Вопросы государственной регистрации беспилотных летательных аппаратов. Новые правила регистрации беспилотных летательных аппаратов. Досье

Вопрос «нужно ли регистрировать квадрокоптер?» стал животрепещущим и безумно важным абсолютно для всех владельцев беспилотных летательных аппаратов. Если всего пару лет назад счастливые обладатели...

Вопрос «нужно ли регистрировать квадрокоптер?» стал животрепещущим и безумно важным абсолютно для всех владельцев беспилотных летательных аппаратов. Если всего пару лет назад счастливые обладатели беспилотников могли спокойно запустить свои аппараты практически в любой точке России за исключением секретных и государственных объектов и радовать общественность красивыми фото и видео, то сегодня на это накладывается табу.

И если раньше это были лишь слова и обещания, то на этот раз депутаты из Государственной Думы (или ГосДуры – как ласково назвали это учреждение радиолюбители) пошли дальше и создали закон. А если быть точнее, то не создали, а сделали небольшую приписку в Воздушный Кодекс Российской Федерации, отчего права и обязанности пилотов квадрокоптеров стали еще более непонятными и пространными. Но обо всём по порядку.

Новый закон

22 декабря 2015 года депутаты из Государственной Думы приняли решение о необходимости создания закона, регулирующего полёты беспилотных летательных аппаратов. «Ничего страшного, еще один список, где летать нельзя, переживем» — написал в комментариях к новости один из пилотов.

Но на деле всё не так просто – согласно этой поправке регистрации подлежат абсолютно все летающие беспилотники (вертолёты, квадрокоптеры, самолёты и так далее), которые весят более 250 грамм. К слову, начиналось рассмотрение с массы в 30 килограмм!

И если ранее предполагалось, что это дополнение вступит в силу лишь через год – в конце 2016 года — и у владельцев радиомоделей будет возможность как-то подготовиться, то в последний момент всё в той же ГосДуме было принято решение сократить этот срок до 3 месяцев. Таким образом, с 22 марта 2016 года вне закона окажется 85% всех летающих дронов на территории России.

Для того, чтобы летать без опаски, вам будет необходимо пройти процедуры сертификации, регистрации, постановки на государственный учет и даже сдать экзамен, подробности которого пока не разглашаются.

Не усложнит жизнь, а решит проблемы

По словам лиц, принявших решение ввести этот закон в действие, его направленность – не усложнять жизнь владельцам беспилотников, а наоборот – помогать решать множественные проблемы. Тут же хочется спросить – а не вы ли, уважаемые депутаты, эти проблемы и создали?

Итак, проблема, которую призван решить этот закон – отсутствие в Воздушном Кодексе РФ отдельной категории под беспилотные летательные аппараты. По этой причине множество судебных дел, связанных с легкими беспилотниками, едва ли не заканчивались плачевно для владельцев БЛА.

Самое громкое дело, связанное с квадрокоптером, происходило в Сыктывкаре: городской суд признал молодого человека виновным в том, что он доставил пиццу по воздуху. Наказанием для студента был выбран штраф в 50 тысяч рублей.

К счастью, парень смог отстоять свои права и на апелляции доказал, что его полёт никак не мешал и, тем более, не угрожал полётам самолётов и ракет.

Пока закон не принят, вы не имеете права управлять квадрокоптером, если:

  • у вашего квадрокоптера нет регистрации;
  • у вас нет лётных прав;
  • перед полётом вы не согласовали его план.

О том, как именно будут решаться эти проблемы, ничего пока что не сказано. Не сказано также и о том, каким образом будет проходить регистрация, так что остается лишь догадываться.

Закон в России был разработан практически следом за созданием такого же закона в Соединенных штатах. Там система регистрации пока что бесплатна (в будущем будет стоить 5 долларов) и производится через интернет. Будем надеяться, что в России всё будет реализовано на том же уровне.


Кто пострадает больше всего

Конечно, закон, регулирующий полёты на квадрокоптерах нужен, но нужен он адекватный или, хотя бы, понятный. Ведь, мягко говоря, глупо ставить в один ряд 10-летнего ребенка с маленьким вертолётом, летающим во дворе дома и взрослого с коптером с серьезным оборудованием на борту, находящегося вблизи государственных объектов. Но индивидуальный подход и тщательная проработка – это пока что не про Российское законодательство.

Так, недоработки прежде всего коснутся детей и подростков из кружков радиолюбителей. Каким образом несовершеннолетний гражданин будет регистрировать и сертифицировать свой квадрокоптер – абсолютно не ясно.

Следом за радиолюбителями последствия принятого закона почувствуют и продавцы коптеров на территории России.

Вот часть статистики – только знаменитых коптеров Phantom от DJI в России продается более 3 тысяч штук в год. И это при их стоимости в 50 тысяч рублей.

Сколько продается более дешевых коптеров с массой от 250 грамм и выше – не счесть.

Как только станет известно хотя бы об одном инциденте, закончившимся для владельца коптера из этой категории негативно, продажи наверняка упадут в разы.


Альтернативное решение

Одним из яростных противников этого закона является Олег Понфилёнок, который в прошлом занимался доставкой пиццы при помощи квадрокоптеров, а на данный момент является генеральным директором компании CopterExpress.

По его словам, с 22 марта для всех любителей дронов наступят тяжелые времена.

«С трудом верится, что за столь короткий срок в 90 дней в правительстве смогут создать систему, которая будет удобна пользователям. Скорее, всё будет наоборот – правила сертификации беспилотников просто скопируют с уже имеющихся правил для пилотируемых летательных аппаратов. А вместе с тем перенесут и всю бюрократию», — считает Олег.

Также в конце 2014 года Олег предлагал свою систему легализации квадрокоптеров. В ней под беспилотники должен был быть выделен особый класс — «беспилотные летательные аппараты», в него входили бы все дроны от 3 килограмм до 30.

Аппараты менее 3 килограмм, по словам Олега, рассматривать просто не имеет смысла, так как они по своей сути являются игрушками и не могут никому нанести вреда. К тому же их грузоподъемность практически равна нулю. А вот мини-беспилотники, по его мнению, уже представляют угрозу, но только наземным объектам.

В предложение входило два требования – страхование возможного ущерба, нанесенного беспилотником третьим лицам и уведомление о каждом полёте.

Но, к сожалению, к мнению простого человека никто не прислушался, поэтому, спустя год, мы получили то, что получили.


Не пойман – не вор

Пока что нет ясности и в вопросе наказания за пилотирование незарегистрированного беспилотника. Пока закон не вступил в силу, полёт квадрокоптера регулируется сразу несколькими документами – Воздушным Кодексом, Уголовным Кодексом, Административным кодексом и многими другими распоряжениями и постановлениями. В связи с тем, что последствия полётов и проведения съемок всё еще остаются непредсказуемыми, придерживайтесь нескольких советов:

  1. Избегайте полётов над людьми: во-первых, вы можете нарваться на блюстителей порядка, а во-вторых, коптер может рухнуть на головы людей по какой либо причине. И в первом, и во втором случае неприятные последствия гарантированы.
  2. Не летайте вблизи охраняемых объектов – неважно, частных или государственных. Особенно избегайте полётов возле аэропортов и аэродромов – даже вследствие случайной порчи имущества этой организации наказание будет серьезным.

Судя по реакции общественности, владеющей дронами, на новый закон, регистрировать свои беспилотники пойдет разве что 10% особенно ответственных граждан. Остальные же махнут рукой и продолжат запускать коптеры дома, во дворах или на природе.

Однако есть категория людей, которым пройти регистрацию настоятельно рекомендуется – это те, кто занимается коммерческой съемкой. Так что если вы планируете производить съемку в центре города, на массовых мероприятиях или в охраняемых природных зонах, смиритесь с тем, что встретиться лицом к лицу с бюрократическими проволочками вам всё же придётся.

22 марта этого года в силу вступает закон о регистрации квадрокоптеров. Почему именно 22 марта? Да потому что соответствующий закон был принят ровно 90 дней...

22 марта этого года в силу вступает закон о регистрации квадрокоптеров. Почему именно 22 марта? Да потому что соответствующий закон был принят ровно 90 дней назад, то есть 22 декабря 2015 года.

22 декабря 2015 — день принятия закона о квадрокоптерах

Суть заключается в том, что владелец любого беспилотного летательного аппарата должен зарегистрировать свой квадрокоптер, если последний весит более 0,25кг (250 граммов).


Надо сказать, что в России под эту весовую категорию подпадают все популярные коптеры, которые продаются на территории страны тысячами каждый месяц (по крайней мере продавались).

Некоторые эксперты считают, что с введением подобных ограничительных мер, большинство любителей беспилотников просто потеряют былой интерес к квадролетам. Мало кому захочется проходить через 7 кругов бюрократического ада, дабы получить паспорт для своего дрона.

Ранее ожидалось, что закон вступит в силу только в 2017 году, то есть ровно через год после его принятия, однако на деле все произошло гораздо быстрее. Вроде бы вчера только ходили речи о возможных последствиях принятого законодательства, а сегодня уже ты не сможешь полетать без регистрации своего аппарата в нужных органах.

Мы напомним, что изначально предлагалось регистрировать беспилотные летательные средства, вес которых начинался с 30 килограммов. В третьем чтении Госдума приняла решение сделать минимальной массой те самые злосчастные 250 граммов.

Если ваш дрон весит четверть килограмма и выше, то надо будет проходить сертификацию, регистрацию дрона, становиться на государственный учет, вернее через все эти процедуры будет проходить ваш квадрокоптер. Сами же владельцы квадриков должны будут получить государственное свидетельство о том, что они допущены к управлению мультикоптером.


Чтобы таковое свидетельство получить, необходимо будет сдать соответствующий экзамен. Как он будет выглядеть и в каком виде его нужно будет сдавать, до сих пор не ясно. Понятно одно — процедура теперь будет чем-то напоминать получение водительских прав.

Насколько нам известно, до сих пор не выработаны определенные правила и четкие инструкции по получению подобного свидетельства и сдачи экзаменов.

Кому вставили палки в колеса?

Конечно же, прежде всего — обычным любителям аэросъемок. На территории нашей страны одних только Фантомов от DJI продается около десяти тысяч единиц каждый год. При этом мы не говорим о более мелких моделях других производителей. Одна камера, в большинстве случаев, весит свыше четверти килограмма.

Существует высокая вероятность того, что любители коптеров просто не захотят заморачиваться с прохождением этих регистрационных процедур. Так считает Олег Панфиленок генеральный директор компании Коптер-Экспресс — первой фирмы, которая осуществила доставку пиццы с помощью квадрокоптера.


По его же мнению закон, который принимался в целях безопасности граждан России, обратной стороной ударит по кружкам авиамоделей, ведь если ребенок, которому исполнилось всего лишь 12 лет, соберет свой дрон, то из-за своего юного возраста он просто не сможет зарегистрировать его.

В 2014 году Панфиленок уже пытался инициировать процесс регистрации дронов. Он всегда утверждал, что регистрацию должны проходить лишь коптеры весом от трех до тридцати килограммов, потому что более легкие модели не способны нанести существенный вред человеку.

По его мнению различные аварии и происшествия, связанные с падением дронов, должны страховаться различными компаниями. Владельцы коптеров, в идеале, должны были бы заблаговременно фиксировать на специальном сайте свое намерение полетать на мультикоптере. После чего эти самые страховые компании должны самостоятельно рассчитать насколько рискованным будет полет данного аппарата по заданному маршруту, оценив при этом стоимость полета.

Так ли все плохо для пилотов БПЛА?

На самом деле ничего страшного в прохождения процедуры по регистрации нет, потому что необходимость такого действия назрела давно – это раз. Второе — думается, что за исполнением и проверкой соответствующих документов в первое время будут следить не так строго. Проверяющим органам необходимо время и сноровка, чтобы самим привыкнуть к новой обязанности по контролю воздушного пространства.

Возьмем, к примеру, тот же закон о запрете курения в общественных местах. Сколько времени прошло с момента его принятия, и какие результаты мы видим сейчас? Все курильщики поголовно перестали курить? Конечно же нет. Да, в местах общепита действительно курящих уже не встретишь, потому что в таких местах, сами владельцы просят посетителей этого не делать.


А что мы видим в других общественных местах. Тут и там постоянно затягиваются сотни людей. На тех же остановках и железнодорожных платформах, не говоря уже о тротуарах. При этом полиция молча взирает на курящих и, судя по всему, даже не обращает на них никакого внимания.

Можно смело сказать, что летать без документов все-же получится, и сгущать краски не стоит, равно как и отказываться от любимого дела (полеты и аэросъемка).

Правда, есть тут одна небольшая ложка дегтя — ты никогда не можешь быть уверенным, что именно сегодня, когда ты поднял в воздух свой мини-дрон, к примеру WL Toys, к тебе не подойдут полицейские и не выпишут тебе штраф. Ситуация, что называется, 50/50 — может повезет, а может и нет.

Почему нас обязали регистрировать свои коптеры?

Безопасноcть и еще раз безопасность. Ни для кого ведь не секрет, что с появлением квадрокоптеров различной конфигурации, у людей, которые совершают свои темные делишки, тоже появились свои планы насчет этих беспилотников.

Например, доставка наркотиков, оружия, а в худших случаях — использование дронов в качестве доставки опасного взрывчатого вещества в людные места, другими словами, для террористических целей.

Но это случай, когда владелец дрона специально использует свой БПЛА в деструктивных целях, у общества любителей квадролетов есть свое мнение. Именно: если террорист захочет использовать дрон для атаки, его вряд ли остановит это законодательство.


В самом деле, не откажется же он от своих черных замыслов только из-за того, что ему теперь нужно проходить нудную процедуру регистрации и получения «летательных прав».

Если же говорить про случаи, когда дроны наносят вред людям не специально, закон должен быть, чтобы, по крайней мере, избежать разных ситуаций, когда пострадавший не может взыскать за причиненный ущерб с владельца дрона, если коптер упал на голову или, скажем, на автомобиль.

Известны случаи, когда полеты дронов нарушали безопасность полетов пассажирских самолетов. Сначала с этим боролись на уровне запретов полетов возле определенных зон и районов. Теперь, чтобы усилить этот защитный способ, владельцев коптеров решили обязать регистрировать дрон и доказать, что они понимают, где можно летать, а где нет.

Наказание за несоблюдение правил

Лица, инициировавшие создание закона о беспилотниках, считают, что на все эти летающие средства, даже маленькие квадрики, будут действовать те же правила, что и на другие воздушные суда.

Под особый контроль прежде всего попадут аппараты, чей полетный вес составляет больше 30 килограммов. Согласно статье 36 воздушного кодекса, владельцы этих беспилотников должны будут обязательно получать сертификат летной годности, и, если они получили такой документ, последний всегда должен находиться на борту дрона.

За нарушение правил использования воздушного пространства будет налагаться административный штраф. 5000 рублей будет выплачивать обычное физическое лицо, а юридическое – до 300000 рублей.

Нам же остается лишь дождаться, когда соответствующие органы наведут порядок в плане прохождения процедуры регистрации и сделают этот процесс прозрачным и понятным для обычных пилотов квадрокоптеров.

Весной 2016 года вступил в силу Федеральный закон N 891243-6, разъясняющий как должна проходить регистрация квадрокоптеров в России. Этот закон затрагивает не только профессиональные, но и любительские квадрокоптеры. Принятие закона привело к бурной реакции сторонников и противников беспилотников.

На прошлой неделе в вопросе как зарегистрировать квадрокоптеров, появилось чуть больше ясности. Начиная с 5 июля 2017 года, все беспилотные аппараты тяжелее 250 грамм подлежат обязательной регистрации. Соответствующий закон вступил в силу. Однако при всем желании сейчас вы не оформить разрешение на дрон, т.к. сам порядок регистрации пока не установлен.

Это значит, что фактически на текущий момент можно летать без регистрации так как попросту нет оснований для административно-правовых последствий.

Суть регистрации

Правила регистрации коптеров призваны снизить риск получения травм от падения летательных аппаратов, снизить угрозу для воздушных судов, а также пресечь нарушения, связанные с вмешательством в личную жизнь граждан.

Что касается полета над запретными зонами, то такие ограничения уже предусмотрены в моделях квадрокоптеров компании DJI. Например, дрон попросту не взлетит в закрытой зоне или отклонится от курса. С закрытым для полетов зонам в Москве относятся территории аэропортов, правительственные и военные учреждения, стадионы, посольства.

С полной картой запретных территорий вы можете ознакомиться на сайте DJI .

Логичным становится вопрос навыков пилотирования дронов. Очевидно, что если есть регистрация дронов, то должна быть и регистрация пилотов которые этими дронами управляют. На текущий момент закон этот вопрос не регулирует никак.

Как проходит регистрация дронов

Регистрация квадрокоптеров, так же, как и любых других беспилотных летательных аппаратов может быть оформлена одним из следующих способов:

  • через электронный портал оператора учета;
  • через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • через торговую организацию, продающую беспилотник или иные организации, заключившие договор с оператором учета;
  • через отделения связи Почты России.

Для того, чтобы зарегистрировать квадрокоптер необходимо в электронном виде заполнить анкету в которой указывается наименование и серийный номер дрона, масса, количество двигателей и другие данные.

Владелец коптера указывает свое имея, паспортные данные, ИНН, место рождения, дату рождения и прочие данные.

Оформить разрешение на коптер необходимо в течение 10 дней после покупки.

После окончании регистрации, квадрокоптеру присваивается уникальный регистрационный номер. В перспективе к каждому зарегистрированному квадрокоптеру будет крепиться RFID – метка, которая будет идентифицировать дрон с расстояния до 300 метров.

Кто будет регистрировать

Постановкой дронов на учет займется подведомственная Минтрансу организация ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Минтранс разработал правила учета еще в начале 2017 года.

С последними изменениями и дополнениями законопроекта можно ознакомиться на сайте КонсультанПлюс.

Кому будет отказано в регистрации квадрокоптера

Зарегистрировать квадрокоптер не смогут следующие категории граждан:

  • имеющие судимости за хулиганство или терроризм;
  • состоящие на учете в наркологическом, психиатрическом диспансере;
  • ранее нарушавшие правила регистрации беспилотника.

Безопасность прежде всего

Квадрокоптеры, как наиболее популярный сегмент, с каждым годом становятся доступнее не только профессионалам, но и любителям без навыков пилотирования. Уже бывали случаи, когда по вине неопытного пилота, желающего поснимать при большом скоплении народа, квадрокоптер терял управления и падал в толпу.

Кроме того, не каждому понравится, когда над его дачей будет барражировать коптер с камерой и снимать все происходящее, это уже можно расценивать как вторжение в личное пространство.

С безопасностью тоже вопросы, вместо камеры коптер может нести все что угодно, от наркотиков до опасных взрывчатых веществ.

Теперь всем владельцы беспилотников гражданского назначения обязаны проходить обязательную государственную регистрацию собственных летательных аппаратов. Новшество касается моделей с массой от 0,250 до 30 кг. Постановка на учет осуществляется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а документы для регистрации достаточно направить в электронном виде, что значительно упрощает процедуру.

Стоимость учета дрона должна составить примерно 300 руб. В результате регистрации авиалюбитель получает RFID-метку, позволяющую считывать данные о дроне и владельце по воздуху на расстоянии до 300 метров.

О порядке регистрации подробно изложено в законе «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дополнен пакетом поправок , описывающих правила учета беспилотных средств.

Ясно, что регистрация необходима, но возникает вопрос как это сделать? На данный момент механизм по регистрации не запущен и база данных БПЛА отсутствует. Нам в сложившейся ситуации остается продолжать летать и следить за ситуацией.

Международный опыт регулирования

Принятие в России закона об обязательной процедуре регистрации и сертификации БПЛА не является чем-то уникальным, а следует международному тренду в этой области. По мере того, как технологии производства беспилотников позволили изготавливать небольшие по размерам, а также различные по назначению и функциональным возможностям аппараты, все больше обычных людей захотели получить БПЛА в собственное распоряжение.

Количество беспилотников в частном владении в большинстве стран мира растет из года в год, в связи с чем возникают различные конфликты и сложные вопросы. Помимо этого, существует фактор террористической опасности, который не могут игнорировать власти. В 2014 году произошел инцидент в лондонском аэропорту Хитроу, где во время взлета пассажирского лайнера едва не произошло столкновение с неизвестным беспилотником. В США также отмечали несколько похожих случаев, которые списали на неадекватность владельцев БПЛА.

В результате, несколько лет назад во многих странах начался процесс принятия законов, регулирующих вопросы покупки и владения БПЛА. Рассмотрим несколько примеров.

Европа

В странах ЕС дроны имеются на руках многих частных владельцев. Различные модели таких аппаратов используются для нужд государства и частных компаний. В последние 2-3 года принимаются законы на национальном уровне, хотя на “общесоюзном” никакого, хотя бы рамочного соглашения, не принято, кроме постановления Европейского парламента, которое касалось двух вопросов:

    ограничения на применение дронов для фото- и видеосъемки (неприкосновенность частной жизни), а также,

    вопросов идентификации операторов БПЛА.

Схожие по ограничениям законы на национальном уровне сегодня уже действуют в таких странах, как: Ирландия, Италия, Австрия, Чехия, Великобритания. В ряде вопросов оно иногда жестче, чем российское. Например, в Ирландии владельцы всех БПЛА, вес которых превышает 1 кг, должны зарегистрировать свои аппараты в Управлении авиации Ирландии (Irish Aviation Authority - IAA). Итальянский закон запрещает запускать беспилотники в местах большого скопления людей, включая городские агломерации. БПЛА нельзя направлять к аэропортам и частным владениям. Схожие ограничения есть в других европейских странах.

США и Канада

В Канаде более либеральные законодательные положения. В частности, частные лица могут не регистрировать свои БПЛА, если приобретают их просто для развлечения. А вот для более серьезных целей дрон придется зарегистрировать, а если он тяжелее 25 кг, то для управления оператору нужно получать лицензию. Есть также возрастные ограничения: если вам меньше 16-18 лет, то управлять БПЛА вы сможете только под руководством более старшего товарища или преподавателя. Получить полное разрешение на управление можно только по достижении 18 лет.

Самое жесткое законодательство принято в США. Вероятно, наученные горьким опытом 11 сентября, а также уже имевшимися многочисленными происшествиями из-за неадекватов с джойстиком, власти Соединенных Штатов предписали регистрировать вообще все дроны. Процедура, правда, очень простая и дешевая (на сайте FAA (Federal Aviation Administration), стоимость всего $5), зато штраф за отказ или уклонение от регистрации составит $27000. О масштабах владения БПЛА в США говорит количество зарегистрированных в первые месяцы аппаратов: 300 000 единиц. Помимо ряда ограничений на федеральном уровне законодательство разрешает вводить собственные ограничения на уровне штатов.

История принятия закона о БПЛА в России

Как видим, российское законодательство о БПЛА формировалось в русле международных тенденций, другое дело, что современный вариант закона был принят в результате многочисленных споров и протестов. Количество дронов в России за последние годы существенно выросло, хотя точной статистики нет. БПЛА есть в распоряжении государственных и частных структур, а также физических лиц.

Причины появления правительственного законопроекта

Положения Воздушного кодекса РФ 1997 года, не учитывали новой реальности, поэтому возникла острая необходимость уточнения его отдельных положений. Кроме того, государство решило создать общую базу данных по всем имеющимся в стране БПЛА. Подготовка нового законопроекта была возложена на Министерство транспорта РФ, которое завершило работу над поправками в Воздушный кодекс к марту 2015 г. Кстати, в проекте закона все БПЛА были названы “экспериментальной авиацией”.

Какие цели преследовал новый законопроект? С точки зрения органов государственной власти, Воздушный кодекс в новых условиях явно устарел, особенно “в части подготовки, аттестации и допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации”, так как ранее нормы регулировали только проблемы военной и гражданской авиации. Поэтому разработчиками закона предлагалось внести следующие нововведения в Воздушный кодекс:

    в новой статье закона сделать обязательной аттестацию авиационного персонала экспериментальной авиации (то есть, БПЛА);

    ввести обязательную сертификацию для операторов БПЛА, выдавая им свидетельства по результатам обязательной аттестации;

    разработать специальные программы подготовки операторов БПЛА.

Любопытно, что в законопроекте Минтранса никаких норм регулирующих параметры БПЛА для обязательной регистрации не было вообще. 19 марта данный законопроект был одобрен Правительством Д.Медведева, а в конце того же месяца поступил для рассмотрения в Государственную Думу.

Обсуждение и принятие закона в версии 2015 года

В ходе обсуждения закона депутатами были предложены поправки, которые определяли такие понятия, как:

    беспилотный летательный аппарат и беспилотная авиасистема,

    кто является пилотом и/или участником экипажа БПЛА,

    кто несет ответственность за спасение терпящего бедствие БПЛА и т.п.

Этих определений в прежней версии Воздушного кодекса не было, хотя беспилотники в СССР и России существовали с 1970-х годов (в Вооруженных силах).

В третьей редакции обновленного кодекса появилось так возмутившее многих положение о том, что “государственной регистрации подлежат […] беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее”. Покупка обычных радиоуправляемых моделей, авиамоделирование и авиамодельный спорт тоже оказались под угрозой наряду с БПЛА других типов. Существовали и другие совершенно абсурдные положения: например, согласование маршрута следования БПЛА.

Депутатами было предложено внести на учет все “беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации”. Когда же возник вопрос о том, кто будет вести учет таких аппаратов, то было решено поручить эту процедуру ФСБ.

Планировавшийся порядок регистрации БПЛА

Процедура регистрации, по мысли законодателей, должна была носить стандартный характер. Заявитель должен внести ряд следующих параметров:

    Указать страну происхождения БПЛА;

    Указать тип (название, данное изготовителем);

    Вписать серийный номер;

    Указать год производства;

    Обязательно указать военное или гражданское назначение аппарата;

    Дать информацию о фирме или физическом лице, изготовившем летательный аппарат;

    Указать максимальную взлетную массу;

    Дать информацию о типе, количестве и мощности двигателей;

    Принести документ, который подтверждал бы легальную покупку летательного аппарата (обязательно для зарубежных моделей);

    Принести документ, подтверждающий изготовление БПЛА (если он был сделан в кустарных условиях);

    Указать свои данные в качестве: физического или юридического лица (ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Ответственная за учет структура должна была после этого внести аппарат в единый реестр о беспилотных воздушных судах и предоставить владельцу БПЛА документ о постановке на учет. После регистрации регистрационный номер также наносился на борт БПЛА в качестве опознавательного знака.

Теперь представим, что если бы закон действовал сегодня именно в таком формате, то каковы были бы шаги человека, решившего подарить своему сыну радиоуправляемую модель самолета или вертолета. Он вынужден был бы подать в соответствующее подразделение службы безопасности стандартную заявку с указанием всех параметров детской игрушки, а далее ждал бы разрешения властей на ее использование со всеми полагающимися последствиями. А сколько вообще было бы заявлений от владельцев различных БПЛА?

Понятно, почему закон, подписанный 30 декабря 2015 года Президентом, вызвал возмущение и протесты.

Изменения в законе от 21 июня 2016 года

Прежний закон оказался недоработанным и содержал не только чересчур жесткие ограничения, но и оставил без регулирования ряд важных вопросов, например, порядок регистрации и учета БПЛА, а также санкции в отношении нарушителей. Предполагалось, что остальные вопросы будут урегулированы дополнительными положениями Правительства РФ. Вопрос об общественных слушаниях предложений правительства также повис в воздухе, так как никаких четких рекомендаций и регламента регистрации аппаратов не было.

В итоге, не проработанный детально закон “повис” в воздухе, а Думе пришлось принимать обновленные положения поправок к Воздушному кодексу. Принятый в начале июля 2016 года закон отменил поправки в Воздушный кодекс, закрепленные в декабре прошлого года. Теперь не нужно проходить государственную регистрацию и сертифицировать БПЛА весом до 30 кг. Кроме того, владельцам таких аппаратов не нужен сертификат летной годности и свидетельство авиационного персонала гражданской авиации.

Вообще-то, да, но сейчас вы при всём желании не сможете этого сделать.

Как это?

А вот так. Закон , обязывающий владельцев регистрировать беспилотные летательные аппараты (БПЛА), уже вступил в силу, но сам порядок регистрации пока что не установлен. Проект правил постановки дронов на учёт ещё только будет направлен в Минюст и правительство.

Значит, можно пока не регистрироваться и за это ничего не будет?

Да. За использование незарегистрированных БПЛА до утверждения процедуры постановки на учёт привлечь вас к ответственности никто не сможет. По словам представителей пресс-службы Минтранса, оснований для каких-либо административно-правовых последствий просто не существует.

И что будет потом? Какие дроны подлежат регистрации?

Как только появятся правила постановки на учёт, владельцы будут обязаны зарегистрировать дроны. Постановка на учёт обязательна не только для профессиональных, но и для любых дронов со взлётной массой от 250 г до 30 кг, включая игрушки.

А в чём вообще суть регистрации?

Регистрация нужна для снижения потенциальной угрозы для авиации, риска травмирования других людей и вмешательства в частную жизнь. При постановке на учёт в базу будет вноситься наименование летательного аппарата, серийный номер, максимальная взлётная масса, тип двигателей и их количество, а также другие данные.

Зарегистрировать дрон может любой желающий?

Нет. Для собственников квадрокоптеров предусмотрен ряд ограничений. Согласно текущей версии проекта, зарегистрировать дрон не смогут лица, стоящие на учёте в наркологическом или психиатрическом диспансере, а также те, у кого есть судимость за хулиганство и терроризм, и те, кто раньше нарушал правила использования воздушного пространства и совершил подлог документов на регистрацию.

Владелец должен указать своё имя, паспортные данные, ИНН, дату и место рождения, адрес и телефон, а также электронную почту при её наличии.

Кто и как будет заниматься регистрацией?

Согласно проекту правил регистрации, вести базу будет подконтрольная Минтрансу организация «ЗащитаИнфоТранс». Учёт планируется вести с помощью RFID-меток, подобных тем, что используются в пропускных системах. Небольшие кусочки пластика с микросхемой внутри будут крепиться к каждому дрону и позволят идентифицировать его с расстояния до 300 метров.