Лицензионный сбор за вид деятельности. Лицензионный сбор

Лицензионный сбор — плата за лицензию, выдаваемую уполномоченными государственными органами на ведение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Лицензионный сбор появился в Европе в начале XIX в. Исторически является развитием специальных промысловых , возникших в эпоху корпоративной регламентации промыслов из ранее существовавших концессионных платежей казне и лицензий пошлинного характера. В одних государствах эти лицензии за немногим исключением исчезли, в других – с введением свободы промыслов – их число увеличилось. Специальные промысловые сборы в форме лицензий приобрели большое значение во Франции и особенно в Великобритании.

Во Франции к числу лицензий принадлежали сборы: с предприятий, изготовляющих подакцизные напитки, с фабрикантов и торговцев растительным маслом, с фабрикантов игральных карт, с иностранных сахарозаводчиков, с транспортных предприятий и т.д.

В Великобритании лицензионный сбор собирался с нотариусов, адвокатов и других судебных должностных лиц, оценщиков, аукционистов, разносчиков и т.д. Облагалась деятельность пивоваров, винокуров, фабрикантов сладких вин, виноторговцев оптовиков, мелких торговцев, владельцев гостиниц, пивных баров, харчевен, которые владели одним видом промысла. В государственное казначейство поступали лицензионные сборы только с пивоваренного и винокуренного промыслов, а остальные – в кассы органов местного управления. Подобные лицензионные правила существовали в США.

В Германии также практиковались лицензии и сборы концессионного характера, отчасти скрытые под названием , отчасти включаемые в разряд штемпельных сборов.

Лицензионный сбор – это оплата, взимаемая страной с экспортера или импортера, дающая право на законный ввоз-вывоз товара. Перед оплатой лицензионного сбора заключается двухсторонний договор о законности ввозимого-вывозимого товара. Также, лицензионный сбор взимается с компаний или же индивидуальных предпринимателей, претендующих на определенный вид деятельности на территории государства.

Каждый из видов деятельности, который подразумевает перед собой получение лицензии, несет за собой обязательный лицензионный сбор со стороны государства, на территории которого вид деятельности будет осуществляться. Все финансовые рамки лицензионного сбора регулируются нормами финансового права. Перечень всех видов деятельности, требующих прохождения процедуры лицензирования и оплаты лицензионного сбора, указываются в государственном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Таким образом, вся процедура лицензирования проходит по четко указанным в законодательстве страны нормам и осуществляется специальными исполнительными органами.

Процедура выдачи лицензии предусматривает перечень следующих действий:

  • подача заявления на осуществление вида деятельности (внесение изменений), требующего лицензирования;
  • принятие заявления контролирующими и исполнительными органами;
  • оплата лицензионного сбора;
  • выдача необходимых документов (лицензий) на определенный вид деятельности.

Региональные лицензионные сборы устанавливаются в соответ­ствии с федеральным законодательством законами субъектов Рос­сийской Федерации. Конкретного перечня рекомендуемых лицен­зионных сборов нет ни в Налоговом кодексе Российской Федера­ции, ни в Федеральном законе «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности». В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает виды деятельности, лицен­зирование которых осуществляется органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации. При этом деятельность, на осуществление которой была выдана лицензия органом исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации, может произво­диться на всей территории России. Положения о порядке лицензи­рования различных видов деятельности и порядок уплаты лицен­зионных сборов утверждаются законодательными (представитель­ными) органами власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации к основным видам ли­цензионных сборов относятся:

1) сборы за выдачу лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией;

2) сборы за выдачу лицензий на деятельность по реализации
товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами;

3) сборы за выдачу лицензий на деятельность по содержанию
тотализатора (сети пунктов тотализатора);

4) сборы за выдачу лицензий на деятельность по разведению
племенных животных;

5)сборы за выдачу лицензий на деятельность по производству
и использованию племенной продукции (материала);

6)сборы за выдачу лицензий на перевозку пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

7)сборы за выдачу лицензий на деятельность по производству
элитных семян и другие.

Рассмотрим кратко некоторые из них.

Лицензионные сборы за выдачу лицензий на розничную торгов­лю алкогольной продукцией взимаются с организаций и индиви­дуальных предпринимателей. При этом алкогольной продукцией признается пищевая продукция, произведенная с использовани­ем этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продук­ции. Лицензионный сбор устанавливается в размере десятикрат­ного минимального размера оплаты труда, установленного феде­ральным законом на момент выдачи лицензии. В случае переоформ­ления документа, подтверждающего наличие лицензии, и внесе­ния в него изменений взимается сбор, размер которого не может превышать одну десятую минимального размера месячной оплаты труда (МРОТ).

Суммы сборов зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом плата за рассмотрение заявления и выдачу лицензии не освобождает организации и индивидуальных пред­принимателей от уплаты других налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством.

Одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (такое положение закреплено практически во всех зако­нодательных актах субъектов Российской Федерации).

Лицензионный сбор за выдачу лицензий на деятельность по реализации товаров, облагаемых в установленном порядке акци­зами, взимается в отношении розничной реализации алкоголь­ной продукции и пива, а также оптовой реализации пива. Дан­ный лицензионный сбор взимается за предоставление права роз­ничной торговли алкогольной продукцией и пивом на террито­рии субъекта Российской Федерации. Право на указанную дея­тельность возникает с момента выдачи лицензии. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных местностях, в том числе располо­женных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензии оформляются на каждый объект в отдель­ности.

В качестве плательщиков сбора выступают юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели, осуществ­ляющие или имеющие намерение осуществлять лицензируемую деятельность. На основании поданных документов для получения лицензии заявителю выписывается расчет лицензионного сбора.

Заявитель обязан в установленный срок произвести уплату ли­цензионного сбора. В случае, если сбор не был уплачен в срок, орган лицензирования имеет право увеличить срок рассмотрения заявления и осуществить перерасчет сбора, исходя из новых ста­вок размера оплаты труда.

При обращении в орган лицензирования заявитель уплачивает лицензионный сбор в размере одной установленной законом ми­нимальной месячной оплаты труда. В случае проведения допол­нительной, в том числе независимой, экспертизы представлен­ных документов на получение лицензии расходы, связанные с оплатой труда экспертов, а также другие дополнительные расхо­ды, непосредственно связанные с ее проведением, не включают­ся в фиксированную лицензионную плату и оплачиваются отдельно при рассмотрении заявления.

При переоформлении лицензии в связи с реорганизацией, изме­нением организационно-правовой формы, наименования, юри­дического адреса организации или паспортных данных индивиду­ального предпринимателя вносится сбор в размере одной мини­мальной месячной оплаты труда. В связи с утратой лицензии при получении дубликата также уплачивается сбор в размере одного МРОТ.

Независимо от результатов рассмотрения заявления, поданно­го в орган лицензирования, сумма платы за его рассмотрение и проведение экспертизы возврату не подлежит. Такой же порядок установлен и в отношении лицензионного сбора, уплачиваемого за лицензии на оптовую реализацию пива. Однако существуют и определенные особенности уплаты данного сбора. Так, при поло­жительном решении ; для получения лицензии организации или ин­дивидуальные предприниматели вносят лицензионный сбор в раз­мере:

а) для юридических лиц - путем умножения установленного
законом размера одного МРОТ (действующего на дату принятия
решения о выдаче лицензии) на 50 и на срок действия лицензии
(от 1 до 3 лет);

б) для индивидуального предпринимателя - путем умножения установленного законом размера одного МРОТ (действующего на дату принятия решения о выдаче лицензии) на 25 и на
срок действия лицензии.

В случае отказа заявителя от получения лицензии после упла­ты лицензионного сбора орган лицензирования в месячный срок принимает решение о возврате внесенного сбора. При этом с зая­вителя взыскивается сумма в размере одного МРОТ 1 .

1 См.: постановление Правительства г. Москвы «Об утверждении положений о лицензировании деятельности по реализации товаров, облагаемых в установ­ленном порядке акцизами, в городе Москве» от 31 июля 2001 г. № 692-ПП.

Сбор за выдачу лицензии на деятельность по содержанию то­тализатора (сети пунктов тотализатора) устанавливается только для юридических лиц. Тотализатором признается способ орга­низации взаимных пари между участниками, характеризующий­ся определенным местом приема ставок у участников и выплат им выигрыша, использованием соответствующих технических средств, процедур, специфических приемов доведения до заин­тересованных лиц достоверной информации о предстоящих со­бытиях, на исход которых заключаются взаимные пари, и их результатах, а также порядком определения размеров выигрыша и их выплатой.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии организации-заявители обязаны уплатить сбор в трехкратном размере уста­новленного законом МРОТ. При этом независимо от результатов рассмотрения заявления о выдаче лицензии сумма платы за его рассмотрение возврату не подлежит. За выдачу лицензии на пра­во деятельности по содержанию тотализатора (сети пунктов то­тализатора) взимается лицензионный сбор в десятикратном раз­мере установленной законом минимальной месячной оплаты труда. В случае наличия у организации действующей лицензии на право деятельности по содержанию тотализатора (сети пунктов тотализатора) и подачи заявления на выдачу документа, под­тверждающего право осуществлять деятельность по содержанию пунктов тотализатора, объединенных в единую сеть с головным офисом, сбор за выдачу документа, подтверждающего право осу­ществления деятельности на заявленных пунктах тотализатора, взимается в трехкратном размере установленного законом МРОТ. Все средства, поступающие в виде лицензионного сбора, а так­же плата за переоформление документа, выдачу его дубликата (1/10 МРОТ) зачисляются в бюджет субъекта Российской Феде­рации.

Законодательством субъектов Российской Федерации устанав­ливается порядок лицензирования, исчисления и уплаты сборов за организацию деятельности по разведению племенных животных, производству и использованию племенной продукции (материа­ла), за исключением случаев, когда указанная деятельность осу­ществляется для обеспечения собственных нужд.

Плательщиками сбора являются юридические лица и инди­видуальные предприниматели. В некоторых регионах (например, в Республике Алтай, Республике Тыва и др.) данные лицензи­онные сборы устанавливаются не только для производителей, но и для лиц, осуществляющих вывоз продукции (материала) за пределы региона. При этом плательщиками сбора являются толь­ко организации и индивидуальные предприниматели, зареги­стрированные на территории данного субъекта Российской Фе­дерации.

Ставка лицензионного сбора устанавливается в размере 10 про­центов суммы, обозначенной в договоре между экспортером и хозяйством - поставщиком продукции. Ставка лицензионного сбора уменьшается на 50 процентов при продаже указанной про­дукции предприятиям медицинской промышленности Российской Федерации.

Плательщики сбора исчисляют лицензионный сбор самостоя­тельно, исходя из фактически сложившихся объемов продукции, предназначенной для вывоза, и ставки сбора. Уплата сбора произ­водится либо в специально создаваемый внебюджетный фонд 1 , либо в бюджет субъекта Российской Федерации. Плательщики сбора представляют в налоговые органы по месту нахождения расчеты сумм сбора вместе с бухгалтерской отчетностью в установленные сроки. Суммы сбора исчисляются поквартально.

В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ дается определение сбора. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными организациями, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Плательщик (юридическое и физическое лицо) платит взнос, который является лишь одним из условий совершения юридически значимых действий, а с точки зрения чиновника юридически значимым действием является любое его действие, независимо от результата. Таким образом, этот взнос взимается государственным органом или его представителем «по праву сильного», без экономического обоснования.

Первоначально устанавливаются общие положения (принципы), на основе которых определяются налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые базы и ставки федеральных, региональных и местных лицензионных сборов.

Конкретный порядок и условия уплаты для федеральных лицензионных сборов определяются законодательством Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами. Для региональных сборов конкретный порядок и условия уплаты определяются законом, принимаемым законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации. Для местных лицензионных сборов порядок уплаты на территории местного самоуправления устанавливается решением представительного органа местного самоуправления.

Налогоплательщиками федеральных лицензионных сборов признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в уполномоченных федеральных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации, на ведение на территории Российской Федерации лицензируемых видов деятельности или на осуществление определенных прав.

Налогоплательщиками региональных лицензионных сборов признаются организации, приобретающие в уполномоченных региональных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации, на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых видов деятельности.

Налогоплательщиками местных лицензионных сборов признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в органах местного самоуправления специальное разрешение (лицензию) на право ведения на территории местного самоуправления отдельных видов деятельности.

Перечень видов деятельности, лицензии на которые имеют право выдавать уполномоченные федеральные органы и органы местного самоуправления, устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о лицензировании.

Налоговая база для установления федерального, регионального и местного лицензионного сбора определяется исходя из конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию, и установленного федеральным законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Объектом налогообложения и налоговой базой признается приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, на территории города, района лицензируемых видов деятельности или определенных прав.

Внесение изменений в лицензию при уплате регионального и местного лицензионного сбора приравнивается к выдаче новой лицензии.

За выдачу федеральных, региональных и местных лицензий на осуществление установленных законодательством о лицензировании видов деятельности взимается лицензионный сбор в размере, не превышающем 10-кратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Конкретный размер лицензионного сбора для региональных сборов устанавливается органом власти субъекта Российской Федерации, а для местных лицензионных сборов - решением представительного органа местного самоуправления. За выдачу дубликата лицензии налогоплательщик уплачивает 50% суммы федерального и регионального лицензионного сбора, подлежащей уплате.

Все лицензионные сборы уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно до получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности, налогоплательщики уплачивают все (федеральные, региональные и местные) лицензионные сборы отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в лицензии, и в тот бюджет, за счет которого содержится уполномоченный на выдачу такой лицензии орган. Уплаченный лицензионный сбор возврату нс подлежит.

Типовая форма налоговой декларации и порядок ее заполнения устанавливаются налоговой службой по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Контрольные вопросы

  • 1. Что понимается под сбором?
  • 2. Кто является плательщиком сборов?
  • 3. Как определяется налоговая база?

Выплаты лицензионных сборов сводятся к тому, что на реализацию в какой-либо сфере деятельности должна быть предоставлена лицензия. Это разрешение, которое выдаётся индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам государственными/муниципальными органами для занятий какой-либо деятельностью.

В Гражданском кодексе уточняется, что коммерческие организации и предприниматели могут осуществлять свою деятельность с того времени, как будет произведена государственная регистрация, однако некоторые виды из определённого законом перечня обязательно требуют лицензии, то есть особого разрешения. К подобным типам деятельности относятся те, реализация которых способна нанести ущерб законным интересам, правам и здоровью населения, безопасности государства, культуре народов страны.

Регуляция лицензирования нормами права

Лицензирование является правовым институтом комплексного характера, объединяющим нормы нескольких правовых разновидностей. Например, гражданское право влияет на формирование перечня подлежащих лицензированию видов деятельности, которые находятся в исключительном ведении федерального закона. Значительная часть данного института регулируется административным правом (процедура подачи и рассмотрения заявления о вручении лицензии, ведение реестра, контролирование соблюдения надлежащих требований, порядок аннулирования, приостановления или возобновления лицензий, ответственность за осуществляющуюся без лицензии предпринимательскую деятельность и т.д.).

Финансовые правовые нормы контролируют такие отношения, которые возникают в связи с уплатой лицензии соискателями, направившими заявление о её предоставлении, переоформлении или выдаче подтверждающего документа и т.д. Также осуществляется регулирование процедуры распределения платёжных поступлений в системе государственного бюджета, являющихся его источниками дохода на разных уровнях. Что такое лицензионный сбор, интересует многих.

Участники отношений

В лицензионных отношениях принимают участие:

Соискатель, то есть ИП или юридическое лицо, которое обращается в соответствующий орган с заявлением о выдаче ему лицензии;

Лицензирующие органы, к которым относятся федеральные органы исполнительной ветви власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, имеющие полномочия по лицензированию каких-либо видов деятельности;

Лицензиат - ИП или юридическое лицо, которое получило лицензию.

Характеристика лицензионных сборов

Процедура предоставления лицензии на определённые виды деятельности закреплена в целом перечне нормативных актов. Главное место в этом ряду принадлежит ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нём закреплён список подлежащих лицензированию видов деятельности, его принципы на территории страны, полномочия соответствующих органов, типы и размеры сборов и других платежей, выплата которых определяет действия органов лицензирования. В данном законе перечисляются следующие виды лицензионных сборов.

За рассмотрение поданного соискателем заявления плата составляет триста рублей. Выплачивается она ещё до того, как заявление о выдаче лицензии подаётся в соответствующие органы. Документ с подтверждением факта оплаты нужно приложить к остальным документам, поданным вместе с заявлением. Каков размер лицензионного сбора за выдачу лицензий?

Выдача документа

За получение лицензии - одна тысяча рублей. Выплачивается сбор после принятия решения о предоставлении соискателю разрешения. После того как документ, подтверждающий оплату, предъявлен, в течение трёх дней выдаётся подтверждение наличия лицензии. Если не оплатить данный сбор за три месяца, то лицензию могут аннулировать. Если соответствующий орган выявит какие-либо нарушения условий и требований лицензионной деятельности, то он может приостановить действие документа на конкретный срок (не больше полугода), за который нужно эти нарушения устранить. За то, что действие лицензии возобновляется, дополнительная плата не требуется.

Дубликат документа

За дубликат документа, который подтверждает существование клиента.

Если соискатель желает получить копию, то за это с него взимается дополнительная плата, составляющая десять рублей. Лицензионный сбор (алкоголь) рассмотрим ниже.

Доступ к информации

За доступ к информации, которая содержится в лицензионном реестре.

Лицензирующий орган всегда ведёт список выданных, аннулированных или приостановленных лицензий. Сведения, содержащиеся в нём, являются открытыми и могут выдаваться заинтересованному лицу в трёхдневный период в виде выписки. За получение такой информации нужно заплатить десять рублей. Государственным и муниципальным структурам выдача таких сведений производится бесплатно.

Переоформление

За переоформление свидетельствующего о наличии лицензии документа.

Если произошло какое-либо изменение названия юридического лица, его преобразование или же были утеряны документы, подтверждающие выдачу лицензии, то лицензиату нужно не позже, чем через пятнадцать дней, подать заявление. Переоформление производится в продолжение десяти дней с оплатой, составляющей сто рублей.

Кто устанавливает размер?

Специфика закона состоит в том, что он устанавливает определённые размеры местных лицензионных сборов. Действующее до этого законодательство высчитывало размер данных платежей в максимальном количестве минимальных размеров трудовой оплаты, указывая при этом, что конкретная сумма должна быть постановлена в положениях Правительства РФ о порядке лицензирования каких-либо видов деятельности. При этом уточняется, что последние утверждаются Правительством РФ.

Осуществляют лицензирование или федеральные органы исполнительной ветви власти, или те же органы на уровне субъектов РФ.

Специфика некоторых видов лицензионных сборов.

Куда проводится уплата лицензионного сбора?

Муниципальные органы исполнительной власти не наделяются Законом правом лицензирования каких-нибудь видов деятельности. Но в некоторых случаях они могут производить лицензирование, к примеру, связанное с продажей алкогольной продукции в розницу, деятельности в сфере образования и т.д. Существует перечень определённых видов деятельности, на которые положения этого Закона не влияют:

  • кредитные организации;
  • защита государственной тайны;
  • деятельность бирж;
  • оборот и производство алкогольной продукции, этилового спирта и т.п.;
  • таможенное дело;
  • деятельность нотариусов;
  • область страхования;
  • деятельность в сфере образования;
  • деятельность профессионалов на рынке ценных бумаг.

Данные виды деятельности и порядок их лицензирования, размеры выплат сборов и других платежей определяют специальные нормативные акты. Так, п.7 ст.33 ФЗ от 13.01.1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» утверждает, что выдачу лицензии на право вести деятельность в области образования осуществляет государственный орган управления в данной сфере или муниципальный, если имеет соответствующие полномочия.

ФЗ от 22.11.1995 г. разделяет виды деятельности в области производства и оборота алкогольной продукции на лицензируемые федеральными органами исполнительной власти или соответствующими органами субъектов РФ. При этом совокупность сборов переводится в тот бюджет, который содержит орган лицензирования. Плательщиками при этом выступают те организации, которые подали заявления для получения такой лицензии. Размер лицензионного сбора конкретизируется в зависимости от того, каким видом деятельности со спиртосодержащей продукцией занимается лицо.

Лицензия на алкоголь

Так, разлив, реализация, хранение алкоголя - пятьсот минимальных размеров оплаты труда, или МРОТ; экспорт данной продукции - сто МРОТ; импорт, реализация оптом - от одной тысячи до пятнадцать тысяч МРОТ. Выплаты данного сбора осуществляются каждый год. Соискатель должен выплатить его до того, как подаст заявление. Если орган лицензирования решает выдать лицензию, то сбор является выплаченным за первый год её действия. В том случае, если в лицензии отказали, то, если сбор был уплачен, он возвращается, исключая расходы на рассмотрение заявления (три МРОТ). Соискатели и лицензиаты обязательно проверяются каждый год на наличие у них требуемых условий для осуществления данного вида деятельности. За это взимается такая плата, которая покроет затраченные средства, однако сумма должна быть не более пятидесяти МРОТ. Если лицензию нужно переоформить или выдать новую вместо потерянной, то плата равна размеру сбора за новую лицензию. Если возобновляется действие лицензии, которая была приостановлена, то плата не требуется. Также существуют лицензионные сборы на оружие.

Лицензия в сфере образования

Проанализируем ещё один пример - лицензирование деятельности в образовательной сфере. Его осуществляет Министерство образования, государственные органы, управляющие образованием субъектов РФ и муниципальные органы, если у них имеются соответствующие полномочия. Условием, при котором предоставляется лицензия, в данном случае считается оплата её соискателем расходов органа лицензирования на осуществление экспертизы и изготовление лицензионного бланка. Цель проведения экспертизы - установить, соответствуют ли условия образовательного процесса, предлагаемые соискателем лицензии, санитарно-гигиеническим нормам, требованиях строительных правил и т.п. Размер расходов зависит от того, сколько было затрачено на выплаты лицам, проводящим экспертизу в качестве членов экспертной комиссии, на их командировки, приготовление бланка и других расходов и затрат, которые установлены на законодательном уровне.

Лицензионный сбор за выдачу лицензии мы рассмотрели.

Распределение сборов в бюджет

Стоит отметить, что оплата лицензионного сбора поступает в соответствующий бюджет, который определяется тем, какой орган исполнительной ветви власти (муниципальный, региональный или федеральный) производит лицензирование. Кроме того, возможно и другое распределение средств. К примеру, платежи за лицензирование лиц, занимающихся нотариальной деятельностью, идут в муниципальный бюджет в соответствии с местом работы нотариуса, хотя данный вид лицензируется органами юстиции субъектов РФ. Вообще сама сущность лицензионных сборов довольно противоречиво отражается в законодательстве. Все они должны быть обязательными платежами, которые входят в налоговую систему РФ, однако соответствующие статьи Налогового кодекса ещё не действуют. На деле же в систему сборов РФ включаются только некоторые лицензионные платежи. Также стоит отметить, что последние могут взиматься только за те виды деятельности, которые находятся в перечне подлежащих лицензированию.

Лицензионный сбор за оружие

Квитанцию на оплату можно взять в отделе лицензионно-разрешительной работы (ОЛР) при УВД по месту жительства.

Лицензия и разрешение будет выдано после оплаты пошлины по ставке, установленной законом. Для гражданского лица такой сбор не будет выше МРОТ.

Уплата лицензионных сборов связана с предоставлением лицензий на осуществление определенных видов деятельности. Лицензия - это разрешение, выдаваемое государственными или муниципальными органами власти юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, на осуществление конкретного вида деятельности. ГК РФ (ст. 23, 49) закрепляет, что граждане-предприниматели и коммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момента их государственной регистрации, но отдельными видами дея- 408

тельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). К лицензируемым видам деятельности относятся такие, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России.
Правовое регулирование лицензирования является комплексным правовым институтом, включающим нормы нескольких отраслей права. Так, лицензирование установлено нормами гражданского права. Поэтому перечень лицензируемых видов деятельности может быть определен только федеральным законом, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Основную часть этого института составляют нормы административного права (порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении лицензии, порядок контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, ведение реестра, порядок приостановления и возобновления действия лицензий, их аннулирования, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии и т.д.). Нормами финансового права регулируются отношения, складывающиеся по поводу уплаты соискателями лицензии (т.е. лицами, обратившимися с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности) лицензионных сборов и иных платежей. Внесение этих платежей является обязательным условием совершения в интересах плательщика действий по рассмотрению заявления о предоставлении лицензии, выдачи или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, и т.д. Финансовое право регулирует также порядок распределения поступлений от этих платежей в бюджетной системе как источников доходов бюджетов разных уровней. В отношениях по лицензированию участвуют:
лицензирующие органы. - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления, которым предоставлены полномочия по лицензированию определенных видов деятельности;
соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
§ 4. Лицензионные сборы
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется целым рядом нормативных актов. Основным среди них является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»1. Он закрепляет перечень лицензируемых видов деятельности, принципы лицензщю-вания на территории Российской Федерации, полномочия лицензирующих органов, а также виды и размеры лицензионных сборов и иных платежей, уплатой которых обусловливаются действия лицензирующих органов. Упомянутый закон закрепляет пять видов платежей:
Лицензионный сбор за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается в размере 300 руб. Он должен быть уплачен до подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии. Документ, подтверждающий факт уплаты, прилагается к документам, которые соискатель подает вместе с заявлением о предоставлении лицензии.
Лицензионный сбор за предоставление лицензии в размере 1000 руб. Он уплачивается после того, как лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии соискателю. В течение трех дней после представления документа, подтверждающего уплату этого сбора, выдается документ, подтверждающий наличие лицензии. Если этот лицензионный сбор не уплачен в течение трех месяцев, лицензия может быть аннулирована.
Если лицензирующий орган выявляет неоднократные нарушения или грубое нарушение требований и условий лицензионной деятельности, он имеет право приостановить действие лицензии на определенный срок (не более 6 месяцев), в течение которого нарушения должны быть устранены. За возобновление действия лицензии плата не взимается.
Плата за получение дубликатов документа, подтверждающего наличие лицензии. По желанию лицензиата ему может быть выдан дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, за что взимается отдельная плата в размере 10 руб.
Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий. Лицензирующий орган обязательно ведет реестр выдаваемых, приостанавливаемых или аннулированных лицензий. Информация, содержащаяся в таком реестре, является от-
1 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3430; 2002. № 11. Ст. 1020; № 12. Ст. 1093.
I
Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
крытой и может быть получена в течение трех дней любым заинтересованным лицом в виде выписки из реестра. Размер платы за получение указанной информации составляет 10 руб. Предоставление такой информации органам государственной власти, а также органам власти местного самоуправления осуществляется бесплатно.
Плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, а также в случае утери документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан в течение 15 дней подать заявление о переоформлении документа, свидетельствующего о наличии лицензии. Переоформление осуществляется в течение 10 дней, за что взимается плата в размере 100 руб. Особенность рассматриваемого закона заключается в том, что в нем непосредственно закрепляются размеры лицензионных сборов и плат в твердой денежной сумме. Ранее действующее законодательство определяло размер лицензионных сборов и платежей в предельном количестве минимальных размеров оплаты труда, устанавливая, что их конкретный размер должен определяться постановлениями Правительства РФ в положениях о порядке лицензирования конкретных видов деятельности1.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет общие
положения, касающиеся лицензирования перечисленных в нем видов деятельности. Одновременно устанавливается, что положения о лицензировании конкретных видов деятельности утверждаются Правительством РФ2.
Лицензирование закрепленных в данном Законе видов деятельности осуществляется либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ3.
См., например, ст. 10, 11, 15 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на 29 декабря 2000 г. // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. II). Ст. 21.
См. например, постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ» // СЗ РФ. 1999. №19. Ст. 2342.
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвердило Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.
§ 4. Лицензионные сборы
Лицензирование каких-либо видов деятельности муниципальными органами исполнительной власти указанным Законом не предусматривается. Однако органы исполнительной власти муници-пального образования могут в некоторых случаях осуществлять лицензирование, например, розничной продажи алкогольной продукции1, образовательной деятельности2 и т.д. В п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплен перечень видов деятельнос-| ти, на которые положения данного Закона не распространяются. К ним относятся: деятельность кредитных организаций;
деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции;
биржевая деятельность;
деятельность в области таможенного дела;
нотариальная деятельность;
страховая деятельность;
; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; образовательная деятельность и некоторые другие.
Порядок лицензирования этих видов деятельности, а также Азмеры и порядок уплаты лицензионных сборов и иных платежей регулируются специальными нормативными актами3. Например, лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Федеральным законом от 22 ноября
1 Статья 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» предусматривает, что полномочия субъекта РФ на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы органам местного самоуправления // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 221.
- Пункт 7 ст. 33 Федерального закона от 13 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348; Российская газета. 2002. 16 февр.
3 См., например, постановление ФКЦБ от 15 августа 2000 г. № 10 «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ» с изм. на 18 июля 2001 г. // БНА. 2000. № 42; 2001. № 35; Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС. 1993. № 10. Ст. 357.
Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»1, а также Федеральным законом от 8 января 1995 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»2.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. подразделяет виды деятельности в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции на те, которые лицензируются федеральными органами исполнительной власти (Министерством РФ по налогам и сборам и его территориальными органами), и лицензируемые органами власти субъектов Российской Федерации. Суммы сбора зачисляются в тот бюджет, за счет которого содержится лицензирующий орган.
Плательщиками сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются организации, подавшие заявления на получение лицензии. Размер сбора различается в зависимости от вида лицензируемой деятельности со спиртосодержащей продукцией. Например, розлив, хранение и реализация алкогольной продукции - 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); экспорт алкогольной продукции - 100 МРОТ; импорт и оптовая реализация алкогольной продукции - от 1 тыс. до 15 тыс. МРОТ.
Этот сбор уплачивается ежегодно: один раз за каждый прошедший год действия лицензии. Соискатель лицензии должен уплатить его до подачи заявления. Если лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии, сбор считается уплаченным за первый год действия лицензии. Если в выдаче лицензии отказывается, уплаченный сбор возвращается, за минусом расходов на рассмотрение заявления о выдаче лицензии (в размере 3 МРОТ). Соискатели лицензии, а также лицензиаты подлежат ежегодному обследованию на наличие условий для осуществления лицензируемого вида деятельности. За такое обследование взимается плата в размере, покрывающем затраты на него, но не более 50-кратного МРОТ. За переоформление лицензии, а также за выдачу новой взамен утраченной взимается плата в размере сбора за новую лицензию.
§ 4. Лицензионные сборы
В редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 245.
СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 221.
При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается. Рассмотрим иной пример - лицензирование образовательной Деятельности. Оно осуществляется Министерством образования; РФ, государственными органами управления образованием субъ-; ектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (если они наделены соответствующими полномочиями -аконодательством субъекта Федерации) в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности1. Указанное Положение, а также иные нормативные акты, закрепляющие правовое регулирование лицензирования образовательной деятельности, не предусматривают взимание лицензионных сборов и платежей, подобных тем, которые рассматривались в этом параграфе. Условием предоставления лицензии в данном случае является оплата соискателем лицензии расходов лицензирующего органа на проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии. Экспертиза проводится в целях установления соответствия предлагаемых соискателем лицензии условий образовательного процесса требованиям строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, укомплектованности штатов и т.д. Размер этих расходов определяется совокупностью затрат на оплату труда лиц, привлеченных к проведению экспертизы в составе экспертной комиссии, на их командировки в этой связи, на изготовление бланка лицензии и иных затрат и расходов, предусмотренных законодательством РФ2. Применительно ко всем лицензионным сборам и платежам можно отметить, что суммы поступлений от них зачисляются, как правило, в соответствующий бюджет в зависимости от того, каким органом исполнительной власти (федеральным, региональным или муниципальным) осуществляется лицензирование. Может быть предусмотрено и иное распределение средств, например, сбор за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности зачисляется в бюджет муниципального образования по месту См. постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // СЗ
См. приказ Минобразования России от 13 апреля 2001 г. № 1690 «Об утверждении Порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности» // Российская газета. 2001. 16 мая.
Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
работы нотариуса, хотя лицензирование этого вида деятельности осуществляется органами юстиции субъектов РФ1.
Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов. В заключение отметим, что природа лицензионных сборов законодательством отражена противоречиво. В соответствии с НК РФ (ст. 12-15) лицензионные сборы относятся к обязатель- ным платежам, составляющим систему налогов и сборов РФ, но указанные статьи Кодекса пока не вступили в действие. Действующее законодательство из всей совокупности лицензионных платежей в систему налогов и сборов РФ включает лишь несколько: лицензионный сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей2.
Следует подчеркнуть, что взимание лицензионных сборов и иных платежей возможно только в связи с лицензированием. Не могут быть установлены лицензионные сборы и платежи за получение разрешения на осуществление деятельности, не относящейся к лицензируемым видам. Поскольку Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предус-мотрено лицензирование проведения местных аукционов и лотерей, а также лицензирование торговли винно-водочными изделиями, то соответствующие лицензионные сборы должны быть исключены из числа местных налогов и сборов.