Radeon hd 6870 энергопотребление. Компьютерный ресурс У SM

В конце лета пришлось попрощаться с канадскими корнями графического подразделения AMD, и, видимо, зря. Проведенные опросы на нескольких зарубежных сайтах выявили неоднозначное отношение респондентов к такому решению. Более половины участников сожалеют, что больше не увидят знакомую надпись, при этом не меньшая часть уже не ассоциирует аббревиатуру из трех букв с видеокартами. Иными словами, ATi помнят и не хотят забывать. Тогда зачем было отказываться от хорошо знакомого бренда? Возможно, в AMD считают, что пора отучать опытных и матерых потребителей от устаревшего названия, ведь все молодые как бы уже свыклись с приставкой AMD, а зачастую и вовсе не вспоминают про ATi.

Но постойте! Торговая марка всех видеокарт AMD/ATi по-прежнему именуется "Radeon". Что это – двойные стандарты? Двоякая ситуация сложилась и для описания авторами комплектующих: правильно - "ATi HD 5850", неправильно - "AMD HD 5850", а для свежевыпущенных графических адаптеров все наоборот. Честно говоря, так и запутаться недолго. Может, стоит упростить до простой приставки Radeon, а через полгода – год вернуться к имени производителя. Исходя из тех же опросов, 3/4 склонны считать видеокарты ATi/AMD именно Radeon’ами, а кто их сделал - не столь важно.

реклама

Этой осенью, вопреки знакомым традициям первыми вышли в свет видеокарты среднего ценового сегмента, призванные скорее расширить диапазон занимаемых мест на рынке, нежели полностью заменить существующие. Если раньше между $179 и $229 у AMD не было представлено ни одного приемлемого варианта, то теперь там находится привлекательный Radeon HD 6850.

Таблица характеристик

На данный момент мы можем наблюдать сразу несколько конкурирующих карт одной компании. Так, до определенного времени на рынке будут сосуществовать HD 5850 и HD 6870. Естественно, что по мере истощения складов, первая пропадет с прилавков.

Не стоит жестко привязываться к «рекомендуемой цене» производителя, она приведена лишь для сравнения. В реальности сумма, необходимая на покупку, напрямую зависит от конъюнктуры рынка и сезонности (...или, говоря без умняков, алчности продавца и всех тех, кто сопутствует попаданию видеокарт на витрины - прим. ред. ).

Характеристики HD 5830 HD 5850 HD 5870 HD 6850 HD 6870 GTX 465 GTX 470 GTX 480
Кодовое имя Cypress LE Cypress Pro Cypress XT Barts Pro Barts XT GF100 GF100 GF100
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40 40 40
Размер
ядра/ядер, мм 2 .
334 334 334 255 255 Количество
транзисторов,
млн.шт.
2154 2154 2154 1800 1800 3200 3200 3200
Частота ядра,
2D|3D, МГц
157 | 800 157 | 725 157 | 850 100 | 775 100 | 900 50/100 | 607/1215 50/100 | 607/1215 50 / 100 | 702/1402
Напряжение
на ядре,
2D|3D, В
0,95 | 1,15 0,95 | 1,10 0,95 | 1,15 0,96 | 1,21 0,96 | 1,21 0,9 | 1,05 0,9 | 1,0 0,96 | 1,05
Число шейдеров
(PS), шт.
1120 1440 1600 960 1120 352 448 480
Число блоков
растеризации(ROP), шт.
16 32 32 32 32 32 40 48
Число текстурных
блоков(TMU), шт.
56 72 80 48 56 44 56 64
Максимальная
скорость закраски,
Гпикс/сек
12,8 23,2 27,2 24,8 28,8 19,5 24,3 33,6
Максимальная
скорость выборки
текстур, Гтекс/сек
44,8 52,2 68 37,2 50,4 26,7 32,4 42,1
Версия
пиксельных/вер-
тексных
шейдеров
5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Эффективная частота
памяти, 2D|3D, МГц
1200 | 4600 1200 | 4000 1200 | 4800 300 | 4000 300 | 4200 67 | 3206 67 | 3306 67 | 3700
Напряжение
на памяти, 2D|3D, В
1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,63 1,6 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6
Объём памяти,
Мбайт.
1024 1024 1024 / 2048 1024 1024 1024 1280 1536
Шина памяти,
бит
256 256 256 256 256 256 320 384
Пропускная способность
памяти, Гб/сек
147,2 128 153,6 128 134,4 102,6 133,9 177,4
Потребляемая
мощность, 2D|3D, Вт
24 | 175 27 |170 27 |188 15 |127 19 | 151 нд | 200 нд | 215 нд | 250
Crossfire / SLi да да да да да да да да
Размер карты
(ДхШхВ), мм
282x100x38 244х100х37 282х100х38 233x100x37 248х100х37 270x100x38 270x100x38 270x100x38
Рекомендованная
цена, $
229 299 399 179 239 279 (229) 349 (259) 499

Вторая половина прошлого и большая часть нынешнего года прошли для графического подразделения компании AMD весьма удачно. Судите сами, выход первого в мире графического ускорителя с поддержкой DirectX 11, который отличался отменной производительностью и относительно холодным нравом, заставил многих по-новому взглянуть на семейство Radeon. Зачастую даже самые ярые поклонники продукции калифорнийской NVIDIA переходили на сторону AMD, ведь их любимая компания, на тот момент, не могла предоставить альтернативу. В результате, NVIDIA потеряла значительную долю рынка настольной графики, уступив место лидера компании AMD.

Теперь для AMD основной задачей является укрепление своих позиций и дальнейшее развитие успеха, в то время как NVIDIA всеми силами будет стараться изменить своё положение и наладить выпуск конкурентоспособных решений на базе архитектуры Fermi. Некоторые из этих решений, уже вышедших на рынок, создают немало хлопот для представителей красного лагеря. Так, например, GeForce GTX 460 достаточно успешно конкурирует с Radeon HD 5830, да и GeForce GTX 470 вместе с флагманом в лице GTX 480 выглядят достаточно уверенно. И если со старшим на данный момент ускорителем на базе Fermi можно бороться снижением стоимости Radeon HD 5870, то в среднем сегменте возможностей для маневров не так много. Учитывая, что большую прибыль производители получают именно с “середнячков”, а не с топовых решений, самым логичным шагом при продвижении новинок в данной ситуации является “атака” на позиции GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470. Для этого в качестве оружия в AMD выбрали ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Ну что же, давайте знакомиться с новинками.

Начнём с названия. Несмотря на более высокий цифровой индекс, сама компания AMD позиционирует новинки отнюдь не в качестве полноценной замены Radeon HD 5870. Ускорители Radeon HD 6850, как и Radeon HD 6870, в большинстве случаев окажутся медленнее, чем одночиповый флагман компании. А изменения в цифровом индексе связаны с очередным обновлением архитектуры GPU AMD, и в этот раз, как уже было сказано, “красные” решили начать экспансию не с вершины, а с самой середины.

Официальные слайды AMD говорят о том, что новый Radeon HD 6870 по уровню производительности должен быть немного быстрее Radeon HD 5850, а Radeon HD 6850 займёт место между Radeon HD 5770 и Radeon HD 5850.

Несколько позже подоспеют и старшие ускорители на базе новых GPU, которые получат маркетинговые имена Radeon HD 6970 и Radeon HD 6990. О самых старших представителях нового семейства пока что ничего конкретного неизвестно, а вот о Radeon HD 6850 и 6870 нам есть что рассказать.

Ускорители AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 построены на базе графических процессоров с кодовым именем Barts. С точки зрения архитектуры, новые GPU не содержат революционных изменений. Все модификации, проводимые инженерами AMD, были направлены на улучшение потребительских характеристик новинок.

Итак, вот основные параметры, над улучшением которых поработали инженеры AMD:

  • Более высокая производительность на единицу площади кристалла, благодаря внутренним оптимизациям GPU;
  • Обновлённая DX11 архитектура, более высокая геометрическая производительность, а также усовершенствованная тесселляция;
  • Обновлённые и усовершенствованные технологии улучшения качества 3D-графики. Появление нового режима сглаживания и улучшение алгоритма анизотропной фильтрации;
  • Усовершенствованное ускорение работы с мультимедиа контентом. Поддержка UVD3, AMD APP, Blu-Ray 3D;
  • Усовершенствованные технологии вывода контента. Поддержка AMD Eyefinity, HDMI 1.4a, DP 1.2.

Что касается внутреннего устройства GPU Barts, то оно, как мы и говорили ранее, не подверглось существенной переработке со времён Cypress:

Блок-схема графического процессора Cypress

Блок-схема графического процессора Barts XT

В сравнении с чипом Cypress, новый GPU Barts XT получил меньшее функциональных блоков. Так, количество SIMD ядер, включающих в себя по 16 шейдерных процессоров, уменьшилось с 20 до 14 штук, как следствие, общее число шейдерных процессоров уменьшилось с 1600 (320) до 1120 (224). На каждое SIMD ядро приходится по 4 текстурных блока, как и в случае с GPU Cypress, однако суммарное количество TMU у Barts меньше - 56 (против 80 у Cypress).

Для максимально эффективного управления потоками вершинных, геометрических и пиксельных шейдеров в современных графических процессорах AMD существует так называемый диспетчер потоков, именуемый “Ultra-Threaded Dispatch Processor”. В чипе Cypress всего один такой диспетчер, а вот судя по блок-схеме Barts XT, этот GPU насчитывает уже два таких процессора.

Пожалуй, одним из основных отличий нового графического процессора стал улучшенный блок тесселляции. По заявлению AMD, его производительность в случае с Radeon HD 6870 может быть до двух раз выше, чем у Radeon HD 5870, правда степень превосходства напрямую зависит от уровня тесселляции.

Несмотря на существенный рост качества 3D-моделей с включённой тесселляцией, для современных GPU всё ещё не так просто поддерживать достаточно высокий FPS при максимально возможном уровне тесселляции. На этом слайде приведён пример, в котором показан один объект, с разной степенью тесселляции. Если на один треугольник приходится лишь один пиксел, то в процессе растеризации возникает ряд проблем, например, недостаточная утилизация блока растеризации, так называемый overshading эффект (когда каждый пиксел закрашивается более чем 8 раз), кроме того, в такой сцене слишком много полигонов, чтобы можно было без ущерба активировать мультисэмплинг.

Безусловно, эту проблему не решить простым наращиванием “грубой мощи” графического процессора. Намного эффективнее использовать ряд оптимизаций. Для максимально эффективной работы блока растеризации современных GPU AMD требуется, чтобы на один треугольник приходилось примерно 16 пикселей. Кроме того, высокую степень тесселляции стоит использовать только в том случае, если:

  • Объект находится максимально близко к камере;
  • Только по контуру объекта или в тех частях, где необходимо показать множество мелких деталей.

В свою очередь на удалённых объектах можно использовать низкую степень тесселляции для увеличения производительности

Для любителей максимального качества картинки AMD приготовила приятный сюрприз. Владельцам Radeon HD 5xxx/6xxx станет доступен новый метод полноэкранного сглаживания - Morphological AA

Для реализации алгоритмов MLAA используется специальный пост-фильтр, работа которого, в отличие от некоторых других методов полноэкранного сглаживания, не зависит от расположения границ полигонов. Ускорение MLAA осуществляется посредством DirectCompute. Если передать упрощённо смысл работы MLAA, получится примерно следующее: вначале алгоритм обнаруживает высококонтрастные вершины, анализирует их и на основе полученных данных производит смешивание цветов для каждого пиксела.

Полученные данные можно использовать повторно, а чтобы избежать избыточной выборки данных и, как следствие, падения производительности, используется специальный LDS-буфер (Local Data Share).

Мы предполагаем, что качество работы нового алгоритма должно быть близко к 4x MSAA, при этом производительность, по словам представителей AMD будет близка к более простому режиму CFAA. Новый алгоритм сглаживания совместим с любым DirectX 9/10/11 приложением, для его активации нужно будет включить соответствующую опцию в контрольной панели драйверов. Это мы обязательно проверим, как только представится соответствующая возможность.

Не забыли в AMD и про улучшения качества анизотропной фильтрации. Новые ускорители Radeon HD 6850/6870 поддерживают усовершенствованные алгоритмы работы AF, качество реализации которых не зависит от угла обзора, при этом практически никак не сказывается на производительности.

Для Radeon HD 6850/6870 в новых драйверах AMD станут доступны новые варианты настройки Catalyst A.I. Изменение этих параметров влияет на качество фильтрации текстур. Доступны три положения:

  • High Quality . В этом режиме выключены все оптимизации работы с текстурами;
  • Quality . В этом режиме, который, кстати, включён по умолчанию, работает трилинейная оптимизация и оптимизация анизотропной фильтрации. Как заявляет AMD, используемые “заточки” никак не влияют на качество картинки;
  • Performance. При выборе этого положения оптимизация трилинейной и анизотропной фильтрации работает в более агрессивном режиме, который позволяет повысить скорость, но при этом вы можете заметить потерю качества картинки.

После выхода на рынок AMD Radeon HD 5870 прошло достаточно времени, прежде, чем мы смогли самостоятельно проверить в деле технологию Eyefinity . Уже на тот момент эта технология работала достаточно стабильно, а главное, чувствовался позитивный эффект в играх. Во время анонса Radeon HD 6850/6870 представители AMD не забыли упомянуть о ряде улучшений в работе Eyefinity, среди которых возможность создания нескольких Eyefinity групп, улучшенные алгоритмы переключения дисплеев, поддержка коррекции цвета на каждом отдельно взятом мониторе и т.д.

Более того, в этот раз в AMD решили напрямую сравнить Eyefinity с аналогичной технологией NVIDIA, которая, кстати, была анонсирована спустя некоторое время после Eyefinity. Часть из приведённых аргументов выглядит весьма убедительно, однако с некоторыми всё же можно поспорить.

Как бы то ни было, уже сейчас AMD Eyefinity выглядит более завершённым решением, которое прошло годовую обкатку на рынке и судя по всему доказало свою жизнеспособность.

А вот по части внедрения технологий для просмотра 3D-контента AMD оказалась не первой. Уже довольно давно NVIDIA продвигает на рынок технологию 3DVision, поддержка которой реализована в сотнях игр. Однако, не быть первым, не значит стать худшим. И в AMD это прекрасно понимают. Поэтому, вместе с запуском ускорителей Radeon HD 6850/6870, производитель анонсировал технологию AMD HD3D, которая позволит владельцам новых видеокарт AMD насладиться 3D-стерео играми в полном объёме. В отличие от компании NVIDIA, которая самостоятельно продаёт очки для 3DVision, AMD даёт возможность сторонним производителям заниматься разработкой 3D-очков. Конечному потребителю от этого только польза, разумеется, если предлагаемые решения будут достаточно качественными.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что AMD старается активно участвовать в продвижении параллельных вычислений силами графических процессоров, а также использовать внутренние ресурсов видеокарты для ускорения воспроизведения мультимедиа-контента, например, Blu-Ray 3D. В частности, в GPU Barts встроен видеопроцессор третьего поколения UVD3.

Чтобы подытожить теоретическую часть нашего материала, мы составили таблицу, содержащую данные о технических особенностях современных решений AMD и NVIDIA:

Свойство Название видеокарт
NVIDIA GeForce GTS 450 1 Гб NVIDIA GeForce GTX 460 1 Гбайт NVIDIA GeForce GTX 470 1280 Мбайт AMD Radeon HD 5750 1 Гбайт AMD Radeon HD 5770 1 Гбайт AMD Radeon HD 5830 1 Гбайт AMD Radeon HD 5850 1 Гбайт AMD Radeon HD 5870 1 Гбайт AMD Radeon HD 6850 1 Гбайт AMD Radeon HD 6870 1 Гбайт
Кодовое имя ядра GF106 GF104 GF100 Juniper Juniper XT Cypres Cypres Cypress XT Barts Barts XT
Техпроцесс,нм 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40
Кол-во транзисторов, млн. шт. 1170 1950 3200 1040 1040 2150 2150 2150 1700 1700
Максимальное энергопотребление, Вт 106 160 215 86 108 175 170 188 127 151
Частота ядра GPU, МГц 783 675 607 720 850 800 725 850 775 900
Кол-во блоков ROP, шт 16 32 40 16 16 16 32 32 32 32
Кол-во TMU, шт 32 64 56 36 40 56 72 80 48 56
Кол-во блоков CUDA/ универсальных процессоров 192 336 448 720 800 1120 1440 1600 960 1120
Частота шейдерного домена, МГц 1566 1350 1215
Тип видеопамяти GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5
Разрядность шины памяти, бит 128 256 320 128 128 256 256 256 256 256
Эффективная частота видеопамяти, МГц 3600 3600 3348 4600 4800 4000 4000 4800 4000 4200
ПСП видеопамяти, Гб/с 57,7 115,2 133.9 73,6 76,8 128 128 153.6 128 134,4
Примерная розничная стоимость по данным Market 3DNews 4600 6700 10200 3800 4700 7500 8700 12500 ~179$ ~239$

По предварительным данным, стоимость Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 составит около 179 и 239 долларов соответственно. Ну что же, чуть позже посмотрим, смогут ли новинки оправдать свой ценник уровнем производительности в современных играх, а пока переходим к внешнему осмотру.

⇡ Внешний осмотр Radeon HD 6870 и Radeon HD 6850

Итак, наконец, перед нами ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Вместе со сменой порядкового номера изменился и внешний вид ускорителей. Новые видеокарты существенно отличаются от своих собратьев предыдущего поколения. Плавные черты и небольшие округлости в дизайне системы охлаждения Radeon HD 5xxx сменились строгими и резкими чертами нового кожуха СО. Порой кажется, что о столь острые углы можно даже порезаться.

Для оценки габаритов новинок мы решили запечатлеть рядом с ними три ускорителя предыдущего поколения: Radeon HD 5870, Radeon HD 5850 и Radeon HD 5770. Оказалось, что по размеру Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 находятся где-то между представителями предыдущего поколения. Radeon HD 6870 оказался несколько короче Radeon HD 5870, но при этом примерно на 1-1,5 сантиметра длиннее, чем Radeon HD 5850. В свою очередь Radeon HD 6850 оказался “зажат” между Radeon HD 5770 и Radeon HD 5850. Как бы то ни было, а габариты Radeon HD 6850/6870 нас не испугали, эти ускорители должны без труда влезть почти в любой корпус.

Наконец-то для лучшей узнаваемости продуктов на кожух системы охлаждения были нанесены название и номер модели ускорителя.

Количество и тип разъёмов на панели выводов у Radeon HD 6850 и HD 6870 абсолютно одинаковы: 2x Mini DisplayProt, HDMI 1.4A, 2x DVI (DL-DVI + SL-DVI). Особо отметим тот факт, что AMD Radeon HD 6850/6870 поддерживают интерфейс DisplayPort версии 1.2, который отличается предыдущей версии данного интерфейса.

Главные отличия заключаются в существенно увеличенной пропускной способности DP 1.2, а также поддержке технологии Multi-Stream, благодаря которой к одному порту DP можно подключить несколько мониторов.

Ускоритель Radeon HD 6850 для нормальной работы требует подключения одного шестиконтактного разъёма питания, а Radeon HD 6870 - двух.

Подсистема питания у обоих ускорителей выполнена по схожим схемам. За питание GPU отвечают четыре фазы (контроллер напряжения CHiL Semiconductor CHL8341). Питание памяти обеспечивает одна фаза (контроллер Anpec APW7165). Наконец, контроллер питания памяти также однофазный.

Система охлаждения Radeon HD 6850

Система охлаждения Radeon HD 6850 состоит из двух частей. Первая часть представляет собой металлическую пластину с наклеенными на неё термопрокладками. Вторая часть - турбина, установленная под пластиковым кожухом СО и продувающая небольшой медный радиатор. Радиатор, в свою очередь, забирает тепло от кристалла графического процессора.

Система охлаждения Radeon HD 6870

Несмотря на внешнее сходство, внутри системы охлаждения Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 существенно отличаются. Так, СО Radeon HD 6870, в отличие от кулера HD 6850, изготовлена с применением тепловых трубок, служащих для равномерного распределения тепла по всей площади радиатора, медное основание которого контактирует с поверхностью графического чипа через тонкий слой термопасты, а тепло от чипов памяти собирается через термопрокладки.

Обе платы комплектуются чипами памяти производства Hynix. Маркировка чипов H5G01H24AFR-T2C, номинальная частота этой памяти составляет 5 ГГц QDR.

⇡ Тестирование

Ну что же, от поверхностного знакомства пора переходить к практическим испытаниям. Приступим. Для начала, ознакомьтесь с конфигурацией тестового стенда и списком тестовых пакетов.

Центральный процессор Intel Core i7 870 @ 4.0 GHz (200x19)
Система охлаждения GlacialTech F101 + 2 x 120 мм кулера
Материнская плата ASUS Maximus III Extreme
Оперативная память DDR3 Super Talent 2x2 Гбайт @ 1890MHz @ 9-9-9
Блок питания IKONIK Vulcan 1200 Вт
Жёсткий диск Samsung SpinPoint 750 Гбайт
Корпус Cooler Master Test Bench 1.0
Операционная система Windows 7 Ultimate x64
Версия драйверов для карт AMD Catalyst 10.9 (Catalyst 10.10 для Radeon HD 6850/6870)
Версия драйверов для карт NVIDIA ForceWare 260.63

Тестирование проводилось в следующих приложениях:

3DMark Vantage Пресеты Performance, High, Extreme
Battleforge DX 10 Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Colin McRae DiRT 2 DX 11 Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Ультра
детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Crysis v 1.2 x64 DX 10
Just Cause 2 DX 10 Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF.
Alien versus Predator DX 11 Benchmark Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
FarCry 2 DirectX 10 benchmark Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Final Fantasy XIV Режим Low, 1280x720 no AA/AF Режим High, 1920x1200 no AA/AF
Mafia II Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена
Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена
Metro 2033 DX11 Benchmark Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселляция включена Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселляция включена
Unigine Heaven 2.0 Максимальная детализация, Тесселляция в режиме Extreme, 1920x1200/1680x1050 no AA/AF

В тестировании принимали участие следующие видеокарты:

  • AMD Radeon HD 5750 (720/4600);
  • AMD Radeon HD 5770 (850/4800);
  • GeForce GTS 450 1 Гбайт (783/1566/3600);
  • NVIDIA GeForce GTX 460 1 Гбайт (675/1350/3600);
  • NVIDIA GeForce GTX 470 1 Гбайт (608/1215/3348);
  • AMD Radeon HD 5850 (725/4000);
  • AMD Radeon HD 5870 (850/4800);
  • AMD Radeon HD 6850 (775/4000);
  • AMD Radeon HD 6870 (900/4200).

⇡ Разгон

Разгон осуществлялся силами утилиты MSI Afterburner 2.0.0. К сожалению, на данный момент в нашем арсенале не оказалось программы, способной повышать напряжение на графическом ядре Radeon HD 6850/6870. Именно поэтому разгон проходился без повышения напряжения.

Несмотря на высокую номинальную тактовую частоту видеопамяти в 5000 МГц QDR, ни Radeon HD 6850, ни Radeon HD 6870 не смогли работать на частоте памяти выше 1050 (4200) МГц. Что касается роста частот GPU, то здесь ситуация немного лучше. Графический процессор Radeon HD 6850 смог стабильно работать на частоте 850 МГц, а видеочип Radeon HD 6870 осилил 930 МГц. Итоговые частотные формулы составили:

  • 850/4200 МГц для Radeon HD 6850;
  • 930/4200 МГц для Radeon HD 6870.

По правде говоря, от новинок мы ожидали большего. Впрочем, не разгоном единым. Посмотрим, на что способны новинки в современных играх.

⇡ Температура и энергопотребление

В офисном режиме графический процессор Radeon HD 6870 оказался холоднее всех своих коллег, в то время как Radeon HD 6850 показал один из худших результатов, сопоставимых с показателями Radeon HD 5830.

В игровом режиме Radeon HD 6850 вновь оказался на уровне Radeon HD 5830, а вот Radeon HD 6870 разогрелся несколько больше своего коллеги Radeon HD 5850, впрочем, если Radeon HD 6870 окажется быстрее, то такая разница в температуре будет вполне оправдана, тем более, что Radeon HD 6870 показал не самый плохой результат.

Максимальная нагрузка на видеокарту заставила графический процессор Radeon HD 6870 разогреться до 80 градусов Цельсия, в то время как GPU Radeon HD 5850, как и GPU GeForce GTX 460 оказались на 5 градусов горячее. Не подвёл и Radeon HD 6850, который хоть и не оказался также холоден как Radeon HD 5770, но всё же не догнал Radeon HD 5830, что в данном случае - несомненный плюс.

Технологии энергосбережения, реализованные в видеокартах AMD Radeon HD 5xxx и 6xxx, справляются с поставленной задачей вполне успешно. Все видеокарты семейства Radeon HD показывают близкие результаты, впрочем, GeForce GTS 450 и GeForce GTX 460 тоже не отстают. Единственный аутсайдер - GeForce GTX 470, который, будучи установлен на наш тестовый стенд, повлиял на энергопотребление системы не лучшим образом.

В режиме игровой и максимальной нагрузки в лидерах по энергопотреблению оказались системы с установленными ускорителями Radeon HD 5750 и Radeon HD 6850, в то время как остальные решения показывают худшие результаты, особенно это касается ускорителей GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470, которые заметно поднимают уровень энергопотребления системы.

Назвать новые ускорители AMD Radeon HD 6850/6870 лидерами с точки зрения температуры GPU вряд ли возможно, поскольку при типичной игровой нагрузке новинки оказались на уровне или чуть хуже, чем близкие по характеристикам продукты предыдущего поколения. Впрочем, недостатком это также не является, поскольку достигнутые в ходе тестирования температуры не опасными для работы ускорителя. Что же касается энергопотребления, то здесь обе новинки на коне. Система с установленным ускорителем Radeon HD 6870 потребляет чуть меньше энергии, чем эта же система с установленным Radeon HD 5850, не говоря уже о продуктах конкурента, которые оказываются заметно менее экономичными. В свою очередь Radeon HD 6850 вообще потребляет меньше всего энергии в своем классе.

Ускоритель AMD Radeon HD 6850 показывает результат, сравнимый с тем, что демонстрирует нам Radeon HD 5830, и это несмотря на ощутимый перевес последнего в количестве функциональных блоков и частоте. При этом Radeon HD 6850 почти во всех режимах, за исключением Performance, проигрывает GeForce GTX 460. А вот у Radeon HD 6870 дела обстоят немного лучше. Этот ускоритель смог не только побороть “старичка” Radeon HD 5850, но и слегка обойти по сумме баллов GeForce GTX 470! Интересно, как будут обстоять дела в реальных игровых приложениях.

В Battleforge AMD Radeon HD 6850 удаётся без особого труда расправиться с основным конкурентом в лице GeForce GTX 460 во всех без исключения режимах. Интересно, что перед натиском HD 6850 не может устоять и Radeon HD 5830, проигрыш которого усиливается после включения режима полноэкранного сглаживания. Судя по всему, движок Battleforge отреагировал таким образом на большее количество блоков растеризации HD 6850. Тем временем Radeon HD 6870 оказывается быстрее Radeon HD 5850, особенно это видно в тяжёлых режимах со сглаживанием и фильтрацией, где серьёзный вклад в результат вносит показатель ПСП, а также более высокая частота GPU HD 6870. Что же касается противостояния с GTX 470, то здесь ситуация неоднозначная. C одной стороны, Radeon HD 6870 оказывается быстрее GTX 470 в режимах без использования MSAA/AF, с другой же, в тяжёлых режимах вперёд вырывается GeForce GTX 470.

В DiRT 2 ускоритель Radeon HD 5850 почти всегда оказывался слабее GeForce GTX 470, однако теперь за "красных" есть кому постоять. Новый Radeon HD 6870 оказался не только более производительным, чем HD 5850, но и смог опередить GeForce GTX 470 практически во всех режимах. Что же касается Radeon HD 6850, то и этот новичок показывает хорошие результаты. В лёгких режимах HD 6850 лишь немного отрывается от GeForce GTX 460 с 1 Гбайт видеопамяти, а вот в режимах с AA/AF преимущество становится более очевидным и Radeon HD 6850 уходит вперёд.

Судя по результатам, полученным в Far Cry 2, работа инженеров и программистов AMD не прошла даром. Ускоритель Radeon HD 6870 не просто догоняет, но и, порой, слегка обходит своего старшего брата Radeon HD 5870! И это без разгона! Стоит также заметить, что GeForce GTX 470 хоть и опережает Radeon HD 6870, но перевес уже не такой существенный, как, скажем, в случае с Radeon HD 5850.

Аналогичная ситуация складывается и в случае с Radeon HD 6850. Да, в Far Cry 2 GeForce GTX 460 всё-таки немного быстрее, однако разница настолько мала, что вряд ли кто-то обратит на неё серьёзное внимание.

Как мы уже неоднократно отмечали, в Just Cause 2 решения AMD выглядят лучше, чем продукты NVIDIA. В сегодняшней схватке ничего не изменилось. Все представленные решения, за исключением Radeon HD 5830, HD 5770 и HD 5750 оказываются быстрее GeForce GTX 470.

В самом начале материала мы говорили о том, что новые ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 на базе GPU Barts получили усовершенствованный блок тесселляции. В процессе тестирования нам было интересно выяснить, скажется ли это улучшение на расстановке сил в современных играх с тесселляцией. Так вот, Alien versus Predator как раз из таких проектов, где можно посмотреть на результат “апгрейда”. Как и раньше, в лёгких режимах решения AMD обгоняют своих конкурентов из лагеря NVIDIA. А вот в максимально сложных сценах после активации полноэкранного сглаживания решения AMD начинали отставать и уступали пальму первенства продуктам калифорнийцев. В этот раз ситуация немного поменялась. Оба новичка из красного лагеря показали лишь чуть-чуть более высокий результат, чем их старые коллеги по цеху, однако этого оказалось достаточно, чтобы немного обойти GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470.

Результаты тестирования в Final Fantasy XIV Official Benchmark в особых комментариях не нуждаются. И Radeon HD 6850, и Radeon HD 6870 одержали уверенную победу в своей ценовой категории. Остаётся лишь отметить, что авторы этого теста предусмотрели свои оценки “играбильности” для разных диапазонов в баллах:

  • Возможность запуска игры при любых настройках качества без риска получить даже незначительные “тормоза”;
  • Очень высокая производительность. Возможно играть на очень высоких настройках качества даже при высоких разрешениях;
  • Высокая производительность. Игра должна неплохо идти на высоких настройках в высоком разрешении;
  • Достаточная производительность. Игра будет хорошо работать с настройками по умолчанию. Выбор разрешения зависит от производительности видеосистемы;
  • Стандартная производительность. Игра будет хорошо работать только с настройками по умолчанию;
  • Даже с настройками по умолчанию будут наблюдаться небольшие “тормоза”;
  • Игра может работать, но настройка качества уже вряд ли избавит её от "торможений";
  • [До 1500] Недостаточная производительность для игры даже с минимальными настройками.

На наш взгляд, сегодня на рынке не так много игр, которые смогут потягаться с Metro 2033 в качестве графики. Масса деталей, сложная геометрия, реалистичные, а потому ресурсоемкие физические эффекты и т.д. заставляют игрока целиком погрузиться в виртуальный мир. К сожалению, при максимальных настройках ни один из представленных сегодня ускорителей не смог справить с бенчмарком без нареканий.

Расстановка сил такова: ускорители Radeon HD 6850 и HD6870 благодаря усовершенствованному блоку тесселляции в лёгких режимах смогли не только обойти Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850, соответственно, но и потягаться с прямыми конкурентами из лагеря NVIDIA. Однако после включения полноэкранного сглаживания дела обстоят не так хорошо - в сверхтяжёлых режимах производительность продуктов AMD заметно падает, чем незамедлительно пользуются конкуренты.

Lost Planet 2 - одна из самых новых игр с поддержкой DirectX 11. На максимальной детализации даже Hi-End ускорители порой показывают недостаточную для комфортной игры производительность. Особенно это касается самых тяжёлых режимов, с активированным полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией. Как показали наши тесты, в эту игру лучше всего играть на ускорителях NVIDIA, разумеется, если в ближайшее время в драйверах AMD не появится ряд оптимизаций. Без AA//AF Radeon HD 6870 смог приблизиться к скоростным показателям GeForce GTX 470 только после разгона, и то, только в разрешении 1920x1200. Ну а в режимах со сглаживанием все представители зелёного лагеря чувствуют себя достаточно уверенно, обходя даже разогнанные продукты соперника.

В целом, по результатам, полученным в Mafia 2, можно сказать, что новые ускорители Radeon HD 6850/6870 оказываются быстрее своих коллег - Radeon HD 5830/5850 и идут наравне с продуктами конкурентов, то обгоняя, то уступая им по величине среднего FPS.

В одной из наших предыдущих статей мы уделили особое внимание тесселляции и производительности современных видеокарт при её включении. Тогда мы выяснили, что при активации сложных режимов тесселляции решения NVIDIA показывают себя довольно хорошо. В этот раз, мы также заинтересовались вопросом производительности при экстремальной детализации тесселляции. В качестве примера нами была измерена производительность графических ускорителей в бенчмарке Unigine Heaven 2.0 в двух разрешениях при максимальной степени детализации. По результатам тестирования можно смело сказать, что проведённые инженерами AMD модификации, безусловно, пошли на пользу Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870, ведь даже неразогнанный ускоритель Radeon HD 6870 обходит своего старшего собрата HD 5870. Тем не менее, решения NVIDIA по-прежнему несколько быстрее. Теперь же самое время подвести итоги.

⇡ Выводы

Изучив новые графические ускорители AMD Radeon HD 6850/6870, мы с уверенностью можем сказать, что новинки удались на славу. На данный момент AMD не нуждается в революциях, ведь её графические решения прекрасно справляются практически со всеми необходимыми задачами. А вот эволюционное развитие не мешает никогда, и Radeon HD 6850/6870 тому хороший пример. Эти решения уверенно обходят в играх не только “старичков” в лице Radeon HD 5830/5850, но в некоторых случаях вплотную подбираются к флагману - Radeon HD 5870, а всё благодаря ряду изменений, делающих GPU Barts более сбалансированными, чем их предшественники. Кроме того, нельзя не отметить и другие приятные изменения, которые пришли на рынок вместе с новыми ускорителями. Это MLAA, обновлённый алгоритм анизотропной фильтрации, поддержка новых Eyefinity-режимов и т.д. Единственное, что нас огорчило, так это слабый потенциал разгона. Впрочем, дождёмся появления в продаже решений от разных производителей и только тогда будем делать окончательный вывод. На данный момент мы считаем, что новые GPU Barts и видеокарты на их основе достойны хорошей оценки, а если ещё и цена в рознице будет на уровне рекомендованной…

AMD Radeon HD 6870M (или ATI Mobility Radeon HD 6870) - это мобильная видеокарта high-end класса с поддержкой DirectX 11. По сути, это тот же адаптер ATI Mobility Radeon HD 5870 с более медленной частотой ядра. Таким образом, производительность примерно такая же, как и в устаревших картах (до сих пор поддерживается UVD2 и первичная технология Eyefinity).

Интерфейс памяти ATI Mobility Radeon HD 6870 состоит из двух 64-битных контроллеров, которые ведут к 128-битной шине памяти, которая может получить доступ к 1024 Мб видеопамяти DDR3 или GDDR5 (512 Мб GDDR3). Если ноутбуком используется память (G)DDR3, то производительность будет не так хороша как с GDDR5.

HD 6870M использует 800 MADD-ядер (так называемых потоковых процессоров), которые сгруппированы в 160 пятимерных групп. Ядра аппаратно поддерживают все функции DirectX 11 (тесселяция, рендеринг прозрачных и полупрозрачных объектов, пост-обработка, прорисовка теней, HDR-текстуры). Кроме того, на чипе можно обнаружить 16 блоков ROP, 40 блоков TMU и 40 TAU-блоков. В итоге, 1040 Mio-транзисторов предлагают теоретическую мощность вычислений до 1.08 TFLOPS (к примеру, у ATI Mobility Radeon HD 5870 это значение равно 1.12 TFLOPS). К слову, 1 TFLOPS - это 1012 операций с плавающей запятой в секунду.

Для выполнения общих вычислений графическая карта использует ATI Stream, OpenCL и DirectCompute 11.

Игровая производительность графического процессора примерно такая же, как и у HD 5870 , то есть вполне приемлема для современных игр (2010 года). Во все игры, кроме Metro 2033 и Crysis, можно играть при большом разрешении на высоких настройках.

Серия 6800M карт Mobility Radeon HD оснащается устаревшим видеопроцессором UVD2, который служит для декодирования HD-видео с помощью графического адаптера. Он работает только с VC-1, H.264 и MPEG-2, но, в отличие от UVD3 (используется в 6900M-серии), не поддерживает DivX. С появлением Flash 10.1, карты 6800M-серии стали помогать в ускорении Flash HD видео (например, YouTube).
Так же, как и Radeon HD 5870, адаптер 6870M может передавать HD аудио форматы (например, Dolby True HD и DTS HD Master Audio) к HDMI 1.3a (8 каналов и 192 кГц / 24 бит).

6870M , по-прежнему, поддерживает первое поколение технологии Eyefinity (а не улучшенную Eyefinity +), благодаря которой можно подключать к графической карте до 6 мониторов одновременно (если только ноутбук оснащен достаточным количеством интерфейсов DisplayPorts). Из-за большого энергопотребления Mobility Radeon HD 6870M устанавливается в большие ноутбуки с хорошей (по всей видимости, громкой) системой охлаждения.

Если сравнивать адаптер с картами для настольных ПК, Mobility Radeon HD 6870M по производительности находится между Radeon HD 5750 и 5770 .

Производитель: AMD
Серия: Radeon HD 6870M 800@675MHz
Код: Granville-PRO
Потоки: 800 - unified
Тактовая частота: 675 MHz* МГц
Частота шейдеров: 675 MHz* МГц
Частота памяти: 1000* МГц
Разрядность шины памяти: 128 Бит
Тип памяти: DDR3, GDDR3, GDDR5
Максимум памяти: 1024 Мб
Общая память: нет
DirectX: DirectX 11, Shader 5.0
Транзисторов: 1040 млн
Технология: 40 нм
Дополнительно: Eyefinity (up to 6 displays), HD Audio (Dolby True HD, DTS HD), HDMI 1.3a, Avivo HD (UVD2.2)
Размер ноутбука: большой
Дата выхода: 04.01.2011

* Указанные тактовые частоты могут быть изменены производителем

Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Sapphire Radeon HD 6870 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E Sapphire Radeon HD 6850 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Сегодня - 68-я серия, да, именно она и ни цента больше. 68-я серия чего? - Радеонов, конечно. При этом 6870 в 3 раза больше, чем 6850. Итог? - Четыре ускорителя Radeon HD 68xx покажут вам все, на что они способны.

Кстати, видите картинку выше? Это очень красивая страна, она же целый остров. А может, и не остров, а что-то более масштабное. Короче, надо угадать, что за страна, и понять, какое отношение она имеет к теме сегодняшних изысканий. То бишь к компании Sapphire, продукты которой мы будем отдельно изучать уже в 21-й раз.

Кто первым ответит на данный вопрос и пришлет его на мой мейл, тот получит подарок. Повторю: какая связь между страной, кусочек которой показан на снимке выше, и компанией Sapphire. Вопрос очень сложный и рассчитан на старожилов, которые помнят прежние IT-ресурсы и их представителей, поэтому только очень немногие смогут на него ответить. Сразу дам подсказку: речь не идет об офисах или производстве.

А мы продолжаем многосерийное рассмотрение продуктов компании Sapphire, которые, как известно, базируются на многоликом и очень часто меняющемся семействе Radeon.

Итак, Radeon HD 68xx в четырех вариациях, воспитанных Sapphire…

Платы

  • GPU: Radeon HD 6870 (Barts)
  • Интерфейс: PCI Express x16
  • Частота работы GPU (ROPs): 900 (номинал - 900) МГц
  • 256 бит
  • 224/900 (номинал - 224/900)
  • 1120
  • 48 (BLF/TLF/ANIS)
  • Размеры:
  • Цвет текстолита: синий
  • RAMDACs/TMDS: интегрированы в GPU
  • Выходные гнезда:
  • CrossFire (Hardware)
  • GPU: Radeon HD 6870 (Barts)
  • Интерфейс: PCI Express x16
  • Частота работы GPU (ROPs): 970 (номинал - 900) МГц
  • Частоты работы памяти (физическая (эффективная)): 1150 (4600) МГц (номинал - 1050 (4200) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью: 256 бит
  • Число вычислительных блоков в GPU/частота работы блоков (МГц): 224/970 (номинал - 224/900)
  • Число операций (ALU) в блоке: 5
  • Суммарное число операций (ALU): 1120
  • Число блоков текстурирования: 48 (BLF/TLF/ANIS)
  • Число блоков растеризации (ROP): 32
  • Размеры: 270×100×33 мм (последняя величина - максимальная толщина видеокарты)
  • Цвет текстолита: синий
  • RAMDACs/TMDS: интегрированы в GPU
  • Выходные гнезда: 2×DVI (Dual-Link/HDMI), 2×mini-Display Port, 1×HDMI
  • Поддержка многопроцессорной работы: CrossFire (Hardware)
  • GPU: Radeon HD 6870 (Barts)
  • Интерфейс: PCI Express x16
  • Частота работы GPU (ROPs): 900 (номинал - 900) МГц
  • Частоты работы памяти (физическая (эффективная)): 1050 (4200) МГц (номинал - 1050 (4200) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью: 256 бит
  • Число вычислительных блоков в GPU/частота работы блоков (МГц): 224/900 (номинал - 224/900)
  • Число операций (ALU) в блоке: 5
  • Суммарное число операций (ALU): 1120
  • Число блоков текстурирования: 48 (BLF/TLF/ANIS)
  • Число блоков растеризации (ROP): 32
  • Размеры: 270×100×33 мм (последняя величина - максимальная толщина видеокарты)
  • Цвет текстолита: черный
  • RAMDACs/TMDS: интегрированы в GPU
  • Выходные гнезда: 2×DVI (Dual-Link/HDMI), 2×mini-Display Port, 1×HDMI
  • Поддержка многопроцессорной работы: CrossFire (Hardware)
  • GPU : Radeon HD 6850 (Barts)
  • Интерфейс : PCI-Express x16
  • Частота работы GPU (ROPs) (МГц): 775 (номинал - 775)
  • Частоты работы памяти (физическая (эффективная)) : 1000 (4000) МГц (номинал - 1000 (4000) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью (бит): 256
  • Число вычислительных блоков в GPU/частота работы блоков (МГц): 192/775 (номинал - 192/775)
  • Число операций (ALU) в блоке: 5
  • Суммарное число операций (ALU): 960
  • Число блоков текстурирования: 48 (BLF/TLF/ANIS)
  • Число блоков растеризации (ROP): 32
  • Размеры (мм): 250×100×33 (последняя величина - максимальная толщина видеокарты)
  • Цвет текстолита : синий
  • RAMDACs/TMDS : интегрированы в GPU
  • Выходные гнезда : 2×DVI (Dual-Link/HDMI), 1×Display Port, 1×HDMI
  • Поддержка многопроцессорной работы : CrossFire (Hardware)

Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Карта имеет 1024 МБ памяти GDDR5 SDRAM, размещенной в восьми микросхемах на лицевой сторонe PCB.

Есть смысл сказать, что все карты требуют дополнительного питания, причем 6870 - двумя 6-контактными разъемами. Что касается 6850 - там нужно подключить внешнее питание только к одному 6-контактному разъему.

О системах охлаждения.

Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

СО состоит из трех частей: большого радиатора, малого радиатора для элементов питания, а также кожуха. Большой радиатор выполнен в виде длинного прямоугольника с выемкой в центре под вентилятор, под которым в качестве подошвы используется испарительная камера. Устройство охлаждает как ядро, так и микросхемы памяти.

Мы уже писали не раз о такого рода новых СО, где в качесте основного охлаждающего элемента используются испарительные камеры. Однако и тепловые трубки имеются для усиления эффекта.

Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

У данной карты точно такая же СО, поэтому просто продолжим ее описание.

Испарительная камера позволяет более эффективно передавать тепло от подошвы к ребрам радиатора; внутри нее находится специально легкокипящая жидкость. Установленный в центре вентилятор обладает массивными размерами и малыми частотами вращения, поэтому СО очень хороша с точки зрения бесшумности работы.

Sapphire Radeon HD 6850 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

По сути очень похожее на предыдущее по своему конструктиву устройство, однако у данного радиатора нет испарительной камеры, а используются лишь тепловые трубки для передачи тепла к ребрам радиатора.

Вентилятор немного меньшего размера, однако на него также нареканий нет. И главное, наверно, отличие: данный кулер охлаждает только ядро, микросхемы памяти без охлаждения.

Sapphire Radeon HD 6870 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Прекрасно видно, что СО состоит из двух частей - центрального кулера и радиаторов для охлаждения памяти, которые работают как бы сами по себе, а центральное устройство охлаждает лишь ядро.

Прибор цилиндрического типа, когда на одном конце закреплен цилиндрический вентилятор, прогоняющий воздух через радиатор, установленный над ядром. Несмотря на медную подошву, сам радиатор небольшой. В целом устройство довольно тихое, и явно говорит о том, что нагрев ядра не столь велик.

Мы провели исследование температурного режима с помощью утилиты MSI Afterburner (автор А. Николайчук AKA Unwinder) и получили следующие результаты:

Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Sapphire Radeon HD 6870 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Sapphire Radeon HD 6850 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Исследования очень наглядно нам показали, насколько более эффективны СО, произведенные компанией Sapphire или ею же где-то заказанные, по сравнению с эталонным кулером. В трех картах, где стоят уникальные СО, нагрев ядра не превышает 66 градусов, когда как у 6870, ииеющего референс-кулер, нагрев достиг 80 и больше градусов, хотя и это не критично для такого рода карт.

Теперь о комплектации.

Базовый комплект поставки должен включать в себя: руководство пользователя, диск с драйверами и утилитами и мост CrossFire.

Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Базовый комплект, плюс разветвители питания, адаптер DVI-to-VGA, переходник mini-DP-to-DP, также HDMI-кабель для непосредственного подключения к приемнику.

Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Полностью аналогичный комплект.

Sapphire Radeon HD 6870 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Аналогичная картина.

Sapphire Radeon HD 6850 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Такой же комплект за исключением переходника mini-DP-to-DP (по причине ненужности).

На очереди рассмотрение упаковок.

Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Все четыре упаковки имеют схожую структуру: это глянцевый супер, внутри которого коробка из простого картона.

Дизайны суперобложек отличаются, правда малопонятно, почему у карт Toxic и VaporX, имеющих одинаковую СО, на коробках нарисованы пингвины и голый монах.

Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Долго думал, почему голый монах у дизайнеров ассоциируется с повышенными частотами, - так и не смог понять.

Ну а стреляющая девушка в разных формах и ипостасях - уже оскомину набила.

Sapphire Radeon HD 6870 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Внутри видеокарта лежит в отсеке из папье-маше, при этом дополнительно завернута в мягкий пакет, так что при перевозке карта будет в полной безопасности и сохранности.

У всех карт 6870 принцип упаковки идентичен.

Sapphire Radeon HD 6850 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Если внешний дизайн точно такой же по сути, то внутри карта лежит уже в картонном отсеке, что вовсе не уменьшает ее безопасность при перевозках.

Надо еще отметить хороший и четкий дизайн всех надписей, говорящих пользователю обо всех основных параметрах карты, за исключением разве что шины обмена с памятью.

Установка и драйверы

Конфигурация тестового стенда:

  • Компьютер на базе Intel Core i7-975 (Socket 1366)
    • процессор Intel Core i7-975 (3340 МГц);
    • системная плата Asus P6T Deluxe на чипсете Intel X58;
    • оперативная память 6 ГБ DDR3 SDRAM Corsair 1600 МГц;
    • жесткий диск WD Caviar SE WD1600JD 160 ГБ SATA;
    • блок питания Tagan TG900-BZ 900 Вт.
  • операционная система Windows 7 64 бит; DirectX 11;
  • монитор Dell 3007WFP (30″);
  • драйверы ATI версии Catalyst 11.4beta; Nvidia версии 267.31/267.26/267.59/267.71.

VSync отключен.

Результаты тестов: сравнение производительности

В качестве инструментария мы использовали:

  • Far Cry 2 (Ubisoft) - DirectX 10.0, shaders 4.0 (HDR), для тестирования использовалась утилита из комплекта игры (уровень Middle). Все настройки выставлены на максимальное качество. Благодарим компанию Nvidia за предоставление лицензионного продукта.
  • Unigine Tropics Benchmark 1.3 (Unigine) - DirectX 10.0, . Настройки тестирования - High.
    компании Unigine и лично Александра Запрягаева
  • 3DMark 11 (FutureMark) - DirectX 11.0, настройки тестирования - Performance.
  • Aliens vs. Predator (2010) (Rebellion/SEGA), DirectX 11.0, настройки тестирования - Very High, запуск бенчмарка из меню.
  • Crysis Warhead (Crytek/EA), DirectX 10.0, (батник и демо для запуска), настройки тестирования - Very High, используется уровень Cargo. Благодарим компанию Nvidia за предоставление лицензионного продукта.
  • Formula 1 (2010) (Codemasters) - DirectX 11.0, настройки тестирования - Ultra High (запуск бенчмарка: formulaone.exe -benchmark example_benchmark.xml). Благодарим компанию Nvidia за предоставление лицензионного продукта.
  • Unigine Heaven Benchmark 2.0 (Unigine) - DirectX 11.0, . Настройки тестирования - High.
    Хотим отдельно поблагодарить коллектив компании Unigine и лично Александра Запрягаева за помошь в настройках работы бенчмарка.
  • Colin McRae: DiRT2 (Codemasters) - DirectX 11.0, настройки тестирования - Ultra High (запуск бенчмарка: dirt2.exe -benchmark example_benchmark.xml). Благодарим компанию AMD за предоставление лицензионного продукта.
  • Metro 2033 (4A Games/THQ) - DirectX 11.0, настройки тестирования - Super High, PhysX отключен (запуск бенчмарка в самой игре в виде отдельного файла).
  • Just Cause 2 (Avalanche Studios/Eidos Interactive) - DirectX 10.0, настройки тестирования - Super High (запуск бенчмарка в самой игре в настройках). Благодарим компанию Nvidia за предоставление лицензионного продукта.

Читатели, которые хорошо разбираются в 3D-видеокартах, смогут сделать выводы самостоятельно, посмотрев на результаты, представленные на диаграммах далее. А для новичков и тех, кто только-только занялся вопросом выбора видеокарты, мы сделаем некоторые пояснения.

Есть смысл ознакомиться с нашими краткими справочниками по семействам современных видеокарт и процессоров, на основе которых они выпускаются. Следует отметить частоты работы, поддержку современных технологий (шейдеры), а также конвейерную архитектуру.

Теперь посмотрим на тесты.

Из четырех рассмотренных нами карт только одна имела повышенные частоты работы: Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E. Исследования показали, что производительность карты получилась такой, что она попала практически в середину между 6870 (на штатных частотах) и 6950. Учитывая, что на приведенных ниже диаграммах и так уже очень много данных, мы не стали загромождать их показателями 6870 Toxic, поскольку любой человек сможет легко представить скорость работы карты в том или ином приложении, мысленно взяв среднее арифметическое показателей 6870 и 6950. Ну а что вы хотели? - Ведь и при просмотре сериалов люди думают: сколько колен родилось, или какова степень родства у героини с ее потенциальным женихом…

  1. Unigine Tropics Benchmark
    • Все разрешения на одной странице, No AA, No AF
    • Все разрешения на одной странице, AA 4x + AF 16x

    Рейтинг полезности ТОЛЬКО по игровым тестам

    Название ускорителя Рейтинг полез. Рейтинг персп. Цена
    01 1075 927 305
    02 1034 644 142
    03 1018 683 165
    04 996 741 203
    05 994 860 285
    06 973 726 199
    07 956 908 315
    08 953 836 278
    09 923 804 262
    10 922 590 132
    11 920 695 185
    12 890 476 86
    13 870 932 384
    14 842 656 185
    15 838 960 405
    16 815 568 137
    17 814 629 174
    18 749 867 372
    19 706 1209 768
    20 688 1018 573
    21 630 1213 850
    22 613 1196 850
    23 547 371 77
    24 543 1220 1007
    25 538 1302 1146
    26 536 357 79

    Рейтинг полезности по всем тестам

    Название ускорителя Рейтинг полез. Рейтинг персп. Цена
    01 HD 5770 1024 МБ, 850/850/4800 600 653 142
    02 GTX 460 SE 1024 МБ 680/1360/3400 577 688 165
    03 HD 5670 1024 МБ, 775/775/2000 575 490 86
    04 HD 5750 1024 МБ, 700/700/4600 563 605 132
    05 HD 6850 1024 МБ, 775/775/4000 543 745 203
    06 GTX 560 Ti 1024 МБ, 1000/2000/4580 540 915 305
    07 GTX 460 1024 МБ 675/1350/3600 538 729 199
    08 HD 6950 1024 МБ, 800/800/5000 522 866 285
    09 HD 6790 1024 МБ, 840/840/4200 513 695 185
    10 GTS 450 1024 МБ, 783/1566/3600 506 585 137
    11 GTX 560 Ti 1024 МБ, 822/1644/4000 500 834 278
    12 HD 6870 1024 МБ, 900/900/4200 490 807 262
    13 HD 6950 2048 МБ, 800/800/5000 488 896 315
    14 GTX 550 Ti 1024 МБ, 1000/2000/4400 487 666 185
    15 GTX 550 Ti 1024 МБ, 920/1840/4100 480 641 174
    16 GTX 570 1280 МБ, 732/1464/3800 432 916 384
    17 HD 6970 2048 МБ, 880/880/5500 419 946 405
    18 GT 430 1024 МБ, 700/1400/3600 415 398 77
    19 HD 5570 1024 МБ 650/650/1660 382 360 79
    20 HD 5870 1024 МБ, 850/850/4800 379 855 372
    21 GTX 570 SLI 2×1280 МБ, 732/1464/3800 342 1193 768
    22 GTX 580 1536 МБ, 775/1550/4000 332 991 573
    23 HD 6990 2×2048 МБ, 880/880/5000 309 1211 850
    24 HD 6990 2×2048 МБ, 830/830/5000 302 1193 850
    25 GTX 590 2×1536 МБ, 607/1215/3414 256 1187 1007
    26 GTX 580 SLI 2×1536 МБ, 775/1550/4000 254 1281 1146

    Мы уже отмечали ранее, что Radeon HD 6850 прочно находится в первой пятерке самых выгодных карт с точки зрения соотношений цена-скорость-возможности. Так что именно эта видеокарта представляет особый интерес. А вот 6870 сильно отстает в рейтингах, потому что цена слишком и неоправданно завышена. Однако это все касается в целом серий, но надо сделать выводы и по конкретным картам.

    Sapphire Radeon HD 6850 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E - стоит напомнить, что этот продукт успешно конкурирует с многочисленными уже вариантами GTX 460. А вариант Sapphire усиливает положительные впечатления своим кулером. Очень приятный продукт. К тому же обладает всем набором современных выводов: DVI, HDMI, DP.

    Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E - несмотря на то, что в целом 6870 не совсем выгоден из-за завышенных цен, данный вариант, опять же из-за уникальной и интересной СО, поднимает планку 6870 и делает этот продукт стоящим внимания. И не забываем про набор гнезд вывода на все случаи жизни.

    Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E - этот продукт обладает достоинствами предыдущего изделия, но еще имеются и повышенные частоты работы, что резко поднимает планку востребованности такой видеокарты. По сути, даже если цена будет примерно как у GTX 560 Ti, то можно выбирать этот вариант 6870.

    Sapphire Radeon HD 6870 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E - по сути копия референс-карты. К большому сожалению, цены на такие продукты, как показал наш рейтинг, сильно завышены, и конкуренты в лице GTX 460 и более дорогой GTX 560 Ti занимают более высокие позиции. Так что следите за ценами. Если у 6870 она будет на уровне GTX 460 - тогда есть смысл.

    Окончательное решение, как обычно, принимать нашим читателям. Мы лишь даем информацию о рассмотренном продукте, но не делаем прямых указаний по выбору того или иного изделия.

    Теперь возвращаемся к начальной теме. О загадке: она для старожилов не только IT, но и hardware-сайтов и ресурсов. Напоминаю, что кто первым отгадает связь между страной, что показана на первом снимке в этой статье, и компанией Sapphire, и напишет мне на e-mail этот ответ, получит небольшой подарок. Подсказка номер один: связь очень оригинальная, и в лице одного человека:). Подсказка номер два: если кто помнит вебсайт Reactor Critical и его бессменного ведущего и основателя, тот быстро догадается. :-)

    ВНИМАНИЕ номер ОДИН! К сожалению, из-за таможенных проблем с отправкой подарков за пределы России мы вынуждены ограничить круг потенциальных участников конкурса-загадки только жителями Российской Федерации. Иностранные наши читатели также могут участвовать, если у них есть адрес в России для отправки туда призов.

    Внимание номер ДВА! Победители ранее проведенных конкурсов-загадок в подобного рода обзорах из участия в очередном конкурсе исключаются.

    Победители определены: В.Демешко, А.Бондарев и Д.Кравченко. А также поощрительный приз достался С. Степченкову.

    КОНКУРС ЗАВЕРШЕН, поэтому присылать ответы больше не надо!

    Правильный ответ: на фото изображена Австралия, и хотя, как многие отвечали, связь между названием компании Sapphire и всемирно известными сапфирами из Австралии, в вопросе четко говорилось, что связь Sapphire-Австралия через одного сотрудника. И действительно, бывший владелец популярного сайта по 3D-графике Reactor Critical, имеющий никнейм Kenguru (вот тут связь с Австралией), ныне работает в компании Sapphire Technology.

    По результатам исследования мы награждаем в номинации «Оригинальный дизайн» (за май 2011 года) карты:

    • Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
    • Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
    • Sapphire Radeon HD 6850 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

    А в номинации «Отличная поставка» (за май 2011) мы награждаем карты:

    • Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
    • Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
    • Sapphire Radeon HD 6850 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
    • Sapphire Radeon HD 6870 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E

Учитывая достаточно большой спрос на различные модели видеокарт, использующие видеочип под названием Barts XT, компания из Тайваня MSI на сегодняшний день предлагает пользователям сразу пять различных решений, использующих графический процессор 6870. Все эти карты различаются между собой исключительно дизайном печатной платы, которая используется в системе охлаждения, а также рабочими частотами GPU и, соответственно, стоимостью. Ранее многие обращали внимание на саму карту 6870, отличающуюся от своего референсного аналога только стандартной наклейкой, расположенной на кожухе системы охлаждения, а также используемой версией BIOS, однако на сегодняшний день большее распространение получило более продвинутое решение, относящееся к известной серии устройств HAWK.

Стоимость

Учитывая специфику современных видеокарт данной модели, преимущественное большинство параметров было оставлено нетронутыми в сравнении с эталонным вариантом. Но при этом следует отметить тот факт, что помимо дополнительного дизайна печатной платы, а также специализированной системы охлаждения, характерной для любых видеокарт, имеющих приставку HAWK в названии, данный производитель решил также слегка повысить частоту работы ядра по сравнению с референсным образцом. Таким образом, в новой Radeon HD 6870 вместо стандартных 900 МГц частота работы GPU достигает 930 МГц. Далее мы будем рассматривать, каким образом такой разгон в конечном итоге повлиял на производительность данного устройства, а также разберемся в других особенностях его эксплуатации.

Комплектация

Видеокарта поставляется в достаточно большой коробке, оформленной в черно-синей расцветке. Один только вид данной коробки уже намекает на то, что компания предоставила пользователям действительно высококачественный продукт в виде Radeon HD 6870. Картонная коробка выполнена в форме небольшого чемоданчика и больше похожа на упаковку какой-нибудь материнской платы, а не на коробку от графического ускорителя.

После открытия верхней крышки становится видна система охлаждения, использующаяся в видеокарте. Место вокруг окошка точно так же, как и внутреннюю сторону верхней крышки, дизайнеры предпочли оставить для того, чтобы перечислить основные особенности видеокарты, а также всевозможных технологий, которые использовались в процессе ее производства.

Что это за особенности?

По словам производителя, система стабилизация питания, которая используется в AMD Radeon HD 6870, оснащается одновременно десятью фазами по сравнению с пятью, присутствующими в стандартной карте, благодаря чему обеспечивается достаточно стабильная работа устройства вне зависимости от того, будет оно работать в обычном режиме или же при достаточно интенсивном разгоне.

В цепи питания карты применялись специализированные компоненты так называемого «военного» типа, включая танталовые и твердотельные конденсаторы, всевозможные дроссели, оснащенные ферритовыми сердечниками, что также положительно сказывается на общем разгонном потенциале этой карты, а также существенно снижает любые тепловыделения, присутствующие в цепи питания.

В отдельных точках, используя мультимер, можно измерить напряжение, подающееся на GPU, память, а также блок PLL. Такая возможность является достаточно удобной, и вдобавок к этому значения напряжения можно получить максимально точные, что тоже является достаточно важным. Полученные таким образом значения основных напряжений в дальнейшем пользователь может изменить самостоятельно, используя фирменную программу Afterburner, присутствующую в первоначальном комплекте поставки видеокарты.

Отдельного внимания заслужила также возможность переключения режима работы видеокарты AMD Radeon HD 6870 при помощи специализированного рычага, расположенного на Пользователь самостоятельно может выбрать «тихий» режим работы или же предпочесть режим, в котором кулер начинает работать с повышенной производительностью.

Информация

На обратной стороне упаковки присутствует не так много полезной информации по поводу того, как работает и что представляет собой видеокарта Radeon HD 6870. Здесь присутствуют минимальные системные требования компьютера, в который будет устанавливаться данная карта, а также основные характеристики устройства. Стоит отметить, что в системе, где присутствует Radeon HD 6870 Reference или его модернизированная версия, должен присутствовать блок питания, имеющий мощность как минимум 500 Вт, так как в противном случае устройство вряд ли сможет раскрыть полностью потенциал, заложенный в него разработчиками.

Дополнительная комплектация

Помимо непосредственно самой карты, в коробке присутствуют также еще несколько полезных элементов, таких как:

  • Диск, на котором расположены соответствующие драйвера, а также указанная выше утилита, предназначенная для контроля над характеристиками устройства в процессе его работы. В случае необходимости можно использовать утилиту для того, чтобы разогнать видеокарту до нужного уровня.
  • Краткое руководство для пользователей, а также отдельная книжечка, в которой подробно расписываются все примененные фирменные технологии.
  • Переходник, предназначенный для переподключения mini DisplayPort на стандартный DisplayPort.
  • Переходник, предназначенный для переподключения DVI на стандартный VGS.
  • Два переходника с двух четырехконтактных периферийных на один шестиконтактный, предназначенный для подключения питания к видеокарте.
  • Переходники, позволяющие подключать мультимер для постоянного мониторинга напряжения.

Помимо всего прочего, в комплекте поставки должен присутствовать также мостик модели CrossFireX. Таким образом, формируется достаточно богатый комплект поставки, в котором есть практически все, что нужно для нормального взаимодействия с данной видеокартой без каких-либо проблем.

Что это дает?

Учитывая то, что видеокарта AMD Radeon HD 6870 имеет в комплекте одновременно два переходника, у пользователя не будет никаких проблем с тем, чтобы подключить нужный монитор, проектор или же плазменную панель в случае необходимости.

Стоит отметить отдельно тот факт, что к таким ускорителям может подключаться одновременно четыре монитора, разрешение каждого из которых составляет до 1900х1200, а учитывая наличие двух дополнительных DisplayPort-хабов, покупающихся отдельно от стандартного комплекта, присутствует возможность дополнительного подключения еще двух мониторов, формируя целостную шестимониторную конфигурацию.

Отзывы

В своих отзывах пользователи часто обращают внимание на возможность игры одновременно на нескольких мониторах, так как карта показывает стабильную работу в большинстве случаев.

Единственное, что некоторым не понравилось, - это размер данного устройства, так как не всегда получается удобно вставлять его в корпусы средних габаритов. Также не все довльны тем фактом, что устройство может достаточно сильно нагреваться и шуметь в случае серьезной нагрузки, но в процессе игры последнее практически незаметно.

Плата

Дизайн печатной платы выполнен несколько отличным от эталонного, что является вполне ожидаемым. Для того чтобы на данной плате полностью расположились присутствующие элементы 10-фазной схемы питания, было принято решение увеличить ее на два сантиметра. Для владельцев небольших корпусов, которые хотят установить себе Radeon HD 6870, характеристики данной карты могут не играть практически никакой роли, если они не смогут выделить внутри шасси хотя бы 275 мм. Сама по себе 10-фазная схема была использована именно для того, чтобы обеспечить максимально стабильную работу устройства, а также предоставить пользователям больше возможностей в плане до нужного значения.

Стоит еще раз заметить, что в процессе производства данной карты используются специализированные комплектующие, соответствующие стандарту Military Class II, при помощи которых достигается максимальная долговечность, предельно низкий нагрев элементов цепей питания, а также отличный разгонный потенциал данного устройства.

Обратная сторона платы

Различные световые индикаторы, находящиеся на обратной стороне печатной платы, позволяют предельно наглядно оценить, насколько нагружено графическое ядро, так как стабилизатор питания данного устройства предусматривает динамическое переключение активных фаз в случае необходимости. Благодаря этому появляется возможность полностью отключить ненужные фазы в том случае, если присутствует достаточно низкая нагрузка на ускоритель.

Здесь же располагаются небольшие элементы управления, при помощи которых активируется термоконтроль, а также специализированная защита GPU, обеспечивающая безопасность устройства при подаче слишком высокого напряжения. Конечно, такие функции являются актуальными только для достаточно узкого круга профессиональных специалистов, использующих соответствующее оборудование для охлаждения карты в процессе «азотных» тестов, поэтому рядовым пользователям крайне не рекомендуется проводить какие-то серьезные эксперименты, осуществляя экстремальный разгон устройства с установленным только штатным кулером.

Также обратная сторона платы, помимо уже указанных комплектующих, имеет крепление кулера карты. Таким образом, все основные элементы в Radeon HD 6870, обзор которых был проведен выше, располагаются на лицевой стороне текстолита, благодаря чему обеспечивается их наиболее эффективное охлаждение.

Разъемы

Часто оставляют о Radeon HD 6870 отзывы положительные, и нередко это связано не только с тем, какие характеристики и стоимость имеет данное устройство, но еще и с тем, что оно предоставляет достаточно большое количество возможностей подключения благодаря массе разъемов и специализированных переходников.

Так, сразу можно заметить разъем, предназначенный для подключения к устройству мостика CrossFireX, в связи с чем пользователь одновременно может объединить два ускорителя для обеспечения комплексного расчета графических эффектов.

Помимо стандартной на карту можно подавать питание также при помощи двух шестиконтактных разъемов, расположенных на боковой стороне данной карты. Недалеко от них присутствуют точки замера напряжения, а также переключатель режимов, в которых будет работать кулер.

Ядро

Графическое ядро, получившее кодовое название Barts XT, производится в соответствии с нормами 40 нм процесса, а также представляет собой основной элемент AMD Radeon HD 6870. Характеристики данного устройства показывают 1120 абсолютно универсальных шейдерных конвейеров, а также одновременно 32 блока растеризации, в то время как обмен информацией между памятью и ядром осуществляется при помощи 256-битной шины.

Видеопамять

Видеопамять выполнена в стандарте GDDR5, и общий ее объем составляет 1 Гб, полученный при использовании одновременно восьми чипов, каждый из которых имеет емкость 128 Мб. Чипы, в соответствии с технической документацией, могут работать в условиях эффективной частоты не более 5 ГГц. Учитывая тот факт, что в тестируемой видеокарте изначально работа памяти осуществляется на эффективной частоте 4.2 ГГц, у пользователя есть возможность существенно ускорить ее, используя разгон, вследствие чего получается существенный прирост производительности.

Система охлаждения

Стоит отметить, что когда проводился по стандартной карте и Gigabyte Radeon HD 6870 обзор, всегда отдельное внимание уделялось фирменной системе охлаждения Twin Frozr III, занимающей два слота и состоящей из алюминиевого радиатора с пятью тепловыми трубками, а также специального кожуха с дуэтом 80 мм вентиляторов, обеспечивающих эффективное нагнетание воздуха на радиатор.

По словам самого производителя, благодаря использованию системы охлаждения температура графического ядра на 21 градус ниже по сравнению со стандартной референсной турбиной, когда устройство работает при предельно возможной нагрузке. При этом маркетологи говорят о том, что фирменный кулер великолепно справляется со своей миссией, благодаря чему в процессе работы издается на 7 дБ меньше шума. По информации из описания, такая высокая эффективность кулера достигается за счет использования вентиляторов Propeller Blade, которые являются разработкой компании MSI и впервые начали использоваться именно на этих устройствах.