Firemonkey описание компонентов. Что же такое FireMonkey? PAServer обеспечивает легкое взаимодействие с MacOs при разработке для ОС Apple

06.03.2013 12:46 пп

Очень я страдал из-за отсутствия компонента-браузера в FireMonkey. Известный проект Delphi Chromium Embedded все-таки включил поддержку FMX в последнем билде. Но не смотря на то, что прошло довольно много времени, поддержку FMX2 автор добавлять не торопится. В итоге пришлось брать ситуацию в свои руки.

Компонент TChromiumFMX из официальной сборки вполне себе работает в FireMonkey (в XE2), но в FMX2 даже не компилируется. Пришлось немного разобраться с тем, как он устроен и исправить. Благо, серьезных изменений не потребовалось.

В FMX2 изменились две нужные компоненту вещи.

Первое — TBitmap больше не имеет свойств ScanLine и StartLine . Прямой доступ к содержимому TBitmap переделали (интересно, зачем?) и теперь оно доступно через класс TBitmapData , который возвращает метод TBitmap.Map .

Ну и второе, более известное — Platform .* больше нет, теперь необходимо получать нужный интерфейс через TPlatformServices.GetPlatformService . Здесь все довольно прямолинейно и проблем нет.

Особо изобретательно я его не тестировал, но для моих целей компонент вполне подходит — сайты через него смотреть можно. Скачать его . Еще, пожалуй, отправлю мои правки автору, может быть сочтет нужным добавить их в официальную версию.

30.07.2012 2:43 дп

Jason Southwell предлагает разработать набор FireMonkey-оберток для нативных контролов Windows/OSX и собирает на это деньги . Планирует для начала собрать 20 тысяч долларов.

Идея ясна. Существующие компоненты FireMonkey отрисовываются средствами Delphi практически с нуля, что с одной стороны во многом и обеспечивает их кроссплатформенность, но с другой — в результате мы получаем компоненты не вполне естественно выглядящие в обеих поддерживаемых на сегодня ОС. И это полбеды — кроме внешнего вида, приходится самостоятельно разрабатывать и логику этих компонентов. Например, RichEdit довольно сложен, самостоятельно повторить его логику в рамках FireMonkey — задача не из тривиальных. И VCL, и CLX не изобретали велосипедов, а пользовались готовым.

А теперь плохая новость. В рантайме все работает, но я не нашел никакого способа добавить свой новый тип вкладки в Items Designer. И похоже, что та же самая проблема есть у всех списковых контролов: TListBox, TGrid и т.п. Сначала мне подход к их реализации очень понравился, а вот теперь даже как-то сомневаюсь. Поиск в интернете показал, что я с этой проблемой не одинок .

Справка молчит, в коде я тоже не нашел ничего. Неужели никак? Это было бы крайне неприятно.

Прошло уже достаточно времени с тех пор, как термин FireMonkey стал более менее знаком, если, и не для всех разработчиков, то хотя бы тех, кто использует Delphi. За это время появились книги по FireMonkey, статьи по FireMonkey, записи про FireMonkey в многочисленных блогах. Читать все это очень интересно. Но ведь никакая теория не заменит практику. И у меня, как и у многих ранее, появился зуд попробовать что-нибудь написать с использованием FireMonkey.

При этом, однако, возникла проблема. Я, почему-то, решил, что надо просто реализовать какой-нибудь не очень сложный рабочий проект.

Чтобы объяснить,почему это оказалось для меня проблемой, потребуется некоторое (так и хочется написать, лирическое) отступление. Экскурс в мое прошлое, как разработчика. Пояснить некоторые сформировавшиеся у меня взгляды на программирование с использованием Delphi.

Надо сказать, что использовать Delphi я начал еще на Windows 3.1, то есть, с первой версии. И с тех самых пор я изучал VCL. Изучал в оригинале, так сказать. Смотрел, обращался, трассировал исходники. Снова и снова.

Известно, что в разное время в набор компонентов, поставляемых с Delphi, входили компоненты сторонних разработчиков, которые должны были заполнить пробелы в VCL, и которые, наверное, проходили некий контроль качества перед включением. Некоторые из таких компонентов продолжают поставляться и сейчас. Взять тот же Indy. Никого не хочу обидеть, это сугубо мое личное мнение, которое относится и ко мне самому, как разработчику компонентов: ни один набор не был так глубоко продуман и так качественно реализован, как громадный и разнообразный VCL. Нет, я не претендую на истину в конечной инстанции, и, конечно же, в самом VCL множество ошибок, решений, которые вызывают непонимание, вызывают неприятие и с которыми хочется не соглашаться. Но у меня всегда складывалось впечатление некого единого стиля. Есть в VCL, на мой взгляд, красивый и прочный стержень, который поддерживает всю конструкцию Delphi, и вокруг которого строится и программная инфраструктура, и само сообщество разработчиков. Именно благодаря во многом VCL, опять же, на мой взгляд, слухи о смерти Delphi до сих пор остаются слухами. И когда а поставку VCL включались компоненты сторонних разработчиков, это стразу было заметно, они отличались.

Но вот приходит момент, и я слышу, что VCL - это технология, которая устарела. Технология, которую надо оставить в прошлом. Разработчикам следует все свои новые проекты реализовывать на FireMonkey, а про старые... неплохо бы и их перевести на новые рельсы. FireMonkey везде и всегда. И слышу я это из разных источников. Причем довольно настойчиво. Нет, никто VCL не убивает. он остается с нами. Но он теперь не номер один. Он должен стать дублером. По крайней мере так я понимаю то, что говорится о будущем продукта.

В принципе, я понимаю такой расклад. Взят курс на многоплатформенность, и, что важнее, на кроссплатформенность. Ведь что такое VCL? Visual Component Library. Библиотека визуальных компонентов. С этим можно не соглашаться. Я, например, всегда считал множество невизуальных компонентов, да и не компонентов, а просто классов, неотъемлемой частью VCL, а огромное количество сторонних классов и компонентов - продолжением, расширением VCL. Ну не получается у меня считать наследников TDataset-а не частью VCL. Хотя, например, термин DBExpress Library говорит о том, что это, как бы, не VCL. Видимо, Embarcadero действительно разделяет монолитную, с моей точки зрения, VCL, на некоторое количество отдельных библиотек. Нет, конечно, не совсем отдельных, но, тем не менее. И если принять такую точку зрения, FireMonkey призван заменить именно визуальную часть VCL (как же я все-таки должен называть полную библиотеку классов и компонентов, может, Borland Component Library?).

Вокруг чего построены визуальные компоненты, входящие в библиотеку? Вокруг низкоуровневых, базовых элементов, предоставляемых операционной системой. Дескрипторы окон, шрифты, сами окна, элементы ввода, сообщения, контексты устройств и многое многое другое - это есть не понятия библиотеки, поставляемой с Delphi, а понятия операционной системы. Да, именно, Windows. И если вы хотите построить кроссплатформенную библиотеку, то логично отказаться от той инфраструктуры, которую предлагает операционная система, исполняющая написанную с использованием библиотеки программу.

Именно это и пытаются сделать при помощи FireMonkey. Пытаются создать инфраструктуру, основанную на базовых механизмах, поддерживаемых в различных операционных системах, способную заменить тот сервис, который предлагают сами операционные системы.

Многие помнят попытку сделать кроссплатформенной не только библиотеку, но и сам Delphi . Параллельно Delphi 6 вышел продукт Kylix и библиотека CLX. Все это было сделано для того, чтобы можно было разрабатывать для Linux. Однако, нет у Linux многих базовых понятий в плане графического оконного интерфейса, какие есть у Windows. Оконный интерфейс для Linux вообще явление не родное. Это необязательное приложение. И пришлось писать какую-то синтетическую библиотеку. С ее помощью можно было писать программу и для Windows, и для Linux. Однако, я до сих пор помню то чувство не разочарования, нет, скорее, раздражающего неудобства, которое испытал, когда попробовал воспользоваться аналогами визуальных компонентов из CLX. Мне стало много чего не хватать. То, что я привык делать не задумываясь при разработке с использованием VCL, оказалось сделать трудно, совсем по другому, или просто невозможно, с использованием CLX.

Приблизительно также я чувствовал себя и при переходе с BDE на DBExpress. Старый, знакомый еще с Field Test-а BDE (Borland тогда уже использовал его в Quattro Pro for Windows и в Paradox for Windows, и носил он название ODAPI, а затем IDAPI, и был на голову выше, на мой взгляд, майкрософтовского ODBC) был объявлен устаревшей технологией, которая должна уступить место в новых проектах новой библиотеке. Мне все время чего-то не хватало в DBExpress в первое время, особенно знаний.

При этом я ни в коем случае не хочу ругать или критиковать ни сами перечисленные выше библиотеки, ни решения, которые привели к их появлению. Речь идет лишь о моих впечатлениях, иногда,первых впечатлениях.

Теперь, наверное, становится немного понятней, почему решение написать с использованием FireMonkey небольшой рабочий проект, принесло некоторое количество проблем. В течении многих лет при разработке проектиков, проектов и проектищ складывается определенный стереотип, некий шаблон того, что и как надо делать. И в моем случае пришлось столкнуться с тем, что шаблон надо менять. Потому, что нельзя перенести все то, к чему привык, используя VCL, в проект, строящийся на FireMonkey.

При старте проекта я испытал некоторое чувство дежавю. А именно, чувство неудобства. Например, нет многих свойств у привычных элементов ввода. Приемчики, которые прочно вошли в практику, основанные на трюках, связанных со знанием каких-то особенностей операционной системы, не проходят в новом контексте. Не говоря уже о том, что некоторые компоненты изменились радикально.

Ну и еще важный нюанс. Какие обычно проекты приходится делать на работе, если она (работа) не связана с написанием компиляторов, систем моделирования или еще чем-нибудь высоконаучным? Я думаю, что для большинства это разработка чего-либо, связанного с использованием баз данных. Причем что-то высоконаучное тоже может пользоваться сервисами, предоставляемыми СУБД.

Вот тут меня ожидала еще одна засада. Почему-то, когда сталкиваешься на практике с тем, что FireMonkey не содержит элементов, ориентированных на работу с данными, хранящимся в БД, оказываешься к этому не совсем готов (мягко говоря). Хотя и читал уже об этом много раз и знаешь (теоретически), чем следует воспользоваться. Речь про Live Bindings.

Я не хочу ввязываться в спор про то, должны ли настоящие крутые программисты использовать db-aware компоненты, или не должны.На практике, начиная новый проект, я оказался перед фактом: надо привыкать и к новым визуальным компонентам и к новому способу извлечения данных для отображения, редактирования и, в конечном счете, сохранения. Что, опять же, не плохо, и не хорошо. Просто для меня получилось именно так.

На этом хочу завершить пост про первые впечатления. На очереди рассказы о том, что и как преодолевалось при работе над проектом.

TRippleEffect класс для создания эффекта, который накладывает рябь волн на текстуру визуальных объектов.

Центр ряби указывается в свойстве Center . Другие аспекты ряби можно настроить при помощи свойств Amplitude (Амплитуда), AspectRatio , и Phase (Фаза). Количество волн ряби определяется свойством Frequency (Частота).

В следующей таблице показаны результаты влияния TRippleEffect на PNG фотографию, размещенную на форме (с помощью объекта ). Центр ряби находится в середине изображения. Остальные свойства TRippleEffect используются с их значениями по умолчанию (Amplitude = 0,1, AspectRatio = 1,5, Frequancy = 70, Phase = 0).

В этом уроке вы будете использовать несколько базовых эффектов изображений в приложении FireMonkey.

Шаг 1: Применить эффект к изображению.

В FireMonkey, применение эффекта изображения к изображению является простым процессом. Просто создайте компонент, который может содержать изображение, а затем примените один из эффектов изображения.

    Создайте новое приложение FireMonkey (File> New> FireMonkey Desktop Application> HD FireMonkey Application ).

    Поместите компонент на форму.

Выделите компонент на панели инструментов.

Расположите TImage на форме в конструкторе.

    Вы можете видеть, что компонент не помещается в центр конструктора форм. Как показано на рисунке, необходимо, чтобы размер области изображения был как можно больше. Чтобы сделать это, выберите компонент на форме конструктора, а затем изменить свойства Align в alClient в Object Inspector, чтобы размер компонента стал таким же, как клиентский размер области формы.

    Выберите изображение, к которому вы хотите применить эффект. Компонент хранит картину в свйостве Bitmap . Выберите свойство Bitmap в объектном инспекторе, и используя Edit ... для выбора изображения.

  1. Теперь вы можете выбрать эффект для изображения. На палитре инструментов выберите TRippleEffect .

Теперь RippleEffect отображается в в окне Structure .

Чтобы применить эффект он должен быть определен как дочерний для другого компонента. В этом случае, RippleEffect1 должны быть определены в качестве дочернего Image1 . Чтобы это сделать, перетащите RippleEffect1 и поместите его на Image1 на панели структуры.

  1. Теперь вы можете видеть, что RippleEffect уже работает на Form Designer.

  1. Измените свойство Frequency на 20 .

Шаг 2: Применить эффект анимации к эффекту RippleEffect.

    Выделите RippleEffect на панели Structure .

    Выделите свойство Phase в Object Inspector и выполните команду Create New TFloatAnimation из выпадающего меню.

Убедитесь, что FloatAnimation1 определена как дочерний элемент RippleEffect1 .

    Измените свойства FloatAnimation1 как показано ниже:

Ну и напоследок добавим событийную процедуру OnMouseMove к .

Вы, наверное, в курсе, что Embarcadero активно продвигает свое новое видение создания кроссплатформенного гуя – FireMonkey (они это называют фреймвоком, но для её нынешнего состояния это слишком круто звучит ). В рунете анонсируется один конкурс за другим, проводятся вебинары, и пусть качество последних оставляет желать лучшего, но активность радует. Теперь, собственно, к теме. В рамках последнего конкурса было предложено разработать какое-нибудь приложение для обучения. И вот вчера появилась очередная работа за авторством Евгения Чмеля (не знаю, склоняется эта фамилия или нет ). В отличии от виденных ранее, простеньких “одноформочек”, тут была сделана попытка подергать обезьяну за все конечности: стилизация, 3D, шейдерные эффекты (о GPU accelerated graphics очень любят говорить евангелисты Embarcadero:)) ). Давайте посмотрим, что из этого вышло. Для тех, кто не смотрел вебинары сделаю маленькое отступление. На одном из вебинаров, евангелист Embarcadero, Всеволод Леонов рассказал душещипательную историю о том, как ему пришлось “компьютер перегрузить, конкретно, жестко” (это цитата ), из-за того, что Silverlight SDK и эмулятор Windows Phone 7 “не cработали” (это цитата ) на его компьютере т.к. им не понравился видеоадаптер или настройки графического процессора. А вот приложения разработанные с использованием FireMokey, продолжает Всеволод, совершенно не требовательны к аппаратному обеспечению. Давайте посмотрим, как он нам врал. Беспристрастным свидетелем нам будет Process Explorer v15.05 от Марка Русиновича. Итак, качаем приложение Евгения и запускаем (скриншотов приложения Евгения не привожу, они есть по ссылке на его работу. Обратите внимание на размытость шрифтов ).

Запустили приложение. Смотрим на потребление:

Нескромно, но можно простить “передовой технологии”. Переходим к разделу “Уроки” и выбираем “Урок 5”. Начинается подготовка сцены. Процесс этот длительный (у меня заняло чуть больше минуты, на четырехядерном Phenom II с частотой 3.3GHz ), запаситесь терпением. Сцена построена. Смотрим на потребление:

Обезьяна хорошо подкрепилась. Даже очень хорошо. Теперь попробуйте подвигать мышку над кнопками вариантов ответов. Ощущение, что GUI реагирует ну о-о-очень вяло, не так-ли? Смотрите на график использования CPU (я имею ввиду, что вы должны сами это попробовать, на своем компьютере ) – в эти моменты его загрузка приближается к 100% (у меня было ~21.5% для четырехядерного процессора, что эквивалетно 86% для одноядерного ). А ведь нам кто-то рассказывал про GPU accelerated graphics. Ладно, идем дальше. Отвечаем на все вопросы урока. Смотрим потребление:

Глаза не округлились? Теперь посмотрите, для сравнения, сколько потребляет 3D-стрелялка FarCry с активным игровым процессом (уровень называется Фабрика, если кому, вдруг, интересно ) запущенная в полноэкранном режиме 1440x900:

Выводы делайте сами.