кроме того, я с детства учу ее быть активной, участвовать и записываться во все: "за любой кипишь, кроме голодовки":)

Тему выбрали быстро - нам всем интересна не столько история космонавтики, сколько современное ее состояние и даже будущее. Поэтому мы сразу подумали о ГЛОНАСС - российской спутниковой сети, которая сейчас активно развивается. Что тут надо делать и о чем говорить сразу понятно: о самой сети, о технической составляющей (сколько чего, характеристики аппаратов и т.п.), о том, зачем она нужна, об истории развития, о ее отличии от аналогичной сети GPS.

А дальше уже дело за малым - почитать про ГЛОНАСС в интернете, собрать все факты в презентацию, хорошо его отрепетировать (Катя наизусть доклады не учит, но готовит дома так, чтобы можно было рассказывать без бумажки). И сделать какую-нибудь наглядную "фишку", чтобы было что показывать на выступлении.

Конечно же, мы с мужем помогали Кате готовится к конференции, поэтому это получился семейный проект. Но в таких случаях я всегда уделяю особое внимание тому, чтобы во-первых, тема была посильна для понимания, а, главное, интересна и нужна самой Кате. Иначе все это изначально не имеет смысла - не нужен же нам очередной диплом или грамота! Во-вторых, я стремлюсь, чтобы на всех этапах работы Катя принимала максимальное участие. Ведь это не родители делают проект, а дочка. Родители только помогают! С нацеливанием на то, что еще несколько таких работ под нашим руководством, и можно будет отпустить Катю "в свободное плавание". По крайней мере, многие сообщения на школьные уроки она уже готовит сама, а ведь еще год назад я и представить себе не могла, что дочка будет обходиться в этом деле без меня:)

Итак, сначала мы вместе с Катей подготовили сообщение. И проиллюстрировали его презентацией. Спасибо сайту Информационно-аналитического центра ГЛОНАСС - там мы нашли отлично структурированную информацию, которая прекрасно легла в основу презентации. Сообщение на конференции должно было быть коротким, минут на 5-7, поэтому и в презентации всего 9 слайдов: самое нужное о ГЛОНАСС. Без особых технических подробностей, которые были бы скучны детям. Дети на астрономии у нас, конечно, все умненькие и продвинутые, но все же им по 8-12 лет, поэтому сильно "загружать" их не стоит:) Презентацию вы можете скачать и посмотреть на яндекс.диске вот по этой прямой ссылке https://yadi.sk/i/qGQw1hnU3PLm95 - я выложила ее в свободный доступ. Только лучше сначала сохранить ее к себе на компьютер, а то в просмотрщике тексты и картинки могут "разбегаться". И эту же презентацию я добавила на страницу "ПРЕЗЕНТАЦИИ" моего блога - надеюсь, вы уже бывали на ней. Там у меня собраны уже более 200 компьютерных презентаций, которые я делала для своих детей, и с детьми, и дети сами на самые разные темы и возраста: от 0 до 12 лет. Я презентации постоянно добавляю, так что заглядывайте:)

Ну а когда само сообщение было готово, пришла очередь его визуализации. Этот этап, конечно, был для Кати самым увлекательным: мы всей семьей подумали и решили сделать своими руками макет одного из спутников системы ГЛОНАСС.

Тут уж с Катей занимался папа - это его вклад в воспитание детей мастерить с ними всякие разные штуки:) Вот тут я писала о том, что в разные годы делал Антон с детьми и для детей: Звездоскоп, Кормушка с видеотрансляцией, Робот красит яйца, Микроскоп из мобилки, Макет космического аппарата "OSIRIS-REx", Проволочные головоломки, Автоукачивалка на детскую кроватку, робот из ненужных деталек и Робот-компьютерная мышка, Робот-паук, Модель электрического мотора, Радистский (телеграфный) ключ, Водяная ракета, Паровая турбина, Светофор, Перископ.

А вот в этот раз - спутник ГЛОНАСС:)


Макет спутника ГЛОНАСС

Трудно поверить, но все это сделано из картона - одной картонной коробочки, оклеенной золотой фольгой (как реальный спутник), и картонных же "солнечных панелей", надетых на толстую алюминиевую проволоку.

Катя изо всех сил помогала при сооружении макета. Например, солнечные батареи - это полностью ее работа. Надо было наклеивать с обоих сторон синюю цветную бумагу и расчерчивать ее белым карандашом на квадратики строго по линейке. Целых 8 штук для одной и второй стороны! Не у каждого взрослого хватило бы терпения:)


Процесс работы над спутником:)

Вот все элементы готовы - остается только их собрать в единый агрегат. Для правдоподобности пришлось постоянно сверяться с изображением реального спутника и стараться максимально повторить все детали.

То, что картон был гофрированным, очень пригодилось при сборке конструкции - солнечные панели на проволоку крепились очень легко: методом продевания проволоки в отверстия картонок.

Проволоку проткнули через коробку-корпус спутника насквозь, а чтобы не ездила - закрепили термоклеем.

А в конце самое интересное - сделать антенны и прочее оборудование спутнику.

В ход пошли корпусы от шариковых ручек, винтики, которые Катя собственноручно красила белым акрилом, и даже, как видите, мерный стаканчик от какого-то лекарства пригодился:)

Обладательница спутника счастлива:) Еще бы, он почти как настоящий, вот-вот полетит:)
Спутник системы ГЛОНАСС готов!

А на следующий день была конференция в обсерватории. Детей было много и много макетов. Но наш самый классный - это Катя так заявила:) Всех разбили на группы по 20 человек. И несмотря на то, что Катя выступала с докладом последней двадцатой, рассказала она все как надо - выступать перед залом она любит и умеет. Правда, волнуется перед этим сильно, хотя уже должна была привыкнуть, за три-то с лишним года своей активной школьной жизни:)

А я вспоминаю, как маленькая Катя всегда крутилась рядом и завидовала старшему брату Вите, когда он точно так же готовил исследовательские проекты в МАН. Как любила слушать репетиции его докладов:) Особенно астрономических - он делал два таких в разные годы: Доклад о космических кораблях 6 класс, доклад "Миссия к астероиду Бенну" 8 класс. И вот теперь ее мечта сбылась - она сама выступает перед залом со своим собственным докладом и своим собственным спутником:) Другие наши самодельные космические корабли можно посмотреть тут:

www.tavika.ru

Детские поделки в школу на тему «Космос»

В нашем материале вы найдете самые интересные идеи поделок на тему «Космос», которые ребенок сможет сделать своими руками для проектов в школе или для самостоятельного изучения Вселенной.

Таинственный космос и все, что с ним связано, всегда завораживал и взрослых, и детей. Есть ли жизнь на Марсе, почему звезды светятся, как долететь на Луну - дети неустанно задают разные вопросы. Если вашему ребенку нравится эта тема, привлекайте его к более детальному изучению космоса. Чудесным началом послужат развивающие мультфильмы о космосе. А чтобы изучение любимой темы не превратилось в скукоту, предложите ребенку сделать своими руками интересные поделки про космос в школу.

Такие детские поделки про космос своими руками имеют не только обучающий эффект, но и прекрасно подходят для развития усидчивости и концентрации внимания у школьника. С их помощью у вас хорошо получится разыгрывать рассказы из книг про космос, ребенок будет больше узнавать про Солнечную систему и сможет отлично подготовится к тематическим урокам в школе. Только представьте радость ребенка, когда его поделка про космос в школе соберет уйму похвальных отзывов!

Как устроена Солнечная система: шпаргалка для детских поделок в школу на тему Космос

Расскажите ребенку, как устроена Солнечная система: какие планеты в нее входят, на каком расстояние находится Земля от Солнца. Пусть ребенок постепенно запоминает названия всех планет. Не подгоняйте - на это потребуется время.

Поделки для детей на тему «Космос» своими руками

Модель Солнечной системы можно легко сделать из пенопластовых шаров разных размеров и шпажек для шашлыка. Шары нужно раскрасить в цвета планет, нанизать их на шпажки и воткнуть в «солнце». Вместо пенопластовых шаров также можно использовать пластилин, смешивая разные цвета. По ссылке - больше интересных идей для работы с пластилином.

Если с пенопластом ничего не получилось, можно нарисовать планеты на картоне и разместить их аналогично пенопластовым, как это показано на картинках выше.

Планеты - это безусловный элемент любой поделки про космос. Сделать подобные планеты из ниток не составит труда. Пошаговую инструкцию и что вам потребуется для поделки вы найдете в нашем мастер-классе о том, как сделать пасхальное яйцо из ниток, ведь принцип один и тот же.

Сатурн из пенопластового шарика и старого CD-диска - отличная идея для небольшой поделки про космос своими руками. Главное - найти дома хотя бы один старый диск.

Интересный мобиль из фетровых планет, звезд и космического корабля станет для ребенка занимательной поделкой про космос своими руками, ведь тут потребуется время и терпение. А еще такой мобиль станет чудесным украшением в комнату. Если с поделкой из фетра ребенку тяжело управиться, пусть соорудит подобный мобиль из бумаги.

А как на счет мягенькой Солнечной системы? Такие планеты из помпонов очень приятно держать в руках и просто носить в школу на уроки - не мнутся и легко помещаются в рюкзак. Как сделать помпоны своими руками, читайте по ссылке.

Витражи с рисунком, имитирующим поверхность Земли - очень красивая и несложная поделка. Ребенок может сделать ее как поделку на тему космоса, ведь Земля - это одна из планет Солнечной системы, либо как поделку в школу на День земли. Смотрите мастер-класс, как сделать витражное стекло в виде Земли, по ссылке.

Каждый любитель космоса мечтает однажды туда полететь. Но пока ваше чадо еще только осваивает азы в изучении космоса, предложите ему смастерить вот такую ракету. И отличная игрушка, и стимул к будущей профессии!

Изучая космос, без звезд и созвездий просто не обойтись. Сделав с ребенком подобную поделку из втулок от туалетной бумаги, резинок и вырезанных бумажных схем созвездий, изучать астрономию будет интереснее. Проткните иголкой черные точки на схемах, наклейте поверх черной бумаги на втулку и закрепите резинкой. Ребенок может смотреть во втулку как в телескоп, или подсвечивайте дырочки изнутри фонариком. Скачать схемы созвездий можно по ссылке.

Сделать поделку на тему космоса и планет своими руками, которую еще и можно носить на себе, очень просто. Такое ожерелье своими руками особенно понравится девочкам. Потребуются бусины разных размеров и цветов. Если бусин нужных цветов нет, пусть ребенок не расстраивается, ведь их всегда можно перекрасить.

Теперь, когда ребенку нужно будет сделать в школу поделку на тему космоса своими руками, вам не придется весь вечер ломать голову, что и как соорудить. И здесь мы почему-то уверенны, что эти поделки своими руками увлекут не только детей, но и взрослых. Мастерите со своим чадом интересные поделки, смотрите развивающие мультики, читайте книги о космосе и вместе открывайте тайны нашей Вселенной!

Читай также: Дети и наука: домик для насекомых

Читай также: Делаем уроки: как перестать злиться на ребенка?

Читай также: 10 сайтов для школьников, которые объяснят уроки лучше любого учителя

www.uaua.info

Макет космического аппарата OSIRIS-REx:: Это интересно!

Так вышло, что самым любимым моим делом стала утилизация старья. Все компьютеры работают, включая «старичков», о которых сейчас не все музеи помнят. Сломавшиеся вещи не выбрасываются, наоборот, им находится новое применение. Даже бизнес свой я построил на вторичном применении старых устройств. Поэтому, ничего удивительного, что макет космического зонда OSIRIS-REx делался из того, что есть под рукой и что не нужно. Если присмотреться, можно увидеть много знакомых вещей.
Макет космического аппарата OSIRIS-REx
Например, цилиндрический модуль управления и обеспечения в центре аппарата – обрезок картонной трубки от использованной пневматической хлопушки. На него установлены картонные перегородки несущей рамы зонда. Собранное шасси зонда покрашено серебристой краской. Модуль управления декорирован фольгой.

Фермы крепления солнечных панелей сделаны из обрезков ПВХ толщиной 6 миллиметров. Если бы дома нашелся более толстый, возможно, они были бы еще красивее. ПВХ легко режется обычным рабочим ножом. Сверлить отверстия пришлось не дрелью, а просто сверлом, крутя его руками. Так вышло аккуратнее. Для удобства таких ювелирных сверловок у меня есть отдельный патрон, как рукоятка для сверла, чтобы легче было в руках держать.


Фольга – понятно. От шоколадки. Наклеивалась на картон, маскировались участки, где могло быть некрасиво и готовые панельки устанавливались на место. Солнечные батареи – уловка, элемент макета, очень похожий на реальное устройство. Глаз человека видит эту очень реалистичную деталь и все остальное уже воспринимает как настоящее, а не самодельное. Панели распечатаны на цветном принтере, наклеены на картон двусторонним скотчем и «заламинированы» простым скотчем. Брак в наклейке скотча оставлен нарочно (несовершенство как авторский стиль:).

Шарниры крепления солнечных батарей – маленькая гордость. Металлическая основа шарнира сделана из выламывающейся защитной планочки от корпуса компьютера. Когда в компьютер вставляют новую плату расширения, такую планочку обычно выламывают. Корпуса компьютеров сделаны из мягкого, но прочного материала, который легко обрабатывать, при этом выглядит металл вполне товарно. В отверстия изогнутых кронштейнов из металла я вставил подходящие по диаметру пластиковые втулки, на которых держалась электроника внутри корпуса старого DVD-плеера, который я разбирал на запчасти. Закрепив шарнир саморезом и резиновым уплотнителем от водопроводного крана, я получил вполне красивую деталь, которую потом усилил кусочком ПВХ и установил на место. И таких – 2 штуки.


Камеры – стартрекеры. Как известно, GPS в космосе нет, поэтому позиционироваться приходится по звездам и по прогнозам собственного положения, основанным на математических расчетах. Для слежения за звездами и сделана вот эта бинокулярная система. Основа вырезана из пенопласта, а имитация объективов мини-телескопов - случайно попавшиеся под руку остатки от заклепок, сделанных клепальным инструментом. Где-то что-то переделывал, убирал старые заклепки, остатки завалялись, пригодились в качестве телескопов. Витька все сделал сам.

С Витькиными приборами – все понятно. Сын любит делать композиции из всего, что найдет. Здесь использованы старые дискеты как основа, радиодетальки, провода и мелкие вещицы как набор. В ход пошел даже попавшийся под руку металлический колпачок проволочной уздечки-мюзле от шампанского. Собрано все это клеевым пистолетом. Получились довольно реалистичные приборные сборки, напоминающие борт-системы зонда.


Синий баллон с гелием делался из цилиндрической баночки от таблеток и двух шляпок из коробочки от киндера. Все это склеено, обработано и покрашено бамперной краской из баллона. Бамперная краска – великое изобретение. Она мгновенно сохнет, а окрашенная поверхность имеет очень товарный вид. Баллон установлен на кронштейн из пенопласта и задекорирован кусочком пластика от дискетки. Кстати, пластик, да и другие тонкие материалы кроме металла, я режу кухонными ножницами. Это мощнейший инструмент, очень удобный и, кроме всего прочего, очень дешевый.
Манипулятор – особая штука. Штанги – из толстого изолированного алюминиевого провода для электропроводки. Шарниры – из ПВХ. А сам рабочий инструмент для забора грунта – из сломавшегося зонтика. Если вы в центр своего зонтика посмотрите изнутри, то сразу увидите такую же.

Приборы на верхней панели – коробочки и трубочки из золотистого дизайнерского картона. Делал целиком Витька, он же и приклеивал на свои места. Еще там используется ПВХ для плоских объектов и трубочки из пустого стержня от авторучки. Пластиковые пластинки Витька вырезал ножом и обработал наждачной шкуркой, чтобы сгладить острые углы.


Силовая установка – опять картонная трубочка, половинка смятого теннисного мячика и крышечка от моющего порошка для кухни с вырезанной серединой.
Обе конусные конструкции: и капсула, и антенна, сделаны Витькой из картона. Капсула держится на магнитном скотче, вырезанном из магнитика на холодильник. Ее можно легко снимать для демонстрации сброса образцов грунта на Землю.
И в завершение, с помощью тонкого маркера на объекты нанесены мелкие подробности.

Проволочные головоломки, Наушники без проводов, Шум морского прибоя в ванной, Автоукачивалка на детскую кроватку, Люстра ручной работы в кухню, робот из ненужных деталек и Робот-компьютерная мышка, Робот-паук, Модель электрического мотора, Радистский (телеграфный) ключ, Водяная ракета, Паровая турбина, Светофор, Перископ.

С этой работой Вити и Антона мы участвуем в Мартовском Креативе у Лизы Арье.

www.tavika.ru

Так, создавая с ребенком поделки на День космонавтики, можно рассказать ему об устройстве нашей Вселенной, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться космонавтам, и об ракетостроении.


Ракета – это главное средство освоения космических просторов. Наглядно это можно отобразить на аппликации, основными объектами которой станут космический корабль и наша планета Земля. Чтобы картинка получилась более яркой и интересной, дополняем ее декоративными звездами из фольги.

Посмотрите на видео, как сделать очень яркую и красочную поделку на тему космос:

В виде аппликации можно создать и образ самих ракет. А чтобы ребенок смог помечтать и представить себя в роли космонавта, можно в иллюминаторе разместить его фотографию.

Деткам очень интересно слушать про космический подвиг наших советских собачек-героев Белки и Стрелки. А сделать с ними аппликацию доставит большую радость.


В технике аппликации можно сделать удивительной красоты космическое пространство с планетами из звездами.


Аппликация «космическое пространство»

Детям помладше можно предложить собрать изображение ракеты из заранее подготовленных шаблонов – например, правильно распределив и приклеив круглые иллюминаторы и языки пламени.

Космическую ракету можно сделать из обычного пластилина.


Очень красивая ракета получается из соленого теста.


Детям обычно бывает интересно узнать, что ракета – это очень большой космический корабль, который, после запуска в космос, практически все время находится за пределами земной орбиты. А запасы продовольствия космонавтам, находящимся на борту, доставляет маленький управляемый пилотом корабль - шаттл.

Предложите смастерить свой шаттл из рулончика от туалетной бумаги: немного сплющив его с боков, вы получите корпус корабля, который нужно наклеить на крылья. Модель получается объемной, и если в верхней части аккуратно прорезать люк, ребенок сможет посадить в космический челнок свою игрушку.

Шаг в космос со ступенек вуза

Космонавтика может быть разной — частной, студенческой, любительской. Все это разные грани одного и того же явления, а именно — возможности проникнуть на орбиту не только госкорпорациям крупнейших космических держав, но и практически обычному человеку. Да, индустрия ракет-носителей, космические станции и космический туризм еще долгое время будут требовать триллионных вложений и оставаться уделом избранных, но прикоснуться к космосу на определенном уровне сегодня доступно любому!

Фото из личного архива.

Мой собеседник — Александр Шаенко, инженер, более десяти лет работающий в космической отрасли, кандидат технических наук, преподаватель МГТУ им. Баумана. Принимал участие в разработке ракет-носителей «Ангара», самолета Boeing Dreamliner, работал ведущим инженером одной из первых частных российских космических компаний. Сегодня Шаенко вместе со студентами, у которых преподает, практически в гаражных условиях создает спутник и готовит его к запуску:

— Мы хотим запустить спутник именно силами студентов, чего ранее никогда не делалось, — начинает Александр.

— Как? Известно, что силами студентов уже запущено немало спутников — и в МГУ, и в МАИ, и у вас же в Бауманке, и в Сибирском государственном аэрокосмическом университете…

— На самом деле почти все эти спутники студенческими являются весьма и весьма условно. Они запускаются по плану научной работы университета, который готовят в основном профессора и научные работники вуза, изготавливаются большей частью на государственных предприятиях космической отрасли — то есть студенты там, по сути, только рядом стоят и наблюдают.

— А что вы планируете изменить в нынешнем подходе к студенческой космонавтике?

— Я как-то работал в одной молодой частной аэрокосмической компании, и, чтобы продемонстрировать серьезность наших планов, мы изготовили спутник. Буквально — пришли в офис, где были только столы и стулья, а через полтора года наш спутник вышел на орбиту! На нем была аппаратура мониторинга радиоэфира и сбора данных о морских судах. Спутник этот, пусть не научный, был построен руками недавних студентов, а не заказан у аэрокосмических госкорпораций, и быстро! Я считаю, что в рамках вузовской космонавтики должны быть не только серьезные спутники с научной программой, к которым студенты причастны постольку поскольку, но и более простые спутники, пусть даже без цели получить новые научные данные, но спроектированные, рассчитанные и сделанные непосредственно руками студентов.

— Что за спутник вы собираетесь запустить?

— Это спутник для визуального наблюдения под названием «Маяк», работу над которым мы начали летом прошлого года. Вся задача спутника — быть видимым с Земли, но зато очень отчетливо! Любой желающий сможет увидеть его невооруженным глазом, причем перепутать его с чем-либо вы не сможете — таким ярким будет свечение! После вывода на орбиту на спутнике заработает газовый реактор и надует газом полимерную металлизированную оболочку в форме огромной пирамиды. Ее грани станут отражать солнечные лучи и светиться ярче самых видимых звезд.

— На каком этапе сегодня находится работа?

— Мы тестируем оборудование — надувную оболочку, газовый реактор, электронику. Работы близки к завершению — недавно мы проверяли надувание оболочки и работу газового реактора в стратосфере, на высоте 10 километров — в условиях экстремально низкой (до минус 70 градусов) температуры. Для этого узлы спутника поднимали на шаре, наполненном гелием. Этим летом планируется финальный «прогон» — поднятие всего спутника в сборе на высоту порядка 40 километров, практически в ближний космос — там уже очень разреженный воздух. Этот подъем также осуществим на гелиевом шаре.

— Воздушный шар, способный поднять 4 кг, должно быть, немаленький… Безопасны ли такие эксперименты для авиации?

— Даже не 4, а 6 килограммов — помимо спутника на шаре взлетит аппаратура наблюдения за его параметрами. Шар действительно огромный — на земле он имеет диаметр 4 метра, а на высоте за счет разницы в давлении он раздуется до 20 метров в диаметре! Подобные запуски действительно опасны для авиации, но в нашей команде есть один энтузиаст, который единственный в России занимается подъемом шаров в стратосферу на официальных основаниях — у него есть разрешения от военных, авиационных служб и т.д. Каждый запуск требует отдельного одобрения и строго курируется. Этот человек имеет достаточный опыт в подъеме высотных шаров.

— Как финансируется проект?

— Мы использовали краундфандинг — сбор добровольных пожертвований на интернет-площадке, где собираются технари и айтишники. Собрать удалось около 250 тысяч рублей, на которые мы приобретаем материалы для постройки спутника. У нас все предельно открыто и используется «принцип Тома Сойера» — помните, как он принимал от приятелей деньги и игрушки в обмен на разрешение немножко покрасить забор? В смысле, пожертвование позволяет любому участнику присоединиться к студенческой команде.

— После изготовления спутника встанет задача вывода его на орбиту, который своими силами вам уже не осуществить. Как это планируете делать и сколько это стоит?

— Сегодня многие компании в мире предлагают «транспортные услуги» — выводят на орбиту любые спутники, в том числе и частные. Спутник, сделанный в России, легко запустит американская ракета и наоборот — никакой адаптации его к ракете не требуется. Теперь о ценах. Вывод небольшого спутника вполне доступен — доставить на орбиту 1 килограмм полезного груза обойдется в переводе на рубли около 2 миллионов. Наш спутник весит 4 килограмма — то есть его запуск стоит 7-8 миллионов рублей.

— Откуда должны взяться эти немалые для студентов деньги?

— Это, разумеется, самый больной вопрос любого студенческого или любительского проекта. Изыскиваем спонсоров… Перспектива есть.

— Пару лет назад ведущие научно-технические вузы подписали с Роскосмосом соглашение о создании некого «Космического научно-образовательного консорциума». Возможности для бесплатного запуска без привязки к научной ценности спутника все же существуют?

— Честно говоря, мне ничего не известно о деятельности того консорциума. Но зато известны случаи, когда вузам говорили: да, мы запустим ваш спутник бесплатно, но вы должны доказать, что он безопасен для самой ракеты и для других спутников, которые она выводит на орбиту. Для этого вам нужно пройти ряд экспертиз… за несколько десятков миллионов рублей! Так или иначе, сегодня Роскосмосом управляет уже другой человек. С новым руководителем Роскосмоса и Объединенной ракетно-космической корпорации, мы сегодня сотрудничаем и надеемся на его помощь в нашем проекте. «Космос малых форм» сегодня на подъеме во всем мире, его нужно популяризировать и продвигать, и делать это проще доступными проектами, в которых может принять участие каждый, а не только «взрослые ученые»!


В любом, хоть в большом, хоть небольшом коллективе, в студенческой группе, в школьном классе, одним словом, везде, где живут или работают люди, кроме имён и фамилий они почему – то присваивают друг другу прозвища. То ли от того, что так короче, или так веселее, не знаю. В нашем селе у многих тоже такие прозвища есть.

Про чужие прозвища я тут писать не буду, а за себя скажу – здесь за глаза меня зовут ТЕЛЕСПУТНИК. Это потому, что я занимаюсь ремонтом телевизоров и прочей бытовой техники, а так же очень часто устанавливаю и настраиваю спутниковые антенны.

Вот о том, как с минимальными затратами быстро и правильно настроить любую спутниковую антенну, я Вам и расскажу на примере спутника Триколор.

Сначала немного экономики.
При покупке комплекта спутникового оборудования продавец обязательно предложит Вам услуги специалистов (обычно своих друзей) по его установке, ведь подавляющее большинство покупателей не умеют устанавливать спутниковые тарелки.

При стоимости комплектов оборудования, к примеру, 9..10 тыс. руб (Триколор) , или 5…8 тыс. руб. (Телекарта), стоимость услуг по установке в наших краях колеблется от 1,5 тыс. руб до 2, 5 тыс.руб., в зависимости от сложности монтажных работ. Не 15 копеек, однако.

А для того, чтобы поставить антенну в сельской местности, придётся ещё оплатить проезд мастера туда и обратно, из расчёта примерно 7…8 руб. за километр, ведь он поедет к Вам не на автобусе, а со своим инструментом и с приборами на своей машине. И тогда стоимость установки спутниковой антенны значительно возрастает.

Вот поэтому ко мне и обращаются, ведь я это делаю дешевле, и за дорогу денег не беру…

Для самостоятельной установки спутниковой антенны понадобится следующее.

1. Комплект спутникового оборудования (тарелка, ресивер, конвертер, антенный провод)
2. Прибор для настройки антенн Sat Finder (любой марки и модели)
3. Переходники, F-разьёмы в количестве 2 шт.
4. Три анкерных самозажимных болта М6 Х 120..150 мм, если стены дома каменные
5. Три больших болта - самореза по дереву М6 Х 150…200 мм, если стены деревянные
6. Перфоратор, если стены каменные
7. Ключи гаечные или разводные, на 10, 13, 14, 17 (в зависимости от болтов)
8. Компас.
9. Кусок антенного провода 1,5..2 метра












А сейчас, как полагается, немного теории. Для того, чтобы понимать, что надо делать и зачем.

Спутников на небе (вернее, в космосе) много. Висят они там неподвижно, на геостационарной орбите, вращаясь вместе с землёй, на расстоянии примерно 36 000 км, и естественно, не видны. Каждый спутник находится в своей, отведённой только ему точке пространства. Местоположение каждого спутника точно известно, оно неизменно, и очень точно поддерживается. Для того, чтобы понять, как расположены и где находятся спутники, представьте себе …радугу. Вот примерно такой же дугой располагаются и спутники над горизонтом, от его левого края до правого. В зависимости от того, в каком месте нашей большой страны Вы проживаете, Вы сможете «увидеть» своими антеннами чуть больше или чуть меньше различных спутников.


У каждого спутника есть свое название, как бы имя. Вот к примеру, спутник Триколор, на который мы будем настраивать нашу антенну, раньше назывался Evtelsat W4 36Е, теперь он зовётся Экспресс АМУ-1 - 36Е. А Триколор – это лишь торговое название организации, передающей сигнал через этот спутник. У Телекарты (Континент ТВ), например, другой спутник, Intelsat15 85E.

Кроме того, в названии спутника обычно присутствует и цифра, например, 36Е, 85Е, 90Е, 5W, 9W, которая указывает долготу, над которой он висит, то есть примерное направление на этот спутник на горизонте.

Но в нашем случае для определения направления на спутник будут использоваться солнце и компас.

Прежде всего, перед установкой антенны надо определиться, с какой стороны дома её надо ставить. Для местности, в которой живу я, (Башкортостан, 56 градусов восточной долготы) и спутника «Триколор» это будет южная сторона, примерно то место, с которого хорошо видно солнце с 12 до 14 часов дня. Никаких помех в виде деревьев, крыш, и высоковольтных линий электропередач между Вами и солнцем (спутником) быть не должно. Высота установки антенны на стене не имеет никакого значения, крепите её там, где Вам удобнее будет её настраивать, только чтобы антенна не мешала проезду или проходу. У меня, например, одна из антенн стоит прямо на земле, на железной подставке. На крышу ставить антенну не советую, замучаетесь потом лазить, если что-то с ней случится. Естественно, под край крыши крепить тарелку тоже не следует, чтобы дождь, снег и лёд впоследствии не попадали на антенну. Следует предусмотреть возможность поворота антенны при настройке влево и вправо как можно шире.
Вот к примеру, как это выглядит.



Теперь о тарелке. На самом деле, она не совсем тарелка, скорее это её часть, немного сжатая с боков и вытянутая. Такая тарелка имеет яйцеобразную форму и называется офсетной, работает она как кривое зеркало, не только собирая, но и ОТРАЖАЯ радиоволны со спутника на приемный конвертер.

Поэтому процедура настройки положения тарелки примерно похожа на то, как если бы Вы пришли в тир и стали целиться в мишень, стоя спиной к ней, через зеркало.


До того, как собственно тарелка, с приемным конвертером будет прикреплена к стене дома, нужно точнее определиться с направлением на спутник. Пока это будет примерно, по компасу. Ещё раз повторюсь, для моей местности это будет азимут 204 градуса. Напомню, если кто не помнит: чтобы взять азимут, надо установить компас таким образом, чтобы его стрелка указывала на север, и под ней была нулевая отметка его шкалы. Не двигая компас, найдите на шкале 204 градуса и заметьте это направление на местности. Пусть это будет направление на какое – то дерево, строение, кустик, камень, или что там у Вас есть.




Высокая точность тут не требуется, все примерно. После этого встаньте у места будущей установки антенны и посмотрите внимательно в этом направлении на небо, под углом к горизонту примерно 20...25 градусов. Спутник Триколора находится где – то там. Никаких препятствий в этом направлении в виде крыш, деревьев, веток, столбов, линий электропередач быть не должно. Вот где – то здесь и крепите Вашу тарелку.

Если стена дома деревянная, то к процессу крепления тарелки следует отнестись с особой тщательностью, следя за тем, чтобы саморезы попали в несущую конструкцию дома, в брус, в бревно или в перегородку. Если Вы прикрутите тарелку просто на доски или на обрешётку, то при перепаде влажности (лето – осень - зима - весна) дерево немного разбухнет или немного сожмётся, тарелка сдвинется, сигнал пропадёт. В моей практике такое случалось многократно.

Точность установки спутниковой тарелки очень сильно влияет на качество приема, допустимая вибрация или погрешность здесь - не более 3 (трёх!) миллиметров.

После того, как тарелка закреплена, выставьте сначала положение зеркала строго вертикально, по уровню или отвесу, а потом немного завалите его назад на 1,5..2 сантиметра. Болты на креплении тарелки сильно не затягивайте.

Вот на этом фото хорошо видно, насколько надо отклонить тарелку.


Подключите ресивер к телевизору, как указано в его инструкции. Включите его. Ресивер перейдет в режим поиска каналов. Ничего не нажимайте, оставьте его в таком состоянии, как есть. Подсоедините к ресиверу антенный провод от тарелки. Затем на улице, провод, идущий от ресивера при помощи F- разъемов подключите к прибору Sat Finder, другой провод, заранее приготовленный, короткий, подключите к конвертеру на тарелке. Примерный вид разделки провода на рисунке.

Если в проводке нет обрывов и замыканий, то в нем загорится подсветка шкалы. Это значит, что питание на тарелку поступает. Вращая регулятор чувствительности, прибора добейтесь, чтобы прибор начал немного потрескивать от помех (но не пищать).


Немного о приборе Sat Finder.
Не сочтите за рекламу. Зовут его SF-9501, продаётся практически во всех электронных магазинах, или в крайнем случае, на Алибаба.ком. Незаменимая вещь при настройке любой спутниковой антенны. При относительно небольшой стоимости (400…600 руб) экономит огромное количество времени и нервов.


Принцип работы этого прибора основан на измерении силы сигнала на выходе конвертера и его звуковой и стрелочной индикации.
Бывают различных моделей и модификаций, с дисплеями, программируемые, и т.п., но в нашем случае самой простой модели будет более чем достаточно.

Теперь, когда все соединения проверены и в приборе слышно как потрескивают помехи, начинайте медленно, очень медленно двигать тарелку по горизонтали влево, а затем вправо. По мере движения тарелки Вы услышите несколько разных сигналов с различных спутников (их там много). Ваша задача – выбрать самый сильный из них и оставить тарелку в этом положении.


Затем уменьшите регулятором чувствительность (громкость пищалки) прибора Sat Finder и подберите более точно положение тарелки в горизонтальной плоскости.


Если сигналы слабые или совсем не слышны, немного завалите тарелку назад (на 1 см) и снова повторите поиск сигнала в горизонтальной плоскости. Таким образом, проводя поиск по горизонтали, и с каждым проходом немного поднимая тарелку над горизонтом, Вы найдете спутник с самым сильным сигналом. После того, как такой сигнал найден, попробуйте немного (на сантиметр, не более) подвигать тарелку вверх или вниз, добиваясь максимальной силы сигнала. Если необходимо, уменьшайте чувствительность прибора для более точной настройки.


Проверьте примерное направление тарелки на спутник, оно не должно отличаться от ранее найденного компасом более чем на 5…8 градусов в ту или другую сторону.

Вернитесь к телевизору. Согласно инструкции к ресиверу, проведите первоначальный поиск каналов. Оператор – Триколор, регион – Челябинск или Урал. Если тарелка настроена правильно – то Вы увидите список из множества каналов. Проверьте, есть ли среди них Триколор - Инфо и каналы Триколор - Промо, ТВ-ТВ, ТВ2-ТВ. Эти каналы должны работать даже без активации карточки доступа.

После того, как все каналы найдены, возвращайтесь к тарелке и аккуратно, чтобы не сбить настройку, зафиксируйте ключами все крепления тарелки и все болты с гайками, контролируя силу сигнала по прибору.

После фиксации антенны и проверки изображения на телевизоре, отключите прибор, и подсоедините провод от ресивера к конвертеру на тарелке. На этом настройка закончена. Со спутника Триколор Вам будут доступны для просмотра около десяти бесплатных каналов и около 300 платных. Теперь следует зарегистрировать свое оборудование у оператора, позвонив на специальный номер, указанный в инструкции к ресиверу. После регистрации оборудования все каналы, найденные при настройке, станут доступны к просмотру.

Думаю, что просмотр будет намного приятнее, если учесть что весь бюджет нашего предприятия (с гвоздями и изолентой) на уровне 700…800 рублей.

Как показала практика, приборчик Sat Finder ещё не раз Вам пригодится. То ли ветер сильный, то ли снег со льдом, то ли перестройка в доме какая-то, всегда можно пойти и настроить сдвинутую антенну, как у себя, так и у соседа.

Да, на всякий случай приведу параметры для спутника Intelsat 15 85E, для Телекарты. Азимут 143 градуса, угол места, то есть "заваливания" тарелки -такой же, как и у Триколора. Остальная методика настройки - точно такая же.

Приятного просмотра!

Завтра весь мир празднует День космонавтики. 12 апреля 1961 года Советский союз впервые в истории запустил пилотируемый корабль на борту которого был Юрий Гагарин. Сегодня мы покажем, как с космодрома "Байконур" в конце 2011 года с помощью ракетоносителя “Протон-М” был запущен второй казахстанский телекоммуникационный спутник “КазСат-2” (KazSat-2). Как аппарат был запущен на орбиту, в каком он состоянии, как и откуда производится его управление? Об этом мы узнаем в этом фоторепортаже.

1. 12-е июля 2011-го года. Cамую тяжелую российскую ракету космического назначения “Протон-М” с казахстанским спутником связи №2 и американским SES-3 (OS-2) вывозят на стартовую позицию. “Протон-М” запускают только с космодрома “Байконур”. Именно здесь существует необходимая инфраструктура для обслуживания этой сложнейшей ракетно-космической системы. Российская сторона, а именно производитель аппарата, космический центр имени Хруничева, гарантирует, что “КазСат-2” прослужит не менее 12-ти лет.

С момента подписания договора о создании спутника проект несколько раз перерабатывался, а сам запуск откладывался, по меньшей мере, три раза. В результате “КазСат-2” получил принципиально новую элементную базу и новый алгоритм управления. Но самое главное, на спутнике были смонтированы новейшие и очень надежные навигационные приборы, производства французского концерна ASTRIUM.

Это гироскопический измеритель вектора угловой скорости и астродатчики. С помощью астродатчиков спутник ориентирует себя в пространстве по звездам. Именно отказ навигационного оборудования привел к тому, что первый “КазСат” был фактически потерян в 2008-м году, что почти вызвало международный скандал.

2. Путь ракеты с подключенными к ней системами энергоснабжения и термостатирования головной части, где расположены разгонный блок “Бриз-М” и спутники занимает около 3-х часов. Скорость движения специального железнодорожного состава 5-7 километров в час, состав обслуживает команда специально подготовленных машинистов.

Еще одна группа сотрудников службы безопасности космодрома осматривает железнодорожные пути. Малейшая не расчетная нагрузка может повредить ракету. В отличие от своего предшественника, “КазСат” стал более энергоемким.

Количество передатчиков увеличилось до 16-ти. На “КазСате-1” их было 12. А суммарная мощность транспондеров увеличена до 4 с половиной киловатт. Это позволит прокачивать на порядок больше всевозможных данных. Все эти изменения отразились на стоимости аппарата. Она составила 115 миллионов долларов. Первый аппарат обошелся Казахстану в 65 миллионов.

3. За всем происходящим спокойно наблюдают обитатели местной степи. Корабли пустыни)

4. Размеры и возможности этой ракеты на самом деле поражают воображение. Ее длина составляет 58,2 метра, масса в заправленном состоянии 705 тонн. На старте тяга 6-ти двигателей первой ступени ракетоносителя составляет около 1 тыс. тонн. Это позволяет выводить на опорную околоземную орбиту объекты массой до 25-ти тонн, а на высокую геостационарную (30 тыс. км. от поверхности Земли)- до 5-ти тонн. Поэтому “Протон-М” незаменим, когда речь идет о запуске телекоммуникационных спутников.

Двух одинаковых космических аппаратов просто не бывает, потому что каждый космический аппарат - это совершенно новые технологии. За короткий период, бывает так, что приходится менять совершенно новые элементы. В “КазCате-2” применены те новые передовые технологии, которые на тот момент уже были. Была поставлена часть оборудования европейского производства, в части той, где у нас были отказы на “КазСат-1”. Я думаю, что оборудование, которое у нас сейчас работает на “КазСат-2” должно показать хорошие результаты. Оно имеет достаточно хорошую летную историю

5. На космодроме в настоящее время имеются 4 стартовые позиции для ракетоносителя “Протон”. Однако, только 3 из них, на площадках № 81 и № 200 находятся в рабочем состоянии. Ранее пусками этой ракеты занимались только военные из-за того, что работа с токсичным топливом требовала жесткого командного руководства. Сегодня комплекс демилитаризирован, хотя в составе боевых расчетов очень много бывших военных, снявших погоны.

Орбитальная позиция второго “КазСата” стала намного удобнее для работы. Это 86 с половиной градусов восточной долготы. Зона покрытия включает всю территорию Казахстана, часть Центральной Азии и России.

6. Закаты на космодроме “Байконур” исключительно технологические! Массивная конструкция чуть правее центра снимка - это “Протон-М” с подведенной к нему фермой обслуживания. С момента вывоза ракеты на стартовую позицию площадки № 200, и до момента старта проходит 4 суток. Все это время проводится подготовка и тестирование систем “Протона-М”. Примерно за 12 часов до старта проводится заседание государственной комиссии, которая дает разрешение на заправку ракеты топливом. Заправка начинается за 6 часов до старта. С этого момента все операции становятся необратимыми.

7. Какую же выгоду получает наша страна обладая собственным спутником связи? Прежде всего - это решение проблемы информационного обеспечения Казахстана. Свой спутник поможет расширить спектр информационных услуг для всего населения страны. Это услуга электронного правительства, интернета, мобильной связи. Самое главное, что казахстанский спутник позволит частично отказаться от услуг иностранных телекоммуникационных компаний, предоставляющих нашим оператором услуги по ретрансляции. Речь идет о десятках миллионов долларов, которые будут теперь уходить не за рубеж, а поступать в бюджет страны.

Виктор Лефтер, президент Республиканского центра космической связи:

Казахстан имеет достаточно большую территорию, по сравнению с другими странами. И надо понимать, что в каждый населенный пункт, в каждую деревенскую, сельскую школу мы не сможем подать те услуги связи, которые ограничены средствами кабельных и других систем. Космический аппарат решает эту проблему. Практически закрывается вся территория. Более того, не только территория Казахстана, но и часть территории соседних государств. И спутник - это стабильная возможность обеспечения связью

8. Различные модификации ракетоносителя “Протон” эксплуатируются с 1967-го года. Его главным конструктором был академик Владимир Челомей и его КБ (в настоящее время - КБ «Салют», филиал ГКНПЦ им. М.В.Хруничева). Можно смело утверждать, что все впечатляющие советские проекты по освоению околоземного пространства и изучению объектов Солнечной системы были бы неосуществимы без этой ракеты. Кроме того, “Протон” отличается очень высокой для техники подобного уровня надежностью: за все время его эксплуатации было произведено 370 пусков, из них 44 - неудачные.

9. Единственный и главный недостаток “Протона” - это крайне токсичные компоненты топлива: несимметричный диметилгидразин (НДМГ), или как его еще называют "гептил" и азотный тетраоксид ("амил"). В местах падения первой ступени (это территории в районе города Джезказгана), происходит загрязнение окружающей среды, что требует проведения дорогостоящих операций по ее очистке.

Ситуация серьезно усугубилась в начале 2000-х, когда произошло подряд три аварии ракетоносителя. Это вызвало крайнее недовольство властей Казахстана, потребовавших от российской стороны больших компенсаций. С 2001-го года старые модификации ракетоносителя были заменены на модернизированный “Протон-М”. В нем стоит цифровая система управления, а также система стравливания не сгоревших остатков топлива в верхних слоях ионосферы.

Таким образом, удалось существенно снизить ущерб для окружающей среды. Кроме того, разработан, но пока еще остается на бумаге проект экологически безопасного ракетоносителя “Ангара”, который использует в качестве компонентов топлива керосин и кислород, и который должен постепенно заменить “Протон-М”. Кстати, комплекс ракетоносителя “Ангара”на “Байконуре” будет называться “Байтерек” (в переводе с казахского “Тополь”.)

10. Именно надежность ракеты в свое время привлекла американцев. В 90-х годах было создано совместное предприятие ILS, которое позиционировало ракету на американском рынке телекоммуникационных систем. Сегодня большинство американских спутников связи гражданского назначения запускаются “Протоном-М” с космодрома в казахстанской степи. Американский SES-3 (принадлежащий компании SES WORLD SKIES), который находится в головной части ракеты вместе с казахстанским “КазСатом-2” - один из множества запускаемых с “Байконура”.

11. Кроме российского и американского флагов, на ракете размещен казахстанский а также эмблема Республиканского центра космической связи - организации, которая сегодня владеет и управляет спутником.

12. 16 июля 2011-го года 5 часов 16 минут и 10 секунд утра. Кульминационный момент. К счастью, все проходит благополучно.

13. Через 3 месяца после запуска. Молодые специалисты - ведущий инженер отдела управления спутником Бекболот Азаев, а также его коллеги инженеры Римма Кожевникова и Асылбек Абдрахманов. Вот эти ребята и управляют “КазСатом-2”.

14. Акмолинская область. Небольшой, и до 2006-го года ничем не примечательный районный центр Акколь получил широкую известность 5 лет назад, когда здесь построили первый в стране ЦУП - центр управления полетами орбитальных спутников. Октябрь здесь холодный, ветреный и дождливый, однако именно сейчас наступает самая горячая пора для тех людей, которые должны придать спутнику “КазСат-2” статус полноценного и важного сегмента казахстанской телекоммуникационной инфраструктуры.

15. После потери первого спутника в 2008-м году в Аккольском центре космической связи была проведена серьезная модернизация. Она позволяет уже сейчас управлять сразу двумя аппаратами.

Бауржан Кудабаев, вице-президент Республиканского центра космической связи:

Было установлено специальное программное обеспечение, поставлено новое оборудование. Перед вами стойка командно-измерительной системы. Это поставка американской фирмы Vertex, как и было на “КазСат-1”, но уже новой модификации, улучшенная версия. Применены разработки компании “Российские космические системы”. Т.е. это все - разработки сегодняшнего дня. Новые программы, оборудование элементная база. Все это улучшает работу с нашим космическим аппаратом

16. Дархан Марал, начальник центра управления полетом на рабочем месте. В 2011-м в Центр пришли молодые специалисты, выпускники российских и казахстанских вузов. Их уже научили работать, и как утверждают в руководстве РЦКС, с кадровым пополнением проблем нет. В 2008-м ситуация была намного печальнее. После потери первого спутника, значительная часть высокообразованных людей покинула центр.

17. Октябрь 2011-го был еще одним кульминационным моментом в работе над казахстанским спутником. Завершились его летно-конструкторские испытания, и начались так называемые зачетные испытания. Т.е. это был как бы экзамен для производителя на функциональность спутника. Происходило все следующим образом. На “КазСат-2” подняли телевизионный сигнал.

Затем несколько групп специалистов отправились в разные регионы Казахстана и замеряли параметры этого сигнала, т.е. насколько корректно сигнал ретранслирует спутник. Замечаний не возникло, и в конце концов специальная комиссия приняла акт о передаче спутника казахстанской стороне. С этого момента эксплуатацией аппарата занимаются казахстанские специалисты.

18. До конца ноября 2011-го в космическом центре “Акколь” работала большая группа российских специалистов. Они представляли субподрядные организации по проекту “КазСат-2”. Это ведущие компании российской космической отрасли: Центр им. Хруничева, который разработал и построил спутник, конструкторское бюро “Марс”(оно специализируется в области навигации орбитальных спутников), а также корпорация “Российские космические системы”, разрабатывающая программное обеспечение.

Вся система делится на две составляющие. Это, собственно, сам спутник и наземная инфраструктура управления. По технологии сначала подрядчик должен продемонстрировать работоспособность системы - это монтаж оборудования, его отладка, демонстрация функциональных возможностей. После всех процедур - обучение казахстанских специалистов.

19. Центр космической связи в Акколе - это одно из немногих мест в нашей стране, где сложилась благоприятная электромагнитная обстановка. На многие десятки километров вокруг здесь отсутствуют источники излучения. Они могут создать помехи и помешать управлению спутником. 10 больших параболических антенн направлены в небо в одну единственную точку. Там на большом расстоянии от поверхности Земли - это более 36-ти тысяч километров висит небольшой рукотворный объект - казахстанский спутник связи “КазСат-2”.

Большинство современных спутников связи геостационарные. Т.е. их орбита построена таким образом, что как бы зависает над одной географической точкой, и вращение Земли практически не оказывает на эту стабильную позицию никакого влияния. Это позволяет с помощью бортового ретранслятора прокачивать большие объемы информации, уверенно принимать эту информацию в зоне покрытия на Земле.

20. Еще одна любопытная деталь. По международным правилам допустимое отклонение спутника от точки стояния может составлять максимум пол-градуса. Для специалистов ЦУПа -удержать аппарат в заданных параметрах - ювелирная работа, требующая высочайшей квалификации специалистов-баллистиков. В центре будет работать 69 человек, из них 36 - это технические специалисты.

21. Вот это и есть главный пульт управления. На стене большой монитор, куда стекается вся телеметрия, на полукруглом столе несколько компьютеров, телефоны. Вроде бы все очень просто…

23. Виктор Лефтер, президент Республиканского центра космической связи:
- Мы будем расширять казахстанскую флотилию до 3-х, 4-х, а возможно даже - до 5-ти cпутников. Т.е. чтобы была постоянна замена аппаратов, резерв был, и чтобы наши операторы не испытывали такой острой необходимости использовать изделия других государств. Чтобы мы были обеспечены своими резервами.”

24. В настоящее время резервирование управления спутником осуществляется из Москвы, где расположен космический центр им. Хруничева. Однако, Республиканский центр космической связи намерен резервировать полет c казахстанской территории. Для этого сейчас строится второй ЦУП. Он будет расположен в 30-ти километрах севернее Алматы.

25. В планах Национального космического агентства Казахстана предстоящий в 2013-м году запуск третьего спутника “КазСат-3”. Контракт на его разработку и производство был подписан в 2011-м году во Франции, на аэрокосмическом салоне в ле Бурже. Спутник для Казахстана строит НПО им.академика Решетнева, которое расположено в российском городе Красноярске.

26. Интерфейс оператора отдела управления. Так он выглядит сейчас.

На видео можно увидеть, как был запущен этот спутник.


Оригинал взят отсюда

Читайте наше сообщество также вконтакте, где огромный выбор видеосюжетов по тематике "как это сделано" и в фейсбуке.