Программа кружка по программированию. Кружок по программированию «Программирование

Рабочая образовательная программа для кружков и внеурочной деятельности по информатике и программированию Основы программирования и компьютерного моделирования Задача данной образовательной программы познакомить учащихся с основами и компьютерным моделированием. Язык Си++ выбран за основу изучения так, как его синтаксис используется при , является базисом для многих других современных языков программирования В разделе рассмотрены основные методы и модели: приближенное решение уравнений, регрессии, метод наименьших квадратов, численное решение дифференциальных уравнений, клеточные автоматы, генетические алгоритмы, линейное программирование. В программе предусмотрена тема, посвященная созданию дружественного графического интерфейса GUI. В ходе освоения данной программы учащиеся реализуют мини проекты, закрепляя полученные знания самостоятельной практической работой. Мини проекты могут быть использованы в качестве основы для проектной деятельности для участия в научных конференциях учащихся. Для освоения данной образовательной программы по программированию и компьютерному моделированию необходимо углубленное изучение определённых разделов математики, физики и прочих предметов. Необходимые знания указаны в столбце “Необходимые знания”.Занятие в группах не более 10 человек. Оптимально 6-8 человек. Занятия проводятся в компьютерном классе.

Название темы

Кол-во часов

Теоретическиезнания

Практическиезадания

Необходимые математические и прочие знания

Линейные алгоритмы Переменные.

Знакомство с структурой программы на Cи . Переменные , типы данных. Вод данных и вывод на экран. Задание случайных величин.

Задачи.

1.Решение квадратного уравнения

Знакомство с логическимивыражениями. Операторами if и case .

Знакомство с циклами for , while , Вложенные циклы.

Задачи

1 Вложенный цикл. Расчет площади круга.

Знакомство с одномерными и многомерными массивами. Основные операции ввода вывода массивов. Сортировка поиск наименьшего и наибольших значений, операции с массивами.

Задачи

3.Переводдесятичного массива в бинарный и наоборот.

4.Обмен элементами между массивами (одного элемента, куска массива)

Мини проекты

7.Реализовать игруLife .

9.Моделирование поведения толпы с помощью теории клеточных автоматов

Понятие матрицы. Понятие суммы. Суммирование по нескольким индексам.

Определениесобственныхфункций и процедур. Понятие локальных переменных. Основы процедурного программирования.

Задачи

1.Передача в функцию массива. И расчет значения функции по элементам массива

Основные операторы для графики.Простейшаяанимация.

2.Построение графиков функций.

Мини проекты

3.Рисованиепо заданным параметрам различных фигур.

4 Рисование трехмерных фигур и точек на них по заданным координатам

Свойства трехмерных фигур. Координаты точек в пространстве. Уравнение прямой в пространстве и плоскости. Понятие вектора.

Функции записи и считывания данных с текстового файла.

Задачи

1.Запись и считывание с файла числового массива

Мини проекты

2.Записать показания данных с датчиков микроконтроллера, обработать их вывести статистику.

Основы среды программирование микроконтроллеров. Считывание данных с датчиков.

Знакомство с основами компьютерного моделирования. Основные компьютерные модели. Метод половинного деления. Линеаризация задач. Метод наименьших квадратов.

Задачи

1 Численное решение уравнений. Метод половинного деления

Мини проекты

2Аппроксимация. Регрессия. Метод наименьших квадратов.

3.Моделирование физических процессов.Моделирование движения в вязкой среде.

4.Моделирование физических процессов. (Тяготение, электрические, магнитные поля)

Знакомство со средой программирования микроконтроллеров Arduino .

Считывание данных с датчиков управление сервоприводами и моторами.

Мини проекты

1. Управление манипуляторами

4. Запись данных с датчиковв файлы и обработка статистики передача в Интернет

5. Обмен данными между микроконтроллерами на расстоянии. Дистанционное управление роботами.

Понятия тока, напряжения, закона Ома

Составил рабочую образовательную программу Пашнин Андрей Александрович

Кружок «Основы программирования»
Руководитель: учитель информатики

Давыдова Нталья Николаевна

Срок реализации программы - 2 года
Пояснительная записка

«Утверждается, что направленное и расширяющее воздействие информатики, микроэлектроники и компьютерной техники на образование, науку и технологическую культуру и коммуникации представляет собой одну из важнейших междисциплинных проблем и вызовов нашего времени...»

Из резолюции 25 сессии генеральной конференции Юнеско:

Новые информационные технологии становятся основной движущей силой развития.

«...Их правильное и неправильное применение серьезно отражается на конкурентности, хозяйстве, промышленности, на стоимости и качестве образования, обороноспособности, способности к нововведениям как в экономических, так и в социальных сферах».
Целью данного курса является изучение основ программирования, т.е. основы построения алгоритмов.

Задачи изучения:

Повышения заинтересованности учащихся к этой теме и достижения желаемого уровня усвоения материала по теме «Основы программирования»

Знакомство с методами структурного и объектно-ориентированного программирования как наиболее распространенными и эффективными методами разработки программных продуктов;

Обучение разработке алгоритмов на основе структурного и объектно-ориентированного подхода;

Закрепление навыков алгоритмизации и программирования на основе изучения языка программирования Бейсик, Visual Basic; (Gambas)

Знакомство с основными структурами данных и типовыми методами обработки этих структур

Программа курса "Основы программирования" предполагает значительного расширения тематики изучаемого материала по сравнению с общеобразовательной школой, повышение уровня образования за счет изучение основных принципов программирования, большего, по сравнению с общеобразовательной школой количества языков программирования и практического использования полученных знаний для углубления базового школьного образования.

Реализация программы позволяет подготовить квалифицированного пользователя ПЭВМ, и обеспечивает социальную адаптацию учащихся, не имеющих возможности освоить современные компьютерные технологии в рамках образовательного процесса в школе.

Курс "Основы программирования" рассчитан на 144 часа на каждый язык программирования обучения и предполагает с возможностями использования персональных ЭВМ для решения практических задач, формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне программиста.

В рамках курса предполагается освоение и развитие навыков программиста в наиболее используемых в настоящее время средах программирования, создание web-страниц, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих учет в различных прикладных, практических сферах деятельности человека.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами и возможностями ПЭВМ по решению прикладных задач, использованием ПЭВМ для анализа ситуаций в школе, в сфере производства, бухгалтерскими операциями на ПЭВМ, компьютерным делопроизводством.

Объединение с постоянно-переменным составом слушателей. К изучению курса привлекаются преимущественно учащиеся 6-11 классов. Занятия проводятся по два часа раз в неделю.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса и практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются тестовыми компьютерными заданиями. Участие в интеллектуальном марафоне ЦИТ.

По окончании обучения по данной образовательной программе, учащиеся должны уметь создавать простейшие программы. Поэтому для оценки достижения обязательной подготовки целесообразно использовать дихотомическую (двоичную, альтернативную) шкалу типа зачет или незачет и т.п. Анализ детских работ, определяющий творческий рост школьника. Педагогическое наблюдение при текущем контроле. Анализ мотива ухода и прихода учащегося в кружок. Способы фиксирования и обобщения детских практических достижений (участие в конкурсах фиксируется в журнале).

Подводятся итоги на лучшую работу, по каждой теме. Участие во всевозможных конкурсах (районных, областных и международных).

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Указанная цель и поставленные вышеизложенные задачи могут быть выполнены при продолжительности обучения 2 года (72 часа в год при 2-х часах занятий) При желании учащиеся могут изучать один из языков программирования или несколько продолжив обучение после 2 летнего курса.
Технические средства обучения (минимальные)

1. Компьютерный класс с компьютерами класса не ниже Реntium

3. Программное обеспечение:

Операционная система Windows (версия 95 или выше) или Linux;

Трансляторы языков программирования

Интернет-браузеры;

Пакет для создания презентаций;

Введение. Техника безопасности. Роль ЭВМ в современном обществе Языки высокого уровня
Алгоритм (6 часов)

("сверху, вниз" и "снизу вверх"}. Основы структурного программирования. Практикум по записи алгоритма в виде блок схем, словесноформулировочным, видно, схемой.


Интерпретаторы и компиляторы, интерфейс (4 часа)
Оболочка Бейсика, запуск, ввод текста программы, выполнение, открытие и сохранение файла (2 часа)

Среда программирования Q_ВАSIС. Конструкция программы Оболочка транслятора Функциональные клавиши Текстовый редактор Основные приемы работы в среде Алфавит языка, арифметика, понятие переменной,

оператор присваивания (4 часов)

Язык программирования Q_ВАSIС: алфавит языка, запись арифметических операций, встроенные математические функции.

Оператор вывода PRINT: назначение, функции, особенности.

Типы, операции и выражения: простые и структурированные типы, представление в памяти данных основных типов

Операции над данными основных типов Строки, Совместимость и преобразование типов
Ввод и вывод данных (8 часов)

Структура оператора, диалог. Обращение к файлу. Ввод данных из файла.

Линейный алгоритм (4 часов)

Линейная программа. Операторы ТАВ, LОСАТЕ. Линейный алгоритм. Пошаговое выполнение программ, работа с файлами в интегрированной среде. Разбор примеров программ, иллюстрирующих линейный алгоритм. Вспомогательный алгоритм Понятие процедуры и функции. Локализация имен. Структура подпрограммы Процедурные типы. Разбор примеров программ

Операторы условного и безусловного переходов (12 часов)

Оператор ветвления IF...ТНЕN: назначение, структура, запись простых и сложных условий, вложенные ветвления. Сложные (составные) условия Оператор выбора SELEСТ САSЕ: назначение, структура, запись условий.

Операторы цикла (16 часов)

Циклический оператор FOR. Разбор примеров программ

Циклических} оператор с предусловием. Разбор примеров программ

Циклических} оператор с постусловием Разбор примеров программ

Библиотека алгоритмов. Алгоритм Евклида Алгоритмы нахождения чисел с заданными

свойствами на целочисленном отрезке: простые, совершенные, палиндромы, пифагоровы

тройки.


Записи и файлы (12 часов)

Запись. Понятие новой сложной переменной и обращение к ней.

Запись, как структурированный тип данных. Описание записей. Оператор присоединения.Массивы записей. Программирование алгоритмов с использованием записей. Типизированные константы: константы-записи Файлы и записи

Доступ к файлам, процедуры и функции для работы с файлами, текстовые файлы, типизированные файлы, нетипизированные файлы. Процедуры и функции работы с текстовыми файлами Прямой и последовательный доступ к записям файла. Файлы: бинарные

Разбор примеров программ, иллюстрирующих основные вопросы языка: структура программы, типы данных, описания, операции, управляющие конструкции, записи, файлы.

Графика. Основные операторы (12 часов)

Вычерчивание геометрических фигур: операторы вычерчивания фигур: линия, прямоугольник, эллипс, окружность, дуга, точка, запоминание и воспроизведение изображения.

Управление цветом экрана и толщиной линий: цветная палитра; стили линий; закраска. Построение рекурсивных фигур.

Построение графиков функций: вычерчивание осей; формирование функции; построение точек графика.

Движение объектов на экране: идея анимации; движение символа; движение фигуры, управление движением объекта, клавиши управления; расширенный код (скэн-код).

Управление символьным курсором: роль курсора; программа(демонстрационная) о размере курсора. Задачи на движение и изображение фигур и графиков

Создание рисунков (12 часов)

Метод координат. Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел. Декартова прямоугольная система координат. Координатная плоскость. 1-я координатная четверть.

Операторы машинной графики. Оператор DROW. Команды В, М, II, В, Ь, К, Е, Н, О, Р, 8, С и N. Команды абсолютного и относительного движения. Повороты. Оператор РАINТ.

Массивы. (14 часов)

Понятие массива, инициализация массивов при описании способ заполнения, обращение к элементам массива. Константы-массивы Разбор примеров программ Индексирование многомерных массивов, способ заполнения, обращение к элементам массива. Разбор примеров программ

Линейная сортировка. Сортировка пузырьком Разбор примеров программ

Поиск - линейный и бинарный Разбор примеров программ

Обмен и исключение элементов из массива. Разбор примеров программ

Строковые величины (14 часов)

Строки, основные операции со строками. Моделирование процессов обработки текстовой информации - поиск, удаление, преобразование, замена. Разбор примеров программ

Программная документация (8 часа)

Правила оформления исходных текстов программы. Оформления отчета по работе. Подготовка и печать отчета. Защита отчета по контрольной практической работе.

Творческий проект(6 часов)

Организация многомодульных программ: Заголовочные файлы. Пример многомодульной программы. Файл проекта. Компиляция и -компоновка. Использование библиотек (на примере использования библиотеки для обработки изображений).

Что необходимо для работы с Visual Basic , установка и запуск программы. Чему мы научимся.

Алгоритм (6 часов)

Понятие алгоритма. Способы представления и разработки алгоритмов. Структурирование, блок-схемы алгоритмов и их построение Этапы разработки программ. Методы проектирования программ ("сверху вниз" и "снизу вверх"). Основы структурного программирования. Практикум по записи алгоритма в виде блок схем, словесно-формульный, видно, схемой.

Интерпретаторы и компиляторы, интерфейс (2 часа)

Языки высокого уровня. Интерпретаторы и компиляторы. Понятие о структурном и модульном методах проектирования программ История языка

Среда программирования Visual Basic (5 часа).

ГОЕ - интегрированная среда разработки. Панель инструментов, главное меню, элементы управления, компоненты пользования. Понятие проекта. Окно проекта, окно свойств. Работа с несколькими проектами

Справочная система(2 часа).

Справочная система, Понятие меню. Использование меню.

Работа с формами(5 часа)

Конструктор форм, Окно просмотра объектов. Создание простой программы, создание формы, реагирующей на события. Основные свойства формы. Работа с многодокументными формами.

Выбор и использование управляющих элементов (18 часа).

Управляющие элементы. Кнопки. Текстовые поля. Надписи. Переключатели. Флажки. Рамки. Списки. Комбинированные поля. Рисунки. Графические поля. Таймеры. Полоса прокрутки Списки дисков. Списки файлов. Добавление других элементов на панель. Интерфейс в стиле windows. Дерево. Табличные списки. Списки изображений. Строка состояния.

Работа с модулями и классами (5 часов)

Модули и классы. Создание программной библиотеки. Процедуры, Функции. Передача параметров функциям и подпрограммам. Работа с модулями.

Создание и использование меню и панелей инструментов(4 часа)

Назначение. Создание и использование меню. Работа с редактором меню. Проектирование структуры меню. Создание панелей инструментов. Использование нестандартных элементов в панелях инструментов. Изображение и списки изображений. Усовершенствование панелей.

Тины данных (5 часов)

Типы переменных. Переменные. Массивы. Константы. Управляющие массивы, одномерный массив, массивы более чем одной размерностью. Поиск и сортировка, перечисления.

Логика и последовательность (4 часа)

Как думает компьютер. Логические операторы. Сравнения. Принятие решений в программе. Выполнение повторяющихся действий

Управляющие конструкции (5 часов)

Циклический оператор Гог Циклический оператор с предусловием. Циклический оператор с постусловием Библиотека алгоритмов. Создание тестовых заданий и игр.

Запись и чтение данных (8 часов)

Работа с файлами. Последовательный доступ. Произвольный доступ. Двоичный доступ. Элементы для работы с базами данных. Анатомия базы данных. Создание баз данных.

Печать (2 часа)

Вывод данных на печать. Окно непосредственных вычислений. Работа с отчетами в приложениях. Печать исходных текстов программы

Диалоговые окна (4 часа)

Стандартные диалоговые окна. Создание пользовательских диалоговых окон. Создание класса диалогового окна. Использование диалогового окна.

Работа с мышью (5 часов)

Обработка событий мыши, операции перетаскивание, перетаскивание.

Отладка приложений (4 часа)

Документирование программы. Отладочные средства УВ Создание текстовых утилит

Создание и использование справочныxфайлов (5 часов)

Использование справочных файлов в приложениях. Создание справочных файлов. Проектирование и создание файла содержания. Создание файла проекта. Подключение справочных файлов к приложениям. Преобразование справочного файла в формат НТМL

Объектно-ориентированное программирование (4 часа)

Общие сведения об ООП. Наследование, инкапсуляция и полиморфизм Многократное использование кода. Пример создания и использования класса. Работа с окном просмотра объектов. Компиляция проекта. Вкладка Маке. Настройка параметров компиляции. Распространение приложений

Расширение(2 часа)

Программирование для Интернета на VВ (21 часов)

Использование элемента. Разработка приложений. Проектирование документов

Использование НТМL

Использование ВLХ (8 часов)

Библиотеки динамической компоновки Правила вызова Программа АРI Использование функций АР1 в приложениях Создание класса Работа с системной панелью.

Проекты (6 часов)

Организация многомодульных программ: Заголовочные файлы. Классы памяти, прототипирование. Пример многомодульной программы. Файл проекта. Компиляция и компоновка. Использование библиотек (на примере использования библиотеки для обработки изображений).

Программная документация (4 часов)

Правила оформления исходных текстов программы. Оформления отчета по работе. Подготовка и печать отчета. Защита отчета по контрольной практической работе.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.

Учащиеся должны понимать:

Значение информационных процессов в жизни общества;

Сущность основных алгоритмических конструкций (процедуры, функции, циклы, ветвления, рекурсия) и смысл их использования;

Принципы, лежащие в основе математических методов решения задач, преимущества, недостатки и границы применимости различных методов;

» назначение и сферу применения различных видов программного обеспечения.

Учащиеся должны знать:

Правила техники безопасности при работе на компьютерах, средства и методы защиты глаз от излучения;

Названия, назначение и наиболее важные характеристики основных устройств компьютеров;

« последовательность решения задач с помощью компьютеров;

Область применимости различных информационных технологий;

Как начать работу с Турбо Паскалем

Справочная система, использование меню

Структуру программ, функциональные клавиши средства редактирования ТигЬо Разса!, основные приемы работы в среде

Суть компиляции и компоновки (линковки)

« алгоритмические конструкции языка программирования Паскаль,

Типы данных и их представление в памяти компьютера, операции над данными основных типов

Концепцию структурно-модульного программирования в Паскале и ее реализацию

Как происходит передача параметров в функции

Функции - даты и времени, работы с числами, финансовые

Панель инструментов, элементы управления, компоненты пользования » как описываются и представляются в памяти массивы и строки;

Как описываются указатели и как они связаны с массивами;

Строковые функции

Различие между текстовыми и бинарными файлами, особенности организации текстовых файлов;

Команды, элементы управления, файлы прямого и последовательного доступа, бинарные файлы

Стандартные операции ввода/вывода

Основные понятия технологии объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, наследование, полиморфизм).

» назначение заголовочных файлов

в назначение и способы организации файлов проекта.

Учащиеся должны уметь:

Использовать все доступные источники (интерактивные компьютерные справочные системы, книги, справочники, технические описания) для самостоятельного решения задач с помощью компьютеров;

Составлять алгоритмы в словесной форме для решения разнообразных задач;

Применять метод пошаговой детализации при составлении алгоритмов

переводить алгоритмы на язык программирования;

составлять алгоритмы и программы для новых методов решения задач;

работать с различными структурами данных (массив, запись, файл, множество,

объект);


работать с редакторами текстовой и графической информации;

решить поставленную задачу, реализовывать алгоритмические конструкции на

языке программирования Паскаль,

составлять игровые, обучающие, контролирующие программы


Ершова Светлана Викторовна
учитель информатики
I квалификационной категории
в СОШ №924
г.Москва
e-mail:

Программа кружка
«Программирование и графика»

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной жизни.

Известно, что любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Причина кроется в особенностях человеческой психики и физиологии. В силу этих особенностей рассматриваемые изображения очень быстро анализируются, моментально ассоциируются с накапливаемыми в течении всей жизни образами и распознаются намного выше, чем при анализе информации, поступающей, например, по слуховому каналу. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рада неуклонно растет. Следовательно, требуются и средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно использовать эти средства.

Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению профессиональных графических пакетов. При успешном ее освоении учащиеся могут рассчитывать на работу в дизайнерских студиях средней категории.

Цели и задачи программы

Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества путем обеспечения предпрофессиональной подготовки с ориентацией на углубленное изучение методов и приемов современного дизайна.

    формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;

    формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;

    формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;

    формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;

    формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;

    формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 16 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Тематическое планирование:

Тема занятий

Кол-во часов

Программирование

Организационное занятие. Техника безопасности

Введение в программирование. Алгоритмы

Инструменты программирования

Программные библиотеки. Машинный код

Шестнадцатеричный код. Языки программирования

Языки компилируемые и интерпретируемые

Константы. Переменные. Данные. Оператор

Оператор присваивания. Арифметические операции

Строковые переменные. Операции со строками

Вывод результатов на экран или иное устройство вывода

Ввод данных. Логические выражения и операции

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

Практическая работа: Оператор альтернативы

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

Практическая работа: Общий оператор цикла

Массивы. Использование циклов в массивах

Правило вложенных операторов. Схемы

Представление программ в виде схем

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

Решение задач по программированию. Зачетное занятие

Графика

Элементы окна Adobe Photoshop CS. Отображение палитр. Способы открытия файлов с изображением. Изменение масштаба просмотра изображения

Изменение размеров изображения и его разрешение. Форматы сохранения изображений. Вывод изображений на печать. Предварительный просмотр

Цветовые модели, используемые в Photoshop. Работа с цветовыми моделями. Подготовка изображения к печати

Работа с индексированными цветами

Изменение цветового разрешения с помощь индексированных цветов

Преобразование изображений в различные цветовые модели. Изменение размеров изображения

Выполнение кадрирования изображений. Обрезка и выравнивание изображений. Выбор цвета

Изменение пространственного расположения изображений

Коррекция изображений. Увеличение яркости и контраста изображений

Использование гистограмм для коррекции изображений

Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение яркости

Коррекция цвета в изображении. Коррекция тонового диапазона изображений и цвета в изображении

Выделение областей. Рисование при помощи выделений. Изменение размера выделенной области. Практическая работа: «Создание изображений с помощью инструментов выделения»

Практическая работа: «Создание изображения Андреевского флага»

Установка начала отсчета линеек. Прозрачные участки изображения. Отмена нескольких действий. Изменение положения выделения. Практическая работа: «Создание изображения светофора. Создание изображения человеческого лица»

Размытие края выделенной области. Практическая работа: «Вставка изображений облаков, созданных при помощи выделения с размытием»

Дополнительные возможности инструментов выделения. Практическая работа: «Создание флагов Германии, Норвегии, Литвы»

Изменение цвета изображения, используя выделение волшебной палочки и заливку в режиме наложения. Изменение цвета и фона изображения

Работа со слоями Основные действия. Переименование слоя. Выполнение действий. Фоновый слой. Инструменты рисования и заливки

Создание художественного текста с обводкой. Практическая работа: «Подготовить объявление о пропаже щенка»

Создание маски из текста. Применение эффектов к тексту. Увеличение размеров холста

Практическая работа: «Подготовить изображение с текстом, внутри которого находится фотография»

Практическая работа: «Подготовить плакат из исходных изображений»

Трансформации. Выравнивание здания на фотографии

Практическая работа: «Создание изображения на поверхности» «Создание отражения в зеркалах»

Практическая работа: «Построение композиций из исходных изображений». Построить отражение в воде и поместить в рамку

Фильтры. Применение фильтров к изображениям. Практическая работа: «Создать неоновую вывеску для дискотеки»

Практическая работа: «Создать вывеску для продажи мороженого. Создать афишу для циркового представления»

Практическая работа: «Создать эффект зажженной лампы. Создать выпуклые буквы»

Практическая работа: «Расставить предметы в витрине магазина»

Каналы и маски. Практическая работа: «Создать изображение замерзшей реки с использованием маски»

Практическая работа: «Поместить новых посетителей на выставку цветов»

Практическая работа: «Создание неоновой вывески. Создание плаката для автогонок»

Практическая работа: «Откорректировать фотографию. Сделать фотографию более выразительной. Убрать «красные глаза» на фотографии»

Практическая работа: «Раскрасить черно-белую фотографию, используя режимы наложения пикселей»

Практическая работа: «Изменить цвета на фотографии. Превратить фотографию в акварель»

Действия и макрокоманды. Практическая работа: «Раскрасить домик»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд «состарить» фотографию»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд создать эффект дождя»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд добавить к фотографии тень и различные рамки»

Резерв времени

Дата публикации: 2016-10-18

Краткое описание: ...

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ "ПОДМОСКОВНЫЙ »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка « ПРОГРАММИРОВАНИЕ »

11 класс

основное общее образование

(Федеральный компонент государственного

стандарта общего образования)

БУП-2004

Составитель : Недвига С.И,

учитель информатики

    2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

    Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

    Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);

    Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

    Основной образовательной программы основного общего образования ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный»;

    Положения о рабочей программе педагога ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный»;

    Учебного плана ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный» на 2016-2017 учебный год;

Федерального перечня учебников

Курс рассчитан на изучение в 11 классах лицея-интерната "Подмосковный". Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Настоящий календарно-тематический план составлен для 11 класса по программе зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования к.п.н. Н.Д.Угриновича, адаптированной для лицея-интерната «Подмосковный» в соответствии с учебником «Информатика и информационные технологии: Учебник для 11 классов /Н.Д.Угринович. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Современному специалисту темы крайне необходимо иметь навыки алгоритмизации, а зачастую, и программирования. Поэтому рассмотрение данной темы возможно на учебном курсе «Программирование на языке Турбо Паскаль». Следует также отметить, что Всероссийские олимпиады для школьников по информатике и тесты Единого государственного экзамена содержат задания на программирование. Таким образом, введение дополнительного 1 ч в неделю на изучение основ алгоритмизации и программирования на языке Турбо Паскаль является необходимым и достаточным условием для реализации задачи обучения и воспитания нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Кроме того, изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т.д.), которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна их приоритетных задач современной школы.

Цели и задачи курса

    Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

    Формирование алгоритмической культуры.

    Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

    Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

    Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

    Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

    Развитие алгоритмического мышления учащихся.

    Формирование навыков грамотной разработки программ.

    Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

В результате изучения основ программирования учащиеся должны

знать

    Структуру программы на языке Паскаль

    Понятие величины

    Математические функции и операции языка

    Типы данных

    Операторы и их синтаксис

    Правила написания процедур и функций на языке Паскаль; их различия

    Понятие одномерного и двумерного массива

    Алгоритмы поиска и сортировки

Записывать математические выражения на языке Паскаль

Описывать словесно работу операторов

Разрабатывать программы, требующие вложения одного и более операторов

Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах.

Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям.

Описывать, заполнять и выводить массивы

Обрабатывать массивы

    Алгоритм и его формальные исполнители

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Алгоритм и формализация. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей.

Компьютерный практикум

    Линейный алгоритм.

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. .

Компьютерный практикум

    Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор»

Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.

Компьютерный практикум

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы

    Turbo Pascal

Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций. Почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня. Каковы правила описания процедур в Паскале. Как строится вызов процедур. В чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными. В чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями, и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие. В чем отличия между процедурами и функциями. Область действия описаний в процедурах. В чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале. Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах. Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям

    Структура программы. Основные операторы

Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль. Синтаксис операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов. Разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации, требующие вложения одного и более основных операторов.

    Логические выражения и отношения

Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка. Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях. Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.

Как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл». Какими свойствами обладают данные указанных типов. Какие операции возможны над величинами указанных типов. При решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур. Пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив записей» и т.д.). Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве. Распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей

    Типы данных

Назначение перечислимого и интервального типов данных. Какие ограничения связаны с этими типами. Примеры программ, использующих эти типы. Создавать перечислимые типы. Описывать переменные перечислимого типа. Разрабатывать программы, содержащие величины перечислимого типа. Строить интервальный тип на базе произвольного порядкового типа.

Требования к знаниям и умениям:

В результате освоения курса учащиеся

должны знать/ понимать :

    сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;

    основные типы данных и операторы (процедуры) языка программирования Турбо Паскаль;

    назначение процедур и функций, их различие;

    принципы работы с текстовыми файлами;

    способы задания элементов массивов;

    методы сортировки массивов и поиска элементов в массиве;

    принципы работы со строками, записями, множествами;

должны уметь:

    разрабатывать и записывать на языке Турбо Паскаль типовые алгоритмы;

    разрабатывать сложные алгоритмы методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);

    использовать текстовые файлы;

    сортировать одномерные массивы и искать элементы заданного свойства;

разрабатывать алгоритмы на обработку строк, записей, множеств .

Количество часов на курс : 11 класс – 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Объем дисциплины и виды учебной работы

В том числе по полугодиям

Общая трудоемкость работы, в том числе:

Тематический план дисциплины

Уроки контроля

Основы алгоритмизации

Основы программирования на языке Turbo Pascal

ИТОГО по ИТ

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет: программирование

Класс: 11

Учитель: Недвига С.И.

Глава, параграф, страницы

Виды деятельности

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

Техника безопасности. Алгоритм и его формальные исполнители.

Линейный алгоритм.

Беседа. Работ в тетрадях

Алгоритмическая структура «ветвление»

Беседа. Работа у доски

Алгоритмическая структура «выбор»

Беседа. Работа с учебником

Алгоритмическая структура «цикл»

Базовые понятия языка программирования Turbo Pascal

Устный опрос, работа с учебником

Типы данных

Работа у доски, выдвижение гипотез с их последующей проверкой

Структура программы

Фронтальная работа с классом

Ввод данных

Вывод данных

Практическая работа на компьютере

Операторы присваивания

Беседа

Арифметические выражения

Беседа. Фронтальный опрос

Арифметические операции.

Операторы DIV MOD .

Работа в тетради

Арифметические процедуры и функции.

Типы в арифметических выражениях

Практическая работа на компьютере

Функции TRUNC и ROUND .

Преобразование типов. Переполнение.

Практическая работа на компьютере

Возведение в степень.

Полезные формулы.

Беседа, работа в тетради

Безусловный переход. Оператор GOTO.

Практическая работа на компьютере

Оператор вызова процедуры Пустой оператор. Составной оператор.

Работа у доски.

Логические выражения и отношения. Приоритет операций

Беседа.

Условный оператор IF .

Практическая работа на компьютере

Оператор CASE

Практическая работа на компьютере

Оператор REPEAT

Практическая работа на компьютере

Оператор WHILE

Практическая работа на компьютере

Оператор FOR .

Вложенные циклы.

Беседа. Работа у доски

Описание и использование массивов

Заполнение массива данными

Практическая работа на компьютере

Вывод массива

Действия с одномерными и двумерными массивами.

Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски

Перестановка элементов в массиве

Работа в тетради, у доски

Сортировка массива

Практическая работа на компьютере

Типы данных CHAR и STRING

Практическая работа на компьютере

Операции сцепления

Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски

Операции отношения

Практическая работа на компьютере

Контрольная работа

Контроль знаний

Итоговое занятие

Подведение итогов

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Аппаратные средства

    Компьютер

    Проектор

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; web -камера; диктофон, микрофон.

Программные средства

    Операционная система.

    Пакет офисных приложений.

    Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

    Антивирусная программа.

    Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

    Простая система управления базами данных.

    Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

    Система программирования.

    Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

    Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

    Язык программирования Турбо Паскаль 7.0.

Пример программы на языке Паскаль.

Нахождение корней квадратного уравнения

Var A, B, C, D, X1, X2: Real;

Begin

Writeln ("Введите коэффициенты квадратного уравнения: a,b,c");

Readln (A,B,C);

D:=B*B-4*A*C;

If D<0 Then Writeln (" Корней нет ! ")

Else

Begin

X1:=(-B+SQRT(D))/2/A;

X2:=(-B-SQRT(D))/2/A;

Writeln ("X1=", X1:8:3, " X2=",X2:8:3)

End;

End.

Список литературы:

    «Информатика: Учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014.

    Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2012

    «Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова, М.Плаксин и др. под редакцией И.Семакина, Е.Хеннера. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.

    «Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Н.Д.Угринович. – М; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

    «Системы счисления и компьютерная арифметика» Андреева Е., Фалина И. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

    Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013.

    Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011.

Целью деятельности кружка является формирование алгоритмического и абстрактного мышления обучающихся, развитие умения самостоятельно составлять алгоритмы и реализовывать их в системах программирования и проектирования. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • изучение основ алгоритмизации и программирования на языках C++ и Python;
  • обучение навыкам работы в системах программирования Eclipse, Code::Blocks, QtCreator, IDLE Python;
  • проведение анализа эффективности найденных решений;
  • знакомство с классическими алгоритмами и их реализацией на C++ или Python;
  • обсуждение и разбор олимпиадных задач;
  • подготовка и участие в командных или индивидуальных олимпиадах по программированию

Почему мы учимся программировать на С++ ?

  • Около двух десятилетий C++ находится в тройке лидеров среди компилируемых языков программирования. Поэтому широкая востребованность специалистов С/С++ будет сохраняться еще долгое время
  • Синтаксис С/С++ является основой для многих современных и не менее популярных языков программирования, таких как Java, PHP, C#, Perl, Rust, D
  • Это компилируемый язык со статической типизацией на котором можно создавать программы любого уровня сложности.
  • С++ обладает богатой и мощной стандартной библиотекой включающей классы поддержки контейнеров, алгоритмов, строки, ввода/вывода, математики, локализации и многое другое
  • Доступность. Для С++ существует множество реализаций языка, как бесплатных (GCC), так и коммерческих (Visual C++) и для различных платформ
  • С++ активно развивающийся язык и по сей день! В 2017 году принят новый стандарт языка.
  • В С++ поддерживает множество парадигм программирования, в том числе, ООП (объектно-ориентированное). Но это не означает, что при разработке программист ограничен только одним подходом. В процессе реализации он может использовать различные стили программирования, таким образом, разработка программы превращается в творческий процесс.
  • C++ это огромная страна! Не верите? !

Расписание занятий

  • Вторник
    • Бьерн Страуструп. Язык программирования C++. Специальное издание. Пер. с англ. - Изд. Бином, 2011 г.
    • Дейтел Харви, Дейтел Пол. Как программировать на С++. Изд.: Бином-Пресс, 2008
    • Джосаттис Н.М. Стандартная библиотека C++. Справочное руководство. Вильямс, 2014
    • Дьюхерст С. C++. Священные знания. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2012.
    • Лаптев В. В. C++. Объектно-ориентированное программирование - СПб.: Питер, 2008.
    • Липпман Б. Стенли, Жози Лажойе, Барбара Э. Му. Язык программирования С++. Базовый курс. Изд. 5-е. М: ООО “И. Д. Вильямс”, 2014
    • Прата, Стивен. Язык программирования C++. Лекции и упражнения, 6-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО “И.Д. Вильяме”, 2012
    • Сиддхартха Рао. Освой самостоятельно C++ за 21 день, 7-е изд. Вильямс, 2013
    • Столяров А. В. Введение в язык С++: 3-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012.
    • Эффективное использование C++. Третье изд. 55 верных советов улучшить структуру и код ваших программ. М.: ДМК Пресс, 2006.