Компьютерные технологии в науке. Компьютерные технологии в науке и производстве

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

Компьютерные технологии в науке и образовании

Часть 1. Теоретические основы информационных технологий в образовании и науке

Барнаул 2011

Утверждены на заседании кафедры информатики

Компьютерные технологии в науке и образовании: лекции для студентов по направлению 071400.68 Социально-культурная деятельность / сост. Н.Н. Шаховалов; АлтГАКИ, кафедра информатики. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2011. – 67 с.

Составитель:

Н.Н. Шаховалов, кандидат педагогических наук,

Рецензент:

О.П. Кутькина, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры информатики АлтГАКИ.

©АлтГАКИ, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях профессиональная подготовка специалистов в любой предметной области предполагает достаточно глубокие знания в области компьютерных технологий. Многие задачи, решение которых ранее считалось невозможным, в настоящее время успешно решаются средствами компьютерных технологий. Это относится к созданию и сложной обработке современных локальных и распределенных документов, реляционных баз данных, компьютерному моделированию сложных систем, в частности педагогических систем с формализованной обратной связью.

Предлагаемая дисциплина способствует формированию у магистрантов комплексного представления о компьютерных технологиях как органической составляющей информационных технологий, позволяющих существенно повысить эффективность обработки информации научного и учебного характера.

Лекционные материалы включают в себя следующие разделы: информация, информатизация и информационное общество, базовые компьютерные технологии в науке и образовании, информационные технологии в сфере высшего образования, информатизация науки.

Лекция 1. Информация, информатизация и информационное общество

    Понятие и особенности информационного общества

    Понятие «информация», ее виды

    Понятие «информационный ресурс»

    Информатизация, ее основные задачи

    Информационный рынок, его сектора

    Источники информации

    Понятие «система», ее особенности

    Понятия «информационная система» и «автоматизированная информационная система»

    Предметная область автоматизированной информационной системы.

    Классификация автоматизированных информационных систем

Лекция 2. Базовые компьютерные технологии в науке и образовании

    Понятие «информационные технологии»

    Поколения развития компьютеров и информационных технологий.

    Классификация информационных технологий

    Основные тенденции развития информационных технологий.

    Компьютерные технологии обработки текстовой информации

    Компьютерные технологии обработки табличной информации

    Компьютерные технологии работы с базами данных

    Новые информационные технологии в образовании

    Технология поиска информации

    Основы информационной безопасности компьютера

    Метод «интеллектуального перебора» паролей

    Электронная коммерция

    Основы создания и продвижения сайтов в Интернет

http://сайт/ru/info/study/evm

Компьютерные технологии в науке и производстве

Компьютерные технологии в науке и производстве А. Н. Втюрин, А. С. Крылов. Научно-образовательный курс http://сайт/ru/info/study/evm/csp http://сайт/@@site-logo/logo.png

Простота и доступность современных ЭВМ, с одной стороны, и усложнение физического эксперимента, с другой, привели к тому, что в современной экспериментальной физике компьютеры находят все более широкое применение. В связи с этим современная экспериментальная физика требует знания не только численных методов и языков программирования, но и архитектуры, элементов устройства управляющих ЭВМ, принципов их организации, существующих методов интеграции ЭВМ с физическими приборами. Предлагаемая книга знакомит читателя с
основами архитектуры ЭВМ, применяемых для управления экспериментальными установками, устройством и принципами работы наиболее распространенного интерфейсного оборудования, алгоритмами управления экспериментом и оперативной обработки экспериментальных данных. Текст сопровождается контрольными вопросами, посвященными принципам организации прикладного программного обеспечения и реализации основных алгоритмов оперативной обработки результатов эксперимента, а также примерами практической реализации изложенного материала для управления отдельными интерфейсными модулями и работы на управляемых ЭВМ установках.

ЭВМ в физическом эксперименте Втюрин А. Н., Агеев А. Г., Крылов А. С. Учебное пособие http://сайт/ru/info/study/evm/ecm http://сайт/@@site-logo/logo.png

Втюрин А. Н., Агеев А. Г., Крылов А. С. Учебное пособие

Простота и доступность современных ЭВМ, с одной стороны, и усложнение физического эксперимента, с другой, привели к тому, что в современной экспериментальной физике компьютеры находят все более широкое применение. В связи с этим современная экспериментальная физика требует знания не только численных методов и языков программирования, но и архитектуры, элементов устройства управляющих ЭВМ, принципов их организации, существующих методов интеграции ЭВМ с физическими приборами. Предлагаемая книга знакомит читателя с основами архитектуры ЭВМ, применяемых для управления экспериментальными установками, устройством и принципами работы наиболее распространенного интерфейсного оборудования, алгоритмами управления экспериментом и оперативной обработки экспериментальных данных. Текст сопровождается контрольными вопросами, посвященными принципам организации прикладного программного обеспечения и реализации основных алгоритмов оперативной обработки результатов эксперимента, а также примерами практической реализации изложенного материала для управления отдельными интерфейсными модулями и работы на управляемых ЭВМ установках.
Книга адресована студентам и аспирантам физических и инженерно-физических факультетов университетов.

Целью освоения дисциплины «Компьютерные технологии в науке и производстве» является формирование знаний современных компьютерных и информационных технологий для работы на производстве и проведения научных исследований. В задачу дисциплины входит изучение структуры, принципа работы, возможностей и характеристик компьютерной техники; изучение классификации, назначения и структуры программного обеспечения; освоение методов современных и перспективных информационных технологий в научной и производственной деятельности; получение навыков и приемов работы с математическими, инженерными, научными и прикладными пакетами.

Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и производстве» относится к базовой части общенаучного цикла основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 111400 – Водные биоресурсы и аквакультура.

Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и производстве» является завершающей и обобщающей и базируется на всех предшествующих дисциплинах учебного плана, в которых в разных аспектах рассматривались и применялись компьютерные и информационные технологии. Дисциплина предполагает знание предметной области информатики в объеме стандартной вузовской подготовки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Историю, современное состояние и перспективы развития и применения компьютерных технологий в науке, образовании и производстве;

Классификацию, структуру и основные технические характеристики компьютерной вычислительной техники;

Состав, классификацию и основные возможности прикладного программного обеспечения в области электроэнергетики и электротехники для автоматизации научной, инженерной и образовательной деятельности;

Принципы работы и возможности локальных и глобальных компьютерных сетей.

Использовать современную компьютерную и вычислительную технику для автоматизации научной и инженерной деятельности и организации электронного документооборота;

Применять прикладные компьютерные программы для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;

Использовать компьютерные, сетевые и информационные технологии и мультимедиа в науке, производстве и образовании.

3. Владеть:

Методами применения компьютерных технологий для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач в рыбном хозяйстве;

Методикой сбора, обработки и представления рыбохозяйственной информации с помощью прикладных программ, сетевых технологий и мультимедиа в образовании, науке и производстве.