Сломался дисковод на ноутбуке. Ремонт дисковода

Ремонт CD RW DVD своими силами самостоятельно или что делать и как быстро починить и отремонтировать, если не выдвигается, не открывается, лоток дисковода в компьютере.

При нажатии кнопки «OPEN» CD- DVD-ROM жужжит, клацает, тужится - делает несколько попыток, но лоток выдвинуть не может.
Это известная и старая проблема многих приводов, что лоток дисковода подклинивает и открывается только после нескольких попыток нажатия на кнопку " Open ".

Оживить CD-DVD и наверное Blu-Ray привод, чаще всего можно не прибегая к дорогостоящей помощи специалистов. В 90 процентов случаев это можно сделать даже не разбирая сам привод и компьютер.
Есть несколько часто встречающихся причин, которые могут привести к полной или частичной неработоспособности привода. Устранение этих причин является не ремонтом, а скорее всего техническим обслуживанием CD-DVD-ROM-а и вполне может быть выполнено любым пользователем, имеющим некоторые навыки по работе с электронной техникой и желанием ее отремонтировать.

Наиболее частые причины вызывающие отказ CD DVD RW привода.

  1. Износ приводного ремня (пассика).
  2. Увеличение трения в механизме загрузки.
  3. Загрязнение линзы лазера.
  4. Снижение КПД лазера.

    Так что же нам делать если не открывается CD DVD RW -привод?

Первое что нужно сделать - воспользоваться механизмом ручного открытия дисковода. Для этого берем скрепку диаметром до 1мм (иголку, булавку)

И вставляем в отверстие на передней панели привода до упора и немного нажимаем,

Выдвинув полностью лоток смотрим внутрь дисковода, чаще всего мы сразу видим пассик,
который и является проблемой и который лучше заменить.
Что бы подтвердить свою догадку, можно не снимая пассик, помазать его спиртоканифолью (жидкость из спирта с добавкой немного канифоли, смычковой, сосновой) и дать ему полностью высохнуть. Или же просто натереть канифолью (временная мера)
Высохнув спиртоканифоль создаст на пассике и роликах покрытие которое не скользит.
Если после проведенных действий работа по открыванию восстановилась или улучшилась значит с уверенностью можно сказать, что проблема в пассике.
Для долговременного восстановления работоспособности открывания лотка дисковода CD DVD RW привода нужно любым острым предметом, иголка, шило, спица, ножик, отвертка и т.д, нанести на маленький ролик вертикальные царапины,

этим мы дополнительно увеличим усилие на трение и вернем работоспособность нашему приводу даже без замены пассика.
Все это можно сделать аккуратно через отверстие лотка CD DVD RW дисковода.
Если у Вас есть опыт и уверенность в своих действиях, Вы можете еще улучшить работу лотка CD DVD RW . Но для этого уже придется разобрать сам CD DVD RW привод.
Доработка заключается в том, что нужно уменьшить усилие магнитной защелки на диске,
что бы приводу хватало сил оторвать прижимной магнит от крышки.

Аккуратно отжав защелки по бокам сдвигаем вперед переднюю панель, затем выкручиваем 4 шурупа по краям внизу дисковода и сняв нижнюю крышку аккуратно снимаем верхнюю.
В верхней крышке находится механизм фиксации диска CD DVD RW привода который состоит из пластины прижимающей диск к шпинделю двигателя.

Бывает пластина съемная, бывает нет, бывает с регулировкой зазора на прижимное усилие,но в любом случае нам нужно увеличить или ввести зазор между шпинделем и пластиной. Сняв крышку вверху привода это сразу станет видно.
Для увеличения воздушного зазора (уменьшения силы сцепления магнита и платины) можно с успехом использовать обычную изоленту. Если подвижная крышечка съёмная, то подлаживаем слой или два слоя снизу, если не съемная то изоленту клеим сверху в два слоя, если толстая то в один.

если с аппликацией тяжело, то клеим просто так:)

Затем собираем аккуратно все в обратном порядке и пользуемся отлично работающим CD DVD RW дисководом.
В заключение несколько замечаний.

Если не работает эл.моторчик вращающий ролик с пассиком, то Вам прямая дорога в сервис или магазин. Куда именно решайте сами - иногда дешевле купить новое чем ремонтировать старое.

Как выбрать правильный пассик для ремонта CD-DVD привода опишу ниже.
Если у Вас в распоряжении, совершенно случайно, оказался небольшой набор пассиков разного диаметра, то нужно просто подобрать подходящий экземпляр. Если такого набора нет, то придётся пассик купить.
И хотя эра магнитофонов давно прошла, на радиорынках всё ещё можно прибрести резиновые пассики в ассортименте.
При покупке пассика нужно обращать внимание сразу на несколько его параметров, таких как: сечение, диаметр, упругость и качество вулканизации резины, из которой он сделан.
Сечение пассика можно определить и на глаз, так как вероятность того, что Вам удастся найти пассик строго соответствующего сечения невелика.
Диаметр пассика можно определить, приложив старый пассик к новому и убедиться, что диаметр нового, чуть меньше, чем старого.
Упругость можно измерить просто немного его растянув или бизменом.
Качество вулканизации резины можно определить по цвету и тактильным ощущениям. Цвет «неправильной» резины глубокий чёрный, а поверхность гладкая с высокой отражающей способностью. В то время как «правильная» резина имеет слегка сероватый оттенок и более матовую поверхность.
Также качество вулканизации резины можно определить по времени восстановления исходного размера. Для теста нужно сильно растянуть пассик пальцами и очень быстро сбросить его плашмя на ровную поверхность. Чем быстрее пассик примет первоначальный размер, тем выше его качество. Если вы можете заметить на глаз, как меняются диаметр пассика, то есть, он как бы съёживается, то такой пассик прослужит недолго и лучше его вообще не использовать. Однако не факт, что Вы найдёте на базаре пассик высокого качества, да ещё и точно такой же, как требуется. Поэтому, за неимением лучшего, можно купить то, что есть, но с поправкой на диаметр, сечение и упругость.
И так, все эти четыре параметра влияют на свойства пассика. Выбирая пассик, нужно все их учитывать. Если сечение пассика чуть меньше, то нужно выбирать пассик чуть короче и наоборот. Если качество вулканизации низко, то нужно выбирать либо чуть большее сечение, либо чуть меньший диаметр.
Если пассик будет натянут слишком сильно, то это может привести к заклиниванию или преждевременному износу механизма загрузки диска. Если же пассик будет натянут слишком слабо, то это может вызвать его проскальзывание относительно шкива двигателя.
Если на базаре есть несколько близких по свойствам пассиков, то лучше сразу купить несколько разных, чтобы дома подобрать наиболее подходящий. Цена пассика для CD-DVD привода может колебаться от 0,3$ до 0,7$.
Советов по варке и жарке пассиков, а так же его замены на изделие № 2 давать не буду, как этот так и все другие эксперименты Вы можете проводить на свой страх и риск.
Автор статьи не несет ответственности за все испорченные устройства, но будет рад если советы в этой статье кому-то вернут к жизни старый CD DVD RW привод.


Как самостоятельно отремонтировать CD-DVD привод?

Это небольшой рассказ с картинками о том, как можно оживить CD-DVD, и наверное Blu-Ray привод, не прибегая к дорогостоящей помощи специалистов. Есть несколько часто встречающихся причин, которые могут привести к полной или частичной неработоспособности привода. Устранение этих причин является не ремонтом, а скорее техническим обслуживанием CD-DVD-ROM-а и вполне может быть выполнено пользователем, имеющим некоторые навыки по работе с электронной техникой. Подробнее на сайт


Самые интересные ролики на Youtube

Наиболее частые причины вызывающие отказ привода.

  1. Износ приводного ремня (пассика).
  2. Увеличение трения в механизме загрузки.
  3. Загрязнение линзы лазера.
  4. Снижение КПД лазера.

Для устранения любой из этих причин требуется частичная разборка привода. Конструкция приводов может различаться, поэтому сопроводительные картинки не стоит воспринимать абсолютно.


Для профилактических работ нам понадобятся следующие инструменты, материалы и комплектующие. сайт

  1. Скрепка канцелярская.
  2. Отвёртка крестообразная.
  3. Кисть средних размеров.
  4. Бязь (хлопчатобумажная ткань).
  5. Смазка силиконовая СИ-130.
  6. Пассик.
  7. Чистящая салфетка.
  8. Тонкая отвёртка.
  9. Пинцет.

Начинаем. Отсоединяем кабели от привода и откручиваем крепёжные винты. Вынимаем привод из корпуса системного блока.

Разборка.

Разборка любого CD-DVD привода начинается с выдвижения лотка. Чтобы выдвинуть лоток, нужно сначала изготовить простое приспособление из канцелярской скрепки.


Осторожно, просунув конец канцелярской скрепки в технологическое отверстие на передней панели привода, нащупываем деталь механизма, которая отвечает за блокировку лотка. Деталь эта находится строго напротив отверстия. Нажимаем на неё и лоток слегка выдвигается. Теперь его можно вытянуть пальцами.


Отжимаем защёлки, крепящие лицевую панель привода. Сначала отжимаем одну из боковых защёлок.


Затем, отжимаем защёлку, находящуюся в нижней части привода, и другую боковую защёлку.


Выдвигаем переднюю панель, откручиваем четыре винта с крестообразными шляпками и снимем панели металлического кожуха.


Отжимаем защёлки и отделяем лоток от основного механизма.



Тщательно очищаем механизм от пыли и грязи при помощи кисточки. Если старая смазка сильно загрязнена, то удаляем её при помощи бязи и наносим новую смазку.

Заменяем изношенный пассик новым. После чего протираем пассик и внутренние поверхности шкивов чистящей салфеткой или бязью смоченной в спирте.


Протираем линзу лазера чистящей салфеткой. Пыль, осевшую на верхней поверхности линзы, можно не увидеть невооружённым глазом, но она там почти всегда присутствует.

Если привод очень старый или известно, что на нём было записано слишком много дисков и при этом существует проблема чтения или записи, то можно попытаться увеличить ток лазера. Эта довольно тонкая операция требует терпения и может занять довольно много времени. Не затевайте эту процедуру, если Ваш привод просто не читает несколько старых дисков или дисков записанных на чужих приводах. Это может быть вызвано массой различных причин и величина тока лазера тут на 38-ом месте.


Регулировать ток лазера лучше всего, когда привод находится в полуразобранном состоянии.


Чтобы запустить привод без кожуха и передней панели придётся удалить переднюю стенку лотка для дисков.


Где-то на каретке с установленным лазером имеется малогабаритный потенциометр, положение движка которого и определяет ток лазера. Местоположение этого потенциометра зависит от конструкции привода.

Прежде чем крутить этот винт, обязательно зарисовываем положение шлица, чтобы иметь точку отсчёта, да и вообще, чтобы можно было в случае чего, вернуть его в первоначальное положение.

Повернув винт на 10-15 градусов сначала в одну, а затем в другую сторону, каждый раз проверяем качество чтения в какой-нибудь программе, например, Nero DiscSpeed.

Только проверять желательно сразу на нескольких типах носителей, например, CD-R и CD-RW или DVD+R, DVD+RW, DVD-R, DVD-RW и т.д. Наверное, не обязательно проверять все типы поддерживаемых носителей, но проверьте хотя бы те, которыми Вы всё время пользуетесь.

Многоцелевые универсальные приводы, это довольно компромиссные изделия и поэтому часто, какие-то типы дисков они читают лучше, а какие-то хуже. Например, увеличив ток лазера, Вы можете получить идеальное чтение CD-R и сделать половину ваших CD-RW нечитаемыми.


Сборка не представляет никаких трудностей, кроме одного момента. При вставке лотка в механизм загрузки, требуется совместить фиксатор ползуна механизма загрузки с направляющим пазом, расположенным в нижней части лотка.



Ползун обычно подпружинен, поэтому нужно, прежде чем вдевать лоток в направляющие, зафиксировать ползун в правильном положении, используя пинцет или другой подходящий инструмент. На фото положение ползуна фиксируется при помощи шила.


Как выбрать правильный пассик для ремонта CD-DVD привода.


Если у Вас в распоряжении, совершенно случайно, оказался небольшой набор пассиков разного диаметра, то нужно просто подобрать подходящий экземпляр. Если такого набора нет, то придётся пассик купить.

И хотя эра видео и аудио магнитофонов прошла, на всевозможных радиорынках всё ещё можно прибрести резиновые пассики в ассортименте.

При покупке пассика нужно обращать внимание сразу на несколько его параметров, таких как: сечение, диаметр, упругость и качество вулканизации резины, из которой он сделан.

Сечение пассика можно определить и на глаз, так как вероятность того, что Вам удастся найти пассик строго соответствующего сечения невелика.

Диаметр пассика можно определить, приложив старый пассик к новому и убедиться, что диаметр нового, чуть меньше, чем старого.


Упругость можно измерить при помощи импровизированного стенда, вроде того, что на рисунке.


Я обычно проверяю свойства пассика наощупь без всяких динамометров.


Качество вулканизации резины можно определить по цвету и тактильным ощущениям. Цвет «неправильной» резины глубокий чёрный, а поверхность гладкая с высокой отражающей способностью. В то время как «правильная» резина имеет слегка сероватый оттенок и более матовую поверхность.

Также качество вулканизации резины можно определить по времени восстановления исходного размера. Для теста нужно сильно растянуть пассик пальцами и очень быстро сбросить его плашмя на ровную поверхность. Чем быстрее пассик примет первоначальный размер, тем выше его качество. Если вы можете заметить на глаз, как меняются диаметр пассика, то есть, он как бы съёживается, то такой пассик прослужит недолго и лучше его вообще не использовать. Однако не факт, что Вы найдёте на базаре пассик высокого качества, да ещё и точно такой же, как требуется. Поэтому, за неимением лучшего, можно купить то, что есть, но с поправкой на диаметр, сечение и упругость.

И так, все эти четыре параметра влияют на свойства пассика. Выбирая пассик, нужно все их учитывать. Если сечение пассика чуть меньше, то нужно выбирать пассик чуть короче и наоборот. Если качество вулканизации низко, то нужно выбирать либо чуть большее сечение, либо чуть меньший диаметр.

Если пассик будет натянут слишком сильно, то это может привести к заклиниванию или преждевременному износу механизма загрузки диска. Если же пассик будет натянут слишком слабо, то это может вызвать его проскальзывание относительно шкива двигателя.

Если на базаре есть несколько близких по свойствам пассиков, то лучше сразу купить несколько разных, чтобы дома подобрать наиболее подходящий. Цена пассика для CD-DVD привода может колебаться от 0,3$ до 0,7$.

Близкие темы.

Ввиду того, что предыдущая статья нашего сайта о проблемах с дисководом компьютера вызвала немалый ажиотаж в среде читателей, мы решили развить эту тему в следующей публикации.

Нерабочий дисковод – это частая неприятность, с которой, наверное, сталкивался каждый пользователь персонального компьютера.

Более того, поломанный привод – это также самая распространенная поломка, с которой сталкиваются все сервисные центры.

Но поскольку выбрасывать нерабочий дисковод не хочется, попробуем его восстановить, проделав ряд возможных процедур.

Правда, в 50% случаях все эти самостоятельные методы ремонта не работают и не дают никакого результата, но попытка – не пытка, и новый дисковод тоже стоит денег. Значит, будем изучать проблему, и главное – понять и выявить точную причину неисправности.

Почему не работает дисковод компьютера или ноутбука: тесты

Если контрольная лампочка на приводе при включении загорается, а данные с устройства не поступают в компьютер, то ясно одно – питание на него идет, и проблему нужно искать в дальнейшем пути подачи данных (шина, материнская плата, поломки самого дисковода).

Делаем следующее:

  • отключаем информационную шину от материнской платы и дисковода и подключаем ее заново (возможно, где-то нарушен контакт);
  • аккуратно с помощью пылесоса удаляет с материнской платы (особенно ее контактов) всю имеющуюся пыль и грязь, во избежание создания помех для нормального контакта.

2. Проверяем, открывается ли привод компьютера (ноутбука). При нажатии на соответствующую кнопку или при подаче специальной команды из операционной системы каретка привода должна выезжать.

Если же привод вообще не открывается – считайте, вам еще повезло, так как это самая легкая поломка, заключающаяся в резинке (пассике), передающей поступательные механические движения.

Вскрыв дисковод (который нужно предварительно отключить) и заменив пассик, вы сможете устранить неполадку даже своими силами.

Чтобы открыть нерабочий привод можно воспользоваться иглой, поддев его. Кстати, специальная скрытая кнопка для открытия привода в этом случае вам не поможет, так как ее работа тоже базируется на действиях пассика.

3. Дисковод открывается нормально , система видит привод, но вставленный диск тормозит весь компьютер, система зависает и долго думает.

Предположительная причина – конфликт в настройках устройств компьютера или ноутбука из-за того, что системные программы мешают друг дружке.

Решить такую проблему можно, если подключить привод (связующую шину) через какой-либо другой порт. Обычно на нормальных материнках для этого предусмотрено сразу несколько (2-4 разъемов подключения). Так вот, вы можете попробовать какой-либо другой разъем.

В случае, когда неприятность с зависанием не прекращается после переподключения, причина, скорее всего, будет в самом приводе, который может оказаться уже стареньким и дряхлым, работающим на последнем издыхании.

Такой (старый) дисковод компьютера может не работать, как следует, и никакие «лекарства» его не спасут. Только полная замена привода!

Стандартная проблема старых дисководов: трудности с чтением и записью дисков, проблемы с автозагрузкой дисков. Обычно такие неприятности начинают после 3-х лет эксплуатации, но когда приводом пользуются много и часто (записывают диски, в основном), его конец может наступить уже через год.

Если поломался дисковод компьютера, а не какое-либо другое устройство или программное обеспечение (т.е. не драйвера, не разъемы, не пассики), его просто заменяют новым.

Кроме того, вам мог просто попасться некачественный DVD-диск!

4. Сгоревшая электроника привода – аппаратная поломка устройства, и починить такие проблемы своими силами уже нельзя. Более того, дисковод вряд ли станут ремонтировать даже в сервисном центре, или цена такого ремонта вам не понравится.

Любой ремонт в этом случае – лишь временное решение проблемы, а вот старый и восстановленный привод компьютера все равно придется менять.

Определить сгоревшие элементы микросхемы дисковода можно, просто понюхав его. При наличии запаха гари проблема становится очевидной. Если же гари не слышно, можно вскрыть дисковод и оценить визуально состояние его внутренностей на предмет подгоревших элементов и наличия пыли.

5. Непонятная причина. Пожалуй, реальная причина поломки вашего привода уже описана в пунктах выше, но вы просто не можете выявить и классифицировать ее самостоятельно.

Что же, чаще всего пользователь ПК не является работником сервисного центра и не может своими силами определить причину поломки. В этом случае путь только один – в мастерскую – к специальному мастеру!

Обращаясь в сервисный центр лучше заранее уточнить вероятную цену ремонтных работ и целесообразность проведения таковых.

В большинстве ситуаций вам будет даже дешевле приобрести новый дисковод, так как ремонт старого займет время, потребует денег на дорогу, на оплату ремонта, и только временно избавит вас от проблемы.

Дело в том, что омолодить старый дисковод не получится никак.

Если детали привода начали вырабатывать свой ресурс, он все равно будет регулярно доставлять вам хлопоты, и его проще и дешевле сразу же заменить.

Тем не менее, обратиться к мастеру все же стоит хотя бы затем, чтобы получить точный диагноз, каким бы ужасающим он не оказался. Ну, и не расстраивайтесь, ведь любая техника когда-то ломается и это нормально.

Почему не работает dvd дисковод на ноутбуке windows 7 и что в таких случаях делать?

Поэкспериментировав с приводом, я выявил пять наиболее часто встречающихся причин, почему не работает dvd дисковод на ноутбуке windows 7 (XP, 8).

Что делать для исправления, описано под каждой из причин ниже, не исключены конечно и другие, но это уже индивидуальные неполадки.

ВНИМАНИЕ: если восстановить работоспособность дисковода вам все-таки не получится, то рекомендую решение которое я уже

Причина первая

На ноуте asus или любом другом компе в windows 8 или виндовс 7 (без разницы) не работает дисковод, потому что его земной путь завершился (случается и такое).

Это довольно обширный ответ, но случается и так что без замены не обойтись. Хорошо если вы сможете его снять и попробовать на другом компьютере.

Что делать? Купить новый и заменить, они сегодня не дорогие около 15 долларов. Сложностей в замене нет можно и самостоятельно.

Выкрутите несколько шурупов и отсоедините два шнура. Вот и все.

Причина вторая

Перестал работать дисковод на ноутбуке asus или acer (от названия не зависит, я так пишу по привычке, у меня три собственных asus и один acer) – чрез БИОС.

Сам привод вполне исправный, но виндовс его не видит. Он просто нагло отключен в биосе. У меня так раз было, на новом, только купленном.

Что делать? Войти в биос и включить dvd дисковод. Обычно он там находиться напротив строки CD-ROM. ENABLED – ВКЛЮЧЕН.

Третья причина

Если престал работать дисковод, причина может быть в самом виндовс. Система его просто не видит.

Обычно это связано с драйверами. Увидеть их можно в диспетчере устройств.Как исправить?

Установить новые (правильные) драйвера и в диспетчере устройств и обновить конфигурацию.

Четвертая причина

Работать не будет дисковод если засорилось окошечко лазера (). Причиной тому служит избыток пыли в рабочем помещении.

Как исправить? Открыть привод и очистить его обычной ватой (намотаной на спичку).

Пятая причина

Вышла из строя головка лазера. Почему так произошло причин много.

Что делать? Заменить, хотя лучше менять привод полостью – лазерная головка дорогая (80% от стоимости дисковода)

Конечно пять причин описанных в этой статье далеко не все возможные варианты почему дисковод не работает.

Это может быть и отсутствие подачи питания и плохие контакты на шлейфах и многое другое.

Очень легко эти исправности устраняться при наличии другого дисковода — рабочего (можно снять с компьютера друга).

Тогда проверить намного проще, какой именно элемент повлиял на работоспособность привода.

Как вариант, помните, что всегда можно воспользоваться внешним дисководом или флешкой – они сегодня достаточно емкие и позволяют легко устанавливать даже операционные системы.

Только если содержимое находиться на DVD, то обойтись без дисковода не получиться. Успехов.

Ремонт дисковода. Профилактика и лечение.

Главными причинами возникновения неисправностей приводов являются механические поломки. Они составляют около 75-80% от общего числа неисправностей и ремонта, с ним связанного. Причем чаще всего причинами выхода из строя DVD-приводов (любых, не только компьютерных) являются загрязнение подвижных частей механизма транспортировки диска и пыль, скопившаяся на оптике. Ремонт дисковода практически гарантийно будет адекватен стоимости нового, так что внимательно читаем и взвешиваем, стоит ли шкура выделки.

Диск остался в дисководе? Аварийные отверстия под тонкое жало отвёртки откроют лоток принудительно.

Ремонт дисковода – задача не тривиальная.

Наличие пыли и грязи на подвижных частях механизма, особенно на краях подвижных салазок каретки, делает невозможным запирание механизма привода, удерживающего диск, в результате чего устройство не фиксирует диск и постоянно его выбрасывает. Если, напротив, привод выбрасывает лоток и тут же забирает его обратно, то, скорее всего, причиной дефекта является выход из строя датчика положения лотка. То, что лоток выброшен, привод определяет с помощью контактного датчика, который и следует найти, попытаться поправить его положение, починить или заменить. Ремонт дисковода как таковой здесь не обязателен, время от времени просто посматривайте за тем, чтобы грязь не скапливалась в местах движения салазок.

Для того чтобы очистить дисковод привода от пыли, можно для начала ограничиться его частичной разборкой (выдвинуть лоток и снять лицевую панель), а затем продуть внутренности дисковода пылесосом, настроенным на выдув воздушного потока. Это ещё не про ремонт дисковода.

Оптическая система привода часто отказывает из-за пыли, скопившейся на фокусной линзе или на призме. Если продувка устройства не помогает, можно попробовать стереть с линзы пыль мягкой фланелью или кисточкой\палочкой, как на рисунке.

Помните, что ни в коем случае нельзя использовать для протирки спирт или растворители!

Фокусные линзы большинства современных оптических приводов выполнены из органической пластмассы, и растворитель необратимо повредит их поверхность. Сильно загрязненную линзу лучше всего протереть кусочком жесткой бумаги (на худой конец ватной палочкой, стараясь не оставлять ворсинок). Эта операция проводится крайне осторожно, так как можно повредить подвеску самого лазера. Ремонт дисковода в этом случае получиться дорогостоящим, практически в размере стоимости самого привода.

Сложнее обстоит дело с призмой, которая стоит за линзой, - добраться до нее крайне трудно. Причем головка, как правило, неразборная, но даже если она и разбирается, то при этом можно сбить ее настройки. Поэтому у большинства приводов загрязнение линзы означает ее полную непригодность. Иногда оптическая система выходит из строя даже из-за обычного волоска, попавшего на призму, - в этом случае опять же можно попробовать продуть систему мощным потоком воздуха. В противном случае ремонт дисковода (его стоимость) будет неоправданно высоким.

Кстати, не рекомендуется использовать для чистки оптики специальные диски, якобы специально предназначенные для этого. Большинство из них не только не почистят ваш привод, но могут даже серьезно повредить его. Ведь современные оптические приводы раскручивают диск до очень большой скорости и при этом имеют очень нежную считывающую головку, поэтому если вам дорог ваш аппарат, то не чистите его с помощью подобных приспособлений. Это будет уже не ремонт дисковода, а почти преднамеренное выведение привода из строя.

Однако большинство приводов, работающих в нормальных условиях, не доживают до той стадии, когда отказы может вызвать повышенная запыленность. Чаще всего пластмасса линзы просто мутнеет от времени и/или от перегрева привода в системном блоке. Ремонт дисковода заключается в дорогостоящей заменой считывающей лазерной головки. Впрочем, на подобную неисправность приходится не более 10% случаев. Здесь можно, конечно, посоветовать увеличить интенсивность свечения лазера. Для этого регулируют установленный на каретке с лазером переменный резистор. Поворачивают движок этого переменного резистора по часовой стрелке на 20-30°, после чего проверяют факт вращения приводного двигателя при установке диска. Если диск не стал вращаться, то поворачивают движок переменного резистора еще на 20-30°, и так продолжают до тех пор, пока двигатель не запустится (он должен запуститься и какое-то время - примерно 10-20 секунд - вращаться с постоянной скоростью).

Необходимость вращения переменного резистора, регулирующего интенсивность свечения лазера, вызвана тем, что со временем мощность светового потока лазера уменьшается (старение элементов, помутнение линзы и т.д.), однако после такой корректировки оптическая система обычно все равно служит недолго. Такой якобы ремонт дисковода уже не практикуется.

Другие неисправности оптико-электронной системы считывания информации устранить самостоятельно вам вряд ли удастся. Несмотря на небольшие размеры, оптическая система DVD привода представляет собой очень сложное и точное оптическое устройство, включающее сервосистемы управления вращением диска, позиционирования лазерного считывающего устройства, автофокусировки, радиального слежения, а также системы считывания и управления лазерным диодом. Ремонт дисковода в этом случае того не стоит.

Характерными признаками неисправности являются либо отсутствие вращения диска, либо, наоборот, постоянный его разгон до максимальной скорости вращения. При попытке изъять диск из неисправного дисковода с помощью органов управления каретка открывается с вращающимся на ней диском.

Пока не начался ремонт дисковода …

В работе исправной системы должны четко прослеживаться следующие фазы:

Старт и плавный разгон диска;

Установившийся режим вращения;

Интервал торможения до полной остановки;

Съем диска лотком каретки со шпинделя двигателя и вынос его наружу из дисковода.

Можно проверить правильность работы оптической системы привода, открыв корпус устройства и понаблюдав за его работой. Убедиться в том, раскручивается ли диск после установки, можно при подключении к приводу только шнура питания (информационный кабель при этом не подключается). Если диск не вращается после установки, то проверяют, светится ли лазер при установке каретки в рабочее положение, но уже без диска. Иногда свечения лазера при дневном свете не видно, поэтому требуется затемнить помещение. Наблюдение за линзой лазера следует проводить с разных ракурсов.

В современных оптических устройствах контроль наличия диска осуществляется самим лазером. Если фотодатчик, установленный в лазерной каретке, получает отраженный сигнал от диска, то электронная схема воспринимает этот сигнал как «наличие диска» и только после этого формирует команду включения маршевого двигателя вращения. Следовательно, если интенсивность свечения лазера недостаточна, то диск раскручиваться не будет и ремонт дисковода станет неизбежным.

Сервосистема позиционирования головки считывания информации обеспечивает плавное подведение головки к заданной дорожке записи с ошибкой, не превышающей половины ширины дорожки в режимах поиска требуемого фрагмента информации и нормального воспроизведения. Перемещение головки считывания, а вместе с ней и лазерного луча по полю диска осуществляется двигателем головки. Работа двигателя контролируется сигналами прямого и обратного перемещения, поступающими с процессора управления, а также сигналами, вырабатываемыми процессором радиальных ошибок. Характерными признаками неисправности являются как беспорядочное движение головки по направляющим, так и ее неподвижность.

Ремонт дисковода. До неисправности…

Визуально можно проконтролировать и правильность работы системы фокусировки. В момент старта диска процессор управления вырабатывает сигналы корректировки, которые обеспечивают многократное (две-три попытки) вертикальное перемещение фокусной линзы, необходимое для точной фокусировки луча на дорожку диска. При обнаружении фокуса вырабатывается сигнал, разрешающий считывание информации. Если после двух-трех попыток этот сигнал не появляется, то процессор управления выключает все системы и диск останавливается. Таким образом, о работоспособности системы фокусировки можно судить как по характерным движениям фокусной линзы в момент старта диска, так и по сигналу запуска режима ускорения диска при успешной фокусировке луча лазера. Другие параметры правильной работы оптической системы визуально не определяются.

Оптические приводы имеют также множество механических узлов, которые требуют смазки трущихся частей. Отсутствие смазки приводит к тому, что привод с трудом выталкивает каретку с диском, а замок каретки может вообще заклинить, и тогда использование дисковода вообще станет невозможным. Смазку нужно наносить аккуратно, предварительно полностью разобрав устройство (места, где она требуется, как правило, хорошо видны). Перед смазыванием нелишне будет очистить места смазки от пыли и грязи. Дело в том, что если упустить момент, когда требуется нанести смазку, то затруднение скольжения приведет к механическим поломкам деталей транспортного механизма или нарушению его регулировок, что, в свою очередь, повлечет за собой либо остановку механизма каретки в промежуточном положении, либо проскальзывание диска во время вращения.

Подобная ситуация может возникнуть и из-за засаливания фрикционных поверхностей держателя диска вследствие частого использования грязных DVD-дисков, что приводит в конце концов к ненадежной работе привода, вплоть до полной его остановки.

Загрязнение посадочного места привода диска и слабый прижим диска к посадочному месту можно устранить, почистив посадочное место диска любым тканым материалом, смоченным в спирте.

Проверить, достаточна ли сила прижима диска к посадочному месту, можно при попытке воспроизвести обычный диск. Если ошибок и сбоев при воспроизведении диска нет, а диск с компьютерными данными все-таки читается неустойчиво, можно принять дополнительные меры - подогнуть пружины или увеличить груз для усиления прижима диска сверху.

Из других механических поломок можно назвать заклинивание диска на транспортной каретке (в этом случае диск вообще не раскручивается). Иногда это происходит оттого, что посадочное место диска самопроизвольно опускается по валу двигателя и диск касается элементов транспортной каретки. Для устранения этого дефекта посадочное место передвигают по валу вверх и «методом тыка» подбирают его высоту так, чтобы диск вращался без касания конструктивных элементов, а также чтобы привод обеспечивал устойчивое чтение всех дисков. После этого положение посадочного места диска аккуратно фиксируют на валу.

Впрочем, перечисленные механические неисправности касаются в основном простых механизмов относительно дешевых приводов. Дорогие модели, как правило, имеют сложные механизмы, для которых главным видом механических неисправностей является неустранимая поломка деталей механизма. Чаще всего это происходит из-за того, что пользователь, вместо того чтобы пользоваться кнопками управления, заталкивает каретку с диском внутрь дисковода рукой. Последствия таких действий могут оказаться самыми неприятными. Если загрязненный и запущенный механизм достаточно почистить, протереть и смазать, чтобы он вновь исправно выполнял свои функции, то спешка и приложение чрезмерных усилий к лотку диска могут вызвать поломки, которые вызовут дорогой и длительный ремонт дисковода.

И наконец, возможны неисправности электронных компонентов. Впрочем, их доля вряд ли превышает и малой толики от всех поломок. К сожалению, современные оптические приводы являются весьма сложными электронными системами, а неисправная микросхема по внешнему виду ничем не отличается от исправной. Соответственно, ремонт дисковода в домашних условиях без подготовки невозможен.

Сейчас приводы могут стоить дешевле какой-нибудь сетевой карты или видеоплаты, но это не значит, что они так же просто устроены. Оптический привод имеет довольно сложную конструкцию и, кроме механической части, содержит как минимум два микроконтроллера, сигнальный процессор (DSP), источник вторичного напряжения, схемы для управления механикой и т.д. Причем большинство микросхем, применяемых в современных приводах, являются специализированными, а следовательно, ремонт дисковода в его электронной части едва ли целесообразен.

Отметим, что в оптическом приводе довольно сложно бывает даже с достаточной степенью надежности диагностировать поломку электроники. Ведь в зависимости от выбранной производителем для конкретной модели стратегии коррекции ошибок и соответственно от сложности процессора и устройства в целом, на практике тот или иной привод может работать с различными дисками по-разному. Этим, кстати, объясняется часто встречающаяся ситуация, когда ваш диск спокойно читается на машине коллеги, а ваш собственный ПК его даже не видит. В дешевых моделях система коррекции может исправлять только одну-две мелкие ошибки в кадре информации, а сложная дорогостоящая система может восстанавливать даже серьезные и протяженные разрушения информации, причем делает она это в несколько этапов по сложному алгоритму. Так что ремонт дисковода в этом случае не получится из-за отсутствия неисправности как таковой.

Каждый изготовитель использует собственный набор микросхем либо комплектует его изделиями от разных изготовителей, а описания, естественно, не прилагает. В связи с тем что для каждого конкретного устройства необходимо разыскивать спецификации практически к каждой микросхеме отдельно, зачастую даже специалисты сервисных центров не всегда могут восстановить работоспособность вашего устройства. Хотя бы потому, что ремонт дисковода не будет экономически оправдан.

Короче говоря, если после чистки, проверки всех проводов и соединений, а также системных настроек ваш DVD-привод не заработал, а гарантия на него уже прошла, в итоге вы можете столкнуться с ситуацией, когда просто придётся выбросить старый и купить новый.