Обучаясь письменной речи, человек обязательно изучает основы правописания, грамматику и орфографию. К примеру, все знают, что предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой, текст делится на абзацы и т. п.
Аналогичным образом действуют и языки программирования: чтобы программа работала, следует придерживаться определенных правил. Набор правил, определяющий структуру языков программирования, называется синтаксисом. Многие языки программирования строятся на одинаковых концепциях, но используют разный синтаксис.
Данный мануал ознакомит вас с основами синтаксиса и структурирования кода в JavaScript.
Функциональность и удобочитаемость
Функциональность и удобочитаемость – очень важные аспекты синтаксиса JavaScript, на которых нужно сосредоточиться отдельно.
Некоторые правила синтаксиса являются обязательными для кода JavaScript. Если они не соблюдаются, консоль выдаст ошибку, и сценарий прекратит работу.
Рассмотрим такую ошибку в программе «Hello, World!».
// Example of a broken JavaScript program
console.log("Hello, World!"
В конце не хватает закрывающей скобки, потому вместо строки «Hello, World!» программа вернет ошибку:
Uncaught SyntaxError: missing) after argument list
Чтобы сценарий мог продолжить работу, нужно добавить закрывающую круглую скобку. Вот так ошибка в синтаксисе JavaScript может повлиять на работу программы.
Некоторые аспекты синтаксиса и форматирования JavaScript основаны на разных точках зрения. Проще говоря, существуют стилистические правила и варианты, которые не являются обязательными и не приводят к ошибкам при запуске кода. Тем не менее, существует также много общих соглашений и конвенций, которые разумно отслеживать – так разработчики проектов и кода будут иметь все необходимые знания об обновлениях стиля и синтаксиса. Соблюдение общих конвенций повысит удобочитаемость кода.
Рассмотрим следующие три варианта присвоения значения переменной:
const greeting="Hello"; // no whitespace between variable & string
const greeting = "Hello"; // excessive whitespace after assignment
const greeting = "Hello"; // single whitespace between variable & string
Все три приведенные выше строки будут работать одинаково. Но третий вариант (greeting = «Hello») на сегодняшний день является наиболее часто используемым и удобочитаемым способом написания кода, особенно при рассмотрении его в контексте более объемной программы.
Очень важно следить за целостностью и последовательностью всего кода программы.
Ниже мы рассмотрим несколько примеров, чтобы ознакомиться с синтаксисом и структурой кода JavaScript.
Пробельные символы
Пробельные символы JavaScript – это пробелы, табы и перевод строки (это действие выполняет клавиша Enter). Как было показано ранее, избыточные пробелы вне строки, пробелы между операторами и другими символами игнорируются интерпретатором JavaScript. Это означает, что следующие три примера присвоения переменной будут иметь одинаковый результат:
const userLocation = "New York City, " + "NY";
const userLocation="New York City, "+"NY";
const userLocation = "New York City, " + "NY";
Переменная userLocation будет иметь значение «New York City, NY» вне зависимости от стиля присвоения этого значения. Для JavaScript не имеет никакого значения, какие пробельные символы используются.
В написании программ есть одно проверенное и надежное правило: расставляя пробельные символы, следуйте тем же правилам, которыми вы пользуетесь в математике или грамматике. К примеру, строка:
читается проще, чем:
Важным исключением из этого правила является назначение нескольких переменных. Обратите внимание на позицию = в следующем примере:
const companyName = "MyCompany";
const companyHeadquarters = "New York City";
const companyHandle = "mycompany";
Все операторы присваивания (=) выравниваются в одну линию с помощью пробелов. Этот тип структуры не используется всеми базами кода, но может повысить удобочитаемость.
Лишние переходы строки тоже игнорируются в JavaScript. Как правило, дополнительные пустые строки вставляются над комментарием и после блока кода.
Круглые скобки
В ключевых словах, таких как if, switch и for, до и после круглых скобок обычно добавляются пробелы. Рассмотрите следующий пример:
// An example of if statement syntax
if () { }
// Check math equation and print a string to the console
if (4 < 5) {
console.log("4 is less than 5.");
}
// An example of for loop syntax
for () { }
// Iterate 10 times, printing out each iteration number to the console
for (let i = 0; i <= 10; i++) {
console.log(i);
}
Как видите, круглые скобки оператора if и цикла выделены пробелами с двух сторон.
Когда код относится к функции, методу или классу, скобки пишутся рядом с именем без пробела.
// An example function
function functionName() {}
// Initialize a function to calculate the volume of a cube
function cube(number) {
return Math.pow(number, 3);
}
// Invoke the function
cube(5);
В приведенном выше примере cube() является функцией, а скобки () будут содержать параметры или аргументы. В этом случае параметры выражены с помощью number или 5. Написание cube () с пробелом тоже будет работать, но оно почти никогда не используется. Слитное написание функции и скобок помогает легко связать функцию с ее аргументами.
Точка с запятой
Так же, как абзацы текста состоят из предложений, программы JavaScript состоят из ряда инструкций, которые называются выражениями. В конце предложения ставится точка, а в конце выражения JavaScript – точка с запятой (;).
// A single JavaScript statement
const now = new Date();
Если два или более выражения расположены рядом друг с другом, их необходимо разделить точкой с запятой.
// Get the current timestamp and print it to the console
const now = new Date(); console.log(now);
Если выражения разделены символом новой строки, точку с запятой ставить необязательно.
// Two statements separated by newlines
const now = new Date()
console.log(now)
По общему соглашению точку с запятой принято ставить после выражения независимо от символов новых строк. Это снижает вероятность ошибок.
// Two statements separated by newlines and semicolons
const now = new Date();
console.log(now);
Точку с запятой также ставят между инициализацией и условием в циклах for:
for (initialization; condition; increment) {
// run the loop
}
Точка с запятой не ставится после операторов if, for, do, while, class, switch и function. Эти операторы берутся в фигурные скобки {}. Рассмотрите следующий код:
// Initialize a function to calculate the area of a square
function square(number) {
return Math.pow(number, 2);
}
// Calculate the area of a number greater than 0
if (number > 0) {
square(number);
}
Будьте осторожны, так как не весь код, заключенный в фигурные скобки, не требует точки с запятой. Объекты берутся в фигурные скобки и должны заканчиваться точкой с запятой.
// An example object
const objectName = {};
// Initialize triangle object
const triangle = {
type: "right",
angle: 90,
sides: 3,
};
Широко распространена практика, при которой точки с запятой ставятся после каждого оператора и выражения JavaScript, кроме тех, которые заканчиваются фигурными скобками.
Структурирование кода
Технически весь код программы JavaScript можно поместить в одну строку. Но такой код очень сложно читать и поддерживать. Потому программа делится на строки.
К примеру, оператор if/else можно написать в одну строку, а можно разделить:
// Conditional statement written on one line
if (x === 1) { /* execute code if true */ } else { /* execute code if false */ }
// Conditional statement with indentation
if (x === 1) {
// execute code if true
} else {
// execute code if false
}
Обратите внимание: любой код, включенный в блок, имеет отступы. Отступ можно поставить с помощью двух пробелов, четырех пробелов или табов. Выбор метода расстановки отступов зависит только от личных предпочтений или от рекомендаций вашей организации.
Открытая скобка в конце первой строки – обычный способ структурирования операторов и объектов JavaScript. Иногда скобки выносятся в отдельные строки:
// Conditional statement with braces on newlines
if (x === 1)
{
// execute code if true
}
else
{
// execute code if false
}
Такая структура в JavaScript, как и в других языках, используется довольно редко.
Вложенные операторы должны отделяться:
// Initialize a function
function isEqualToOne(x) {
// Check if x is equal to one
if (x === 1) {
// on success, return true
return true;
} else {
return false;
}
}
Правильная установка отступов делает код удобочитаемым. Единственное исключение из этого правила, которое следует иметь в виду, заключается в том, что сжатые библиотеки удаляют все ненужные символы, чтобы уменьшить объем файла.
Идентификаторы
Имена переменных, функций или свойств в JavaScript называются идентификаторами. Идентификаторы состоят из букв и цифр, но они не могут содержать символы за пределами $ и _ и не могут начинаться с числа.
Чувствительность к регистру
Имена чувствительны к регистру. То есть, myVariable и myvariable будут восприниматься как две разные переменные.
var myVariable = 1;
var myvariable = 2;
По общему соглашению имена пишутся в верблюжьем регистре (camelCase): первое слово пишется со строчной буквы, но каждое последующее слово начинается с заглавной буквы. Глобальные переменные или константы пишутся в верхнем регистре и разделяются символами подчеркивания.
const INSURANCE_RATE = 0.4;
Исключением из этого правила являются имена классов, в которых обычно каждое слово начинается с заглавной буквы (PascalCase).
// Initialize a class
class ExampleClass {
constructor() { }
}
Чтобы обеспечить читаемость кода, нужно последовательно использовать идентификаторы во всех файлах программы.
Зарезервированные ключевые слова
Идентификаторы также не должны содержать никаких зарезервированных ключевых слов. Ключевые слова – это слова JavaScript, которые имеют встроенную функциональность. К ним относятся var, if, for и this.
К примеру, вы не сможете присвоить значение переменной с именем var.
var var = "Some value";
JavaScript знает ключевое слово var, потому выдаст ошибку:
SyntaxError: Unexpected token (1:4)
Синтаксис JavaScript
С 1995 года JavaScript прошел длинный путь от скромного компонента браузера Netscape до современных высокопроизводительных JIT-интерпретаторов. Казалось бы, всего лет пять назад разработчики были ошеломлены появлением Ajax, а уже сейчас сложные JavaScript-приложения достигли объемов в сотни и тысячи строк кода.
В прошлом году появилось новое поколение JavaScript-приложений, ничем не отличающихся от приложений рабочего стола, - невероятный прогресс веб-технологий. Ушли в прошлое медленно выполняемые запросы страниц при каждом взаимодействии пользователя с приложением. Движки JavaScript стали настолько мощными, что появилась возможность сохранять состояние на стороне клиента, что существенно ускорило реакцию приложения и улучшило качество его работы.
Если вы знаете другие языки программирования, вам может оказаться полезна информация, что JavaScript является высокоуровневым, динамическим, нетипизированным и интерпретируемым языком программирования, который хорошо подходит для программирования в объектно-ориентированном и функциональном стилях. Свой синтаксис JavaScript унаследовал из языка Java, свои первоклассные функции – из языка Scheme, а механизм наследования на основе прототипов – из языка Self. Но вам не требуется знать все эти языки или быть знакомыми с их терминологией для изучения JavaScript.
В этой статье мы рассмотрим базовые лексические структуры языка.
Символы
При написании программ на JavaScript используется набор символов Юникода. Юникод является надмножеством кодировок ASCII и Latin-1 и поддерживает практически все письменные языки, имеющиеся на планете. Стандарт ECMAScript 3 требует, чтобы реализации JavaScript обеспечивали поддержку стандарта Юникода версии 2.1 или выше, а стандарт ECMAScript 5 требует, чтобы реализации обеспечивали поддержку стандарта Юникода версии 3 или выше.
Чувствительность к регистру
JavaScript – это язык, чувствительный к регистру символов. Это значит, что ключевые слова, имена переменных и функций и любые другие идентификаторы языка должны всегда содержать одинаковые наборы прописных и строчных букв.
Например, ключевое слово while должно набираться как «while», а не «While » или «WHILE». Аналогично myvar, Myvar, MyVar и MYVAR – это имена четырех разных переменных. Заметим, однако, что язык разметки HTML (в отличие от XHTML) не чувствителен к регистру. Так как HTML и клиентский JavaScript тесно связаны, это различие может привести к путанице. Многие JavaScript-объекты и их свойства имеют те же имена, что и теги и атрибуты языка HTML, которые они обозначают. Однако если в HTML эти теги и атрибуты могут набираться в любом регистре, то в JavaScript они обычно должны набираться строчными буквами.
Например, атрибут onclick обработчика события чаще всего задается в HTML как onClick, однако в JavaScript-коде (или в XHTML-документе) он должен быть обозначен как onclick.
Пробелы, переводы строк и символы управления форматом
JavaScript игнорирует пробелы, которые могут присутствовать между лексемами в программе. Кроме того, JavaScript также по большей части игнорирует символы перевода строки. Поэтому пробелы и символы перевода строки могут без ограничений использоваться в исходных текстах программ для форматирования и придания им удобочитаемого внешнего вида.
Помимо обычного символа пробела (\u0020 ) JavaScript дополнительно распознает как пробельные следующие символы: табуляция (\u0009 ), вертикальная табуляция (\u000B ), перевод формата (\u000C ), неразрывный пробел (\u00A0 ), маркер порядка следования байтов (\uFEFF ), а также все символы Юникода, относящиеся к категории Zs.
Следующие символы распознаются интерпретаторами JavaScript как символы конца строки: перевод строки (\u000A ), возврат каретки (\u000D ), разделитель строк (\u2028 ) и разделитель абзацев (\u2029 ). Последовательность из символов возврата каретки и перевода строки интерпретируется как единственный символ завершения строки.
Символы Юникода, управляющие форматом (категория Cf), такие как RIGHT-TO-LEFT MARK (\u200F ) и LEFT-TO-RIGHT MARK (\u200E ), управляют визуальным представлением текста, в котором они присутствуют. Они имеют большое значение для корректного отображения текста на некоторых языках и являются допустимыми в комментариях JavaScript, строковых литералах и в литералах регулярных выражений, но не в идентификаторах (таких как имена переменных), определяемых в программах JavaScript. Исключение составляют ZERO WIDTH JOINER (\u200D ) и ZERO WIDTH NON-JOINER (\u200C ), которые можно использовать в идентификаторах при условии, что они не являются первыми символами идентификаторов.
Полную таблицу символов Unicode вы можете посмотреть на сайте Unicode Table .
Необязательные точки с запятой
Как и в других языках программирования, для отделения инструкций друг от друга в языке JavaScript используется точка с запятой (;). Использование точек с запятой имеет важное значение для ясного выражения намерений программиста: без этого разделителя по ошибке можно принять конец одной инструкции за начало следующей и наоборот.
Обычно в JavaScript точку с запятой между инструкциями можно не ставить, если они находятся в разных строках. (Точку с запятой можно также опустить в конце программы или если следующей лексемой в программе является закрывающая фигурная скобка }.) Многие программисты на JavaScript используют точки с запятой для явного обозначения концов инструкций, даже если в этом нет необходимости.
Взгляните на следующий фрагмент. Поскольку две инструкции находятся в разных строках, первую точку с запятой можно опустить:
Однако если эти инструкции записать, как показано ниже, первая точка с запятой становится обязательной:
Комментарии
JavaScript поддерживает два способа оформления комментариев. Любой текст между символами // и концом строки рассматривается как комментарий и игнорируется JavaScript. Любой текст между символами /* и */ также рассматривается как комментарий. Эти комментарии могут состоять из нескольких строк, но не могут быть вложенными. Следующие строки представляют собой корректные JavaScript-комментарии:
// Это однострочный комментарий. /* Это тоже комментарий */ // а это другой комментарий. /* Это еще один комментарий. Он располагается в нескольких строках. */
Идентификаторы и зарезервированные слова
Идентификатор - это просто имя. В JavaScript идентификаторы выступают в качестве имен переменных и функций, а также меток некоторых циклов. Идентификаторы в JavaScript должны начинаться с буквы, с символа подчеркивания (_) или знака доллара ($) . Далее могут следовать любые буквы, цифры, символы подчеркивания или знаки доллара. (Цифра не может быть первым символом, так как тогда интерпретатору трудно будет отличать идентификаторы от чисел.) Примеры допустимых идентификаторов:
I my_variable_name v13 _myvar $str
Для совместимости и простоты редактирования для составления идентификаторов обычно используются только символы ASCII и цифры. Однако JavaScript допускает возможность использования в идентификаторах букв и цифр из полного набора символов Юникода. Это позволяет программистам давать переменным имена на своих родных языках и использовать в них математические символы:
Var имя = "Александр"; var Π = 3.14;
JavaScript резервирует ряд идентификаторов, которые играют роль ключевых слов самого языка. Эти ключевые слова не могут служить идентификаторами в программах. JavaScript также резервирует некоторые ключевые слова, которые в настоящее время не являются частью языка, но которые могут войти в его состав в будущих версиях. В приведенной таблице перечислены все ключевые слова по категориям:
Категория | Ключевые слова |
---|---|
Базовые идентификаторы | break delete function return typeof case do if switch var catch else in this void continue false instanceof throw while debugger finally new true with default for null try |
Новые ключевые слова в стандарте EcmaScript 5 | class const enum export extends import super |
Зарезервированные слова в строгом режиме (в обычном они доступны) | implements let private public yield interface package protected static |
Программа на JavaScript состоит из переменных, операторов, функций, объектов и других конструкций языка. Все они будут подробно рассмотрены в данном учебнике. А в этой теме я расскажу, как они пишутся в коде программы. Синтаксис JavaScript обыкновенный и во многом совпадает с другими языками прораммирования.
Пробелы и перевод строки
JavaScript не требует присутсвия пробелов между переменными и различными орераторами. Но позволяет ставить пробелы там, где Вам нужно:
Перевод строки тоже можно производить там, где Вам удобно. Есть одно исключение: нельзя делать перевод строки внутри текста, находящегося в кавычках. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен при изучении строк. В остальных случаях Вы сами решаете, где переводить строку
Можно написать так:
Однако, я рекомендую ставить точку с запятой после каждого оператора и вызова функции. Во-первых, отсутствие точки с запятой допустимо не всегда, и может возникнуть ошибка. Во-вторых, это распространённый стиль грамотного написания кода, и лучше сразу к нему привыкать. Желательно соблюдать правило: каждая строка должна заканчиваться точкой с запятой. Исключение составляют конструкции языка, для которых предусмотрены свои знаки. Например, некоторые операторы.
При написании своих названий, например, при создании переменных, тоже учитывается регистр символов. company и Company - это две разные переменные.
Синтаксис JavaScript это набор правил, как JavaScript строятся программы.
JavaScript Программы
Компьютерная программа представляет собой список "инструкций" , чтобы быть "выполнены" компьютером.
В языке программирования, эти программные инструкции называются заявления.
JavaScript является языком программирования.
JavaScript заявления разделяются точкой с запятой.
В HTML, JavaScript программы могут быть выполнены с помощью веб-браузера.
Заявления JavaScript
заявления JavaScript состоят из:
Значения, Операторы, выражения, ключевые слова и комментарии.
Значения JavaScript
Синтаксис JavaScript определяет два типа значений: Фиксированные значения и значения переменных.
Фиксированные значения называются литералы. Значения переменных называются переменными.
JavaScript литералы
Наиболее важные правила написания фиксированные значения являются:
Числа записываются с или без десятичных знаков:
Строки текст, написанный в двойные или одинарные кавычки:
Переменные JavaScript
В языке программирования, переменные используются для хранения значений данных.
JavaScript использует var ключевое слово, чтобы объявить переменные.
Знак равенства используется для присвоения значений переменным.
В этом примере, х определяется как переменная. Тогда х назначается (учитывая) значение 6:
Операторы JavaScript
JavaScript использует оператор присваивания (=) для присвоения значений переменным:
JavaScript использует арифметические операторы (+ - * /) для вычисления значений:
JavaScript Выражения
Выражение представляет собой сочетание значений, переменных и операторов, который вычисляет на значение.
Вычисление называется оценка.
Например, 5 * 10 принимает значение 50:
Выражения могут также содержать значения переменных:
Значения могут быть различных типов, таких как числа и строки.
Например, "Джон" + "," + "Доу", принимает значение "Джон Доу":
JavaScript Ключевые слова
JavaScript ключевые слова используются для определения действий, которые необходимо выполнить.
var ключевое слово указывает браузеру, чтобы создать новую переменную:
JavaScript Комментарии
Не все операторы JavaScript будут "выполнены".
Код после того, как двойные косые черты // или между /* и * / рассматривается как комментарий.
Комментарии игнорируются, и не будут выполнены:
JavaScript Идентификаторы
Идентификаторы являются именами.
В JavaScript, идентификаторы используются для именования переменных (и ключевым словам, а также функции и метки).
Правила для юридических имен так же в большинстве языков программирования.
В JavaScript, первый символ должен быть буквой, подчеркивание (_) или знак доллара ($) .
Последующие символы могут быть буквы, цифры, символы подчеркивания или знака доллара.
Числа не допускаются в качестве первого символа.
Таким образом, JavaScript можно легко отличить идентификаторы из чисел.
JavaScript чувствителен к регистру
Все идентификаторы JavaScript чувствительны к регистру.
Переменные LastName и ФАМИЛИЯ, две разные переменные.
JavaScript не интерпретирует VAR или Var в качестве ключевого слова var .
JavaScript и Camel Case
Исторически сложилось так, программисты использовали три способа соединения нескольких слов в одно имя переменной:
Дефисы:
first-name, last-name, master-card, inter-city.
Дефис не допускаются в JavaScript. Она предназначена для вычитаний.
Нижнее подчеркивание:
first_name, last_name, master_card, inter_city.
Дело Camel:
FirstName, LastName, MasterCard, InterCity.
В языках программирования, особенно в JavaScript, верблюд случай часто начинается со строчной буквы:
firstName, lastName, masterCard, interCity.
JavaScript Набор символов
JavaScript использует набор символов Unicode.
Unicode обложки (почти) все символы, знаки препинания и символы в мире.