Звучание ламповых усилителей. Ламповый усилитель звука


Здравствуйте уважаемые радиолюбители! Хочу рассказать о создании моего первого звукового усилителя с применением ламп. Схему выбрал однотактную, благо имелись знаменитые ГУ-50 , позволяющие получить до пары десятков ватт на канал. Не поверю, что кому-то из серьёзных слушателей может их не хватить для небольшой комнаты. Драйвер для них требуется тоже солидный - использовал распространённые 6П15П . Ток анода высокий - около 0,09 А. Он задаётся регулировкой напряжения смещения на R15. От автосмещения решил отказаться, чтоб не терять драгоценные ватты:) Подбор тока драйвера с помощью R16. Все напряжения в контрольных точках показаны. Выпрямитель обычный - диодный мост и конденсаторы, с небольшими П-фильтрами на основе низкоомных резисторов. Испытания показали, что дросселя ставить не обязательно - фона практически не слышно, а вот разделить питание по каналам отдельно смысл есть, чтоб не просачивались сигналы по анодным линиям. Далее, собственно, сама схема УНЧ, на которой также имеются все данные о трансформаторах.

Фотографии процесса сборки УЗЧ


Такой конструктив боковин не спроста - удобно кантовать. Под пленкой зеркальная нержавейка лазерной резки. Промышленный ЧПУ станок лазерной резки металла, загружаем в него файл AUTOCAD, и вуаля - всё чисто-гладко!


Конечно не сам резал, друзья помогли. Есть ещё один комплект, мне не нужен. Лампы в режиме 400 В 85 мА. Кстати, если выставляю ток 90 мА - начинают краснеть аноды.



А вот и он - монстр! Сечение трансформатора 35х55=19,25 сантиметров в квадрате.



Сделал первый вариант внешнего вида усилителя, и... несколько разочарован, получилась какая-то каракатица. Может, надо было бы равномернее покрасить деревянные части, а потом скрыть лаком из баллончика...


Только с этим у меня проблема, не получается у меня покрыть равномерно, три раза перешкуривал. Потом добрые люди посоветовали попробовать дерево покрыть черной краской - черный цвет с блестящей панелью круто смотрится.

Корпус усилителя - дубль два

Использовал для этого баллончики аэрозольные с краской. Продаются на рынке или в автомагазине. Их там полно - любой цвет, глянцевая и матовая.



Что касается таблички - там просто дырка, решил чем нибудь закрыть, разбирал корейский монитор 97 года (как же добротно собран, вся схема в алюминиевом экране, и мосфетов надергал от души) и вот на этом экране выбит номер изделия. Вырезал, закрыл дырку, круто!



А еще надо поставить зеленые глаза - для визуальной индикации звукового синала. Получился типа шкафчик с рюмочками!



Итак, что в итоге имеем: он действительно поет!



Нет, братцы - это надо слышать! Прогрелось, упасть не встать! Лучше один раз услышать, чем 100 раз прочитать - это как раз тот самый случай. На этом пока всё, с вами был rv3dun .

Казалось бы, радиолампы остались в далеком прошлом и в век новых технологий представляют разве что историческую ценность. Но сейчас во всем мире растет интерес к использованию радиоламп в аппаратуре, и связано это, как ни странно, с цифровыми технологиями в звукозаписи.
Подход истинных ценителей качества звука к оценке аппаратуры во многом похож на подход гурманов. В самом деле, разве настоящим ценителям вкусной еды есть дело до скучных выкладок, сколько витаминов и микроэлементов, а также жиров и углеводов содержится в блюдах, подаваемых в лучших ресторанах?
С недавних пор особенно «вкусным аудиоблюдом» считается звучание ламповой аппаратуры. Самые тонкие ценители за огромные деньги покупают модели на лампах или даже делают заказы на их штучное производство.
И никто, наверное, уже не вспоминает, как всего два десятилетия тому назад на помойки выбрасывались ламповые радиолы и телевизоры. И вот эта техника возвращается, причем уже в качестве атрибута престижа. Что это - просто модное увлечение или же техника, как иногда бывает, развиваясь по спирали, сделала очередной круг и привела нас опять к лампам?

ИСТОРИЯ

Усилительная радиолампа была изобретена в 1906 году американцем Ли Де Форестом. В этом году изобретению, которое в свое время произвело настоящую революцию в технике, исполняется 100 лет. С началом серийного выпуска радиоламп стали возможны радиовещание и телефонная связь на большие расстояния. В 20-х годах появляются первые радиоприемники на лампах. Затем усилители на лампах начинают использоваться в электропроигрывателях. Расцвет ламповой техники пришелся на 50-е годы. В это время радиоприемники, проигрыватели и телевизоры превратились в по-настоящему массовые продукты. Но тогда же, в 50-х годах, у радиолампы появился соперник: началось производство полупроводниковых усилительных устройств - транзисторов. Поначалу транзисторы использовались только в переносной технике, где были важны такие их преимущества, как малые размеры и скромные потребности в электроэнергии. В 70-х годах в аппаратуру начинают внедряться интегральные микросхемы. В одной микросхеме размером с почтовую марку помещались сначала десятки, потом сотни (а теперь уже и миллионы) транзисторов. Стало легко реализовывать функции, которые для ламповой техники неприемлемы. С появлением микросхем в аудиовидеоаппаратуре начали использоваться цифровые технологии. Однако вплоть до середины 70-х годов ламповая аппаратура превосходила устройства на полупроводниках как минимум по двум параметрам. Во-первых, максимальная выходная мощность у ламповых усилителей была выше. Во-вторых, они вносили меньше искажений в сигнал. Вот почему до середины 70-х годов высококачественная аудиоаппаратура делалась исключительно на лампах. Кроме того, выпускалась комбинированная аппаратура, где большинство узлов выполнено на транзисторах, но там, где были необходимы большая мощность и большое напряжение, использовались лампы. У транзисторов выше коэффициент полезного действия. Это значит, что при равной потребляемой мощности у транзисторного усилителя выходная мощность выше, чем у лампового. Возможности электропитания в обычной квартире не безграничны, поэтому в итоге транзисторная аппаратура обогнала по выходной мощности ламповую. Последним оплотом ламповой техники были телевизоры. Ламповые телевизоры выпускались вплоть до конца 80-х годов. Замену ламп на транзисторы и микросхемы подстегнуло цветное телевидение. Уже столь сложное устройство, как цветной телевизор, будучи выполненным на лампах, оказывается недостаточно надежным и потребляет очень много электроэнергии. Но в индустрии звукозаписи в начале 80-х годов произошли события, которые заложили основу для триумфального возвращения радиолампы. К ним мы еще вернемся, а пока посмотрим, что же происходило за пределами мира бытовой радиоаппаратуры.

ВОЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Если в аппаратуре для широкого потребления, начиная с 50-х годов, шел процесс активного перехода на полупроводники, то оборонная промышленность как в СССР, так и на Западе, продолжала создавать новые образцы аппаратуры на лампах. Мало того, сама конструкция лампы продолжала совершенствоваться. Привычные всем нам радиолампы для гражданского применения представляют собой «бочонки» диаметром 2-3 см и длиной около 6 см. Громоздкость усугубляется тем, что для радиолампы нужен еще специальный разъем (так называемая панелька), в который она вставляется. Это позволяет быстро заменять лампу, ведь к такой процедуре приходится прибегать довольно часто. Однако в 50-х годах для военных целей были созданы радиолампы нового типа - так называемые нувисторы. Время службы нувистора сопоставимо с временем службы транзистора. Это значит, что можно обойтись без панелек и впаивать нувисторы непосредственно в монтажную плату, точно так же, как и другие радиодетали. Были разработаны и другие технические решения, позволившие сделать радиолампы более компактными, экономичными и надежными. Создавались военные рации на лампах размером с обычный переносной приемник на транзисторах. Бортовая аппаратура военных самолетов также создавалась на радиолампах. Причины, по которым военные в разных странах отдавали предпочтение радиолампам, были связаны отнюдь не с их консерватизмом. Просто ламповая техника долгое время больше подходила для специфики военного применения, чем полупроводниковая. Так, выпускавшиеся в 50-60-х годах транзисторы были очень чувствительны к изменению температуры. Но самая главная причина заключается в том, что ламповая техника лучше приспособлена к ядерной войне. При ядерном взрыве создается мощный электромагнитный импульс, который способен вывести из строя аппаратуру на полупроводниках. А вот радиолампы вполне способны его выдержать. Радиация также губительна для полупроводниковой техники, но почти не действует на радиолампы. Такова была ситуация по крайней мере вплоть до 80-х годов. Как обстоит дело сейчас, смогли ли создать транзисторы и микросхемы, способные работать в условиях ядерной войны, неизвестно. По понятным причинам эта информация засекречена. Тем не менее времена «холодной войны» подарили нам множество интересных решений в области ламповой техники. В силу своей дороговизны они тогда не использовались в аппаратуре широкого применения. Но сейчас производители high-end-аппаратуры активно используют наработки прошлых лет.
В начале 80-х годов появился CD, который стал первым массовым цифровым носителем для записи звука. Сначала продвижение CD было четко ориентировано на людей, серьезно увлекающихся музыкой. И здесь не обошлось без некоторых накладок. Меломаны покупали CD-проигрыватели, подключали к ним имевшиеся транзисторные усилители, изначально предназначенные для работы с проигрывателями для «винила» и... испытывали разочарование. Сигнал, выходящий из винилового проигрывателя,гладкий, его динамический диапазон (то есть соотношение между мощностями самого громкого и самого тихого звуков) был сужен при записи, чтобы поместиться в дорожку пластинки. Транзисторный усилитель хорошо справлялся с таким сигналом. А что получалось на выходе CD-проигрывателя? Динамический диапазон широкий, в сигнале много резких перепадов. Работая с таким сигналом, транзисторный усилитель вносил в него значительные искажения. И вот в какой-то светлой голове возникла мысль, а не подсоединить ли CD-проигрыватель к ламповому усилителю? На первый взгляд такое решение выглядело дикостью - подключить ультрасовременное устройство к аппарату, выполненному из компонентов, признанных морально устаревшими. Но результаты превзошли все ожидания - получилось чистое звучание, CD смог раскрыть свои богатые возможности. Вопреки расхожему мнению, именно появлению CD, а не ностальгической моде на «винил», и обязана радиолампа своим триумфальным возвращением. В 80-е годы американские меломаны в основной своей массе перешли с «винила» на CD. Соответственно возник большой спрос на ламповые усилители. Но к тому моменту производство радиоламп для широкого применения в США уже было прекращено. Где можно было найти радиолампы? Оказывается, в СССР и Китае. Неповоротливая советская электронная промышленность продолжала производить радиолампы в большом количестве. Что касается Китая, то в 80-е годы он еще плелся в хвосте прогресса в электронной промышленности, и там радиолампы тоже производились. Было создано американо-советское предприятие Sovtek, которое начало поставлять советские радиолампы в США. И до сих пор этот бренд занимает серьезные позиции на американском рынке радиоламп. Сейчас аппаратуру на радиолампах Sovtek производит, например, американская компания Conrad-Johnson. Кроме Sovtek в продукции американских фирм широко используются радиолампы знаменитого санкт-петербургского завода «Светлана». Причем выбор на продукцию предприятия из бывшего СССР пал не из-за цены, а потому, что оно обеспечивает высокое качество звука. Существуют и отечественные производители ламповых усилителей. Главным образом это небольшие фирмы, которые выпускают аппаратуру мелкими партиями или по индивидуальным заказам.

СЕКРЕТЫ ЛАМПОВОГО ЗВУКА

На заре развития транзисторной техники объяснение тому, что лампа звучит лучше, было простое - полупроводниковые приборы были тогда еще небезупречны. Но шло время, транзисторы совершенствовались, и прежнее объяснение феномена лампового звука вызывало все больше вопросов. В самом деле, коэффициент нелинейных искаженийу современных моделей высококачественных транзисторных усилителей составляет 0,01-0,001%. А у лампового усилителя по самому принципу его действия нелинейные искажения составляют более 0,5%. Конструкция большинства ламповых усилителей устроена таким образом, что сигнал на акустическую систему подается через выходной трансформатор. Это ухудшает воспроизведение глубоких басов. Ламповому усилителю с трудом дается воспроизведение динамичных моментов в музыкальных произведениях. Тем не менее звучание ламповой аппаратуры субъективно воспринимается как более приятное по сравнению с транзисторной. На первый взгляд это парадокс - пользователь субъективно оценивает более высоко устройство, у которого технические характеристики хуже. Но существует и четкое научное объяснение этому феномену. Да, современный транзистор вносит меньше искажений в сигнал, чем радиолампа. Но это искажения различного типа, и то, как изменяет сигнал радиолампа, более терпимо воспринимается человеческим слухом. Радиолампа при усилении добавляет в сигнал четные гармоники. Субъективно слух воспринимает звучание, в котором есть четные гармоники, как более теплое. В том, что такие гармоники неизбежно добавляются при усилении, естественно в разумных пределах, есть даже польза, потому что звучание становится более приятным для слуха. Кроме того, ламповый усилитель добавляет от себя главным образом гармоники низкого порядка (в основном 2 и 4), которые вызывают у слушателя меньше раздражения, чем гармоники высокого порядка. Для транзистора характерно добавление в сигнал в основном нечетных гармоник. Наш слух воспринимает звук, обогащенный нечетными гармониками, как более резкий. К тому же транзисторы дают гармоники высокого порядка (7 и даже выше), которые раздражают слух. Таким образом, приятное звучание лампового усилителя создается во многом за счет «приправы» в виде дополнительных четных гармоник. Возможно, дополнительные четные гармоники даже частично маскируют нечетные, которые могут возникнуть, например, в результате погрешностей при цифроаналоговом преобразовании сигнала с CD. Еще одним фактором, определяющим разницу между звучанием ламповой и транзисторной аппаратуры, является ограничение сигнала. Для транзисторного усилителя характерно жесткое ограничение. В результате «выбросы» громкости, которых много именно в сигнале с CD, сопровождаются хорошо слышимыми щелчками. В ламповом усилителе мягкое ограничение, которое не так заметно.

ИМИТАЦИЯ «ЛАМПОВОГО» ЗВУКА

Возникает вопрос: если особенности «лампового» звука сводятся к добавлению новых компонентов в сигнал, неужели нельзя это как-то имитировать современными средствами? Действительно, это возможно. В некоторых профессиональных транзисторных усилителях для электрогитары имеются специальные цепи, имитирующие искажения, характерные для радиоламп. Для популярной компьютерной программы для воспроизведения музыки WinAmp используются плагины, обогащающие сигнал четными гармониками. Но применение компьютерной обработки сигнала или же специальных цепей на транзисторах дает пока более скромные результаты, чем прохождение сигнала через ламповый усилитель. Дело в том, что после обработки в цифровой форме сигнал поступает на цифроаналоговый преобразователь, который вносит потом свои искажения. Что касается цепей на транзисторах, то они могут обогащать сигнал четными гармониками, но при этом все равно добавят еще и нечетные. А ламповый усилитель доводит сигнал до нужной кондиции без «побочных эффектов».

ПЕРСПЕКТИВЫ

Станет ли нынешний интерес к ламповой технике кратковременным увлечением или же радиолампа вернулась всерьез и надолго? В аппаратуре высокого класса лампы будут использоваться достаточно долго. По крайней мере до тех пор, пока усилители, дающие «теплый» звук за счет комбинации транзисторов трех типов, не станут значительно дешевле. Но, даже если это случится, производители ламповой аппаратуры без работы не останутся. Ведь, покупая такую технику, люди платят не только за прекрасный звук, но и за приобщение к легенде.

Среди лидирующих объектов — восстановление Казанского вокзала, постройка сооружения Совета Федерации ФС РФ, огромнейшей в Европе сортировочной станции «Бекасово», здание Правительства Московской Области, грандиозные проекты для Минобороны и МЧС Российской федерации.

К данному времени Трестом возведено большое число жилых домов в Москве и Подмосковье, а ещё других российских областях — Ярославле, Рязани, Костроме, Калуге и остальных.

В состав предприятия входит двенадцать отделений, ремонтная база, автобаза, завод по производству сухих смесей и завод ЖБИ, расположенных на территории Москвы, Московской, Костромской и Владимирской областях. На этот момент времени “Мосэлектротягстрой” возводит примерно 30 проектов производственного, машинного и гражданского типа на территории европейской части РФ.

Сравнивая транзисторы и лампы не стоит так же забывать и о том что практически все современные ламповые конструкции высококачественных усилителей работают в классе А, а в то же время подавляющее большинство транзисторных конструкций имеют класс АВ причем с малыми токами покоя. Так что сравнение просто не честное.

Особо стоит отметить и утверждение про то что четные гармоники делают звук более приятным. Только вторая и четвертая гармоника сказываются на звуке положительно, так как вторая гармоника это тот же тон в соседней октаве, соответственно, четвертая - еще одно смещение на октаву.. остальные же гармоники, в независимости от их четности или нечетности не являются созвучными к основному тону.

У ламп два неоспоримых преимущества перед транзисторами: простота организации мягкого ограничения (хотя и оно не для всех ламп свойственно) и самое главное достоинство - они красивые).

Грамотно спроектированный ламповый усилитель звучит очень хорошо, точно так же хорошо звучит и грамотно спроектированный транзисторный. И одинаково плохо играют усилители сделанные некорректно вне зависимости от используемого типа компонентов.

Дата: 2012-08-22
Добавил: Сергей
Александр!Интересно,зачем вам такие сведения? Ну для начала скажу, что радиолампы и прочие комплектующие производились не только на территории собственно Германии.Они производились в Австрии,в Чехии (заводы "Tesla"), в Венгрии ("Тungsram").Большая часть заводов просто оказалась вне советской зоны окупации.Производство было сравнительно быстро восстановлено.В 1946 году точно лампы уже выпускали.Частично германских серий, но быстро освоили произвадство октальных ламп американского типа и начали поставлять в СССР.Что-то из оборудования конечно вывезли.Но не в один город или один завод, а со слов работавших в то время людей, трофеи разошлись по разным предприятиям.Кто-то сумел хапнуть больше, кто-то меньше.С оборудованием все не просто.Какую то часть просто не сумели довести до мест назначения.Оборудование и станки уже выработали большую часть ресурса.Они интенсивно работали с конца 30-х и практически до начала весны 1945 года.Последние год-полтора без надлежащего сервисного обслуживания.Большая часть квалифицированного обслуживающего и ремонтного персонала оказалась на фронтах и во флоте.К обслуживанию привлекали военнопленных и привезенных или приехавших добровольно на работу иностранцев,а так же местных женщин и пожилых мужчин.Понятно, что полноценного ремонта и обслуживания сложной техники уже не могло быть.Часть вывозимого обору дования была уже повреждена при бомбежках. Оборудование которое смогли запустить в советских реалиях жило недолго. Какие то станки и технологические установки я сам видел в 50-е и 60-е годы.Особо большой потребности в немецких лампах не было.Было какое-то радиооборудование на трофейных кораблях.Много запасных частей и деталей было захвачено на складах.Армия и флот имели больший запасы лендлизовского оборудования и зап.частей.Кстати до недавнего времени работала под Санкт-Петербургом трофейная германская радиостанция связи с подводными лодками на сверх длинных волнах.Рабочая частота порядка 18-и с небольшим Кгц.Принимал ее сигнал еще неск. лет назад.Сейчас не пробовал.В конце 40-х начали поставляться кинескопы для телевизоров и осцилографов.В начале 50-х в продаже под наименованием "Рембрант" появился телевизор производимый в ГДР.Телевизоры "Ленинград" и "Москвич" производство которых начали в СССР это по сути выпускавшийся в Германии серийно с конца 30-х телевизор "В-1", но на лампах уже октальной серии.У больших начальников были натурально немецкие "В-1" и на их родных лампах.С лампами и кинескопом то же что то "не срослось" особенно с кинескопами лампой строчной развертки, а также с пентодом стоявшим в первом каскаде УВЧ и их поставляла ГДР. Вначале полностью,потом частично комплектовались поставляемыми из за кордона деталями.Аериканцы уже ничего не поставляли - началась "холодная война".Еще мальчишкой помню, что немецкий кинескоп в телевизоре соседа отработал до второй половины 50-х.Когда его заменили произведенным в СССР ЛК-23, тот проработал что-то порядка года или двух после чего что-то еще можно разглядеть было только в полной темноте.Оборудование телецентра в Ленинграде было частично вывезено из Германии частично поставлено уже произведенное сразу после войны в ГДР и Австрии.Австрийские приборы были уже на лампах американских серий.Сам разбирал их на детали после списания.Так что Александр с прекращением выпуска радиоламп в Германии все не просто.
Дата: 2012-07-18
Добавил: Сергей
Да и забыл в общем-то главное, по поводу радиоламп.СССР уже в 30-е годы практически полностью переориентировалось на использование американских ламп и организацию их производства здесь лампы.Из США поставлялось оборудование для их производства, обучался персонал,производство налаживали их технологи.Что-бы они не заблудились в Ленинграде были выпущены карты с названиями улиц на английском языке.Впрочем кажется такие путеводители выпускались и на немецком языке.В начале приезжали танкисты, летчики, специалисты по применению боевых отравляющих веществ и подводники.Потом поехали набираться опытом специалисты из Gecheimstatspolizei, она же больше известна как просто ГЕСТАПО.Вот такая получалась "радиотехника".
Дата: 2012-07-18
Дата: 2012-06-25 Дата: 2012-06-07 Дата: 2012-03-23 Дата: 2012-03-04 Дата: 2012-01-09
Добавил: Сергей
Дата: 2012-01-02
Дата: 2010-12-25 Дата: 2010-11-11 Дата: 2010-06-26

Привет всем любителям хорошего звука! Меня постоянно спрашивают какой винтажный ламповый усилитель лучше по звуку. Хотя каменные усилители обладают множеством отличных функций, многие меломаны и аудиофилы считают, что эти усилители не могут обеспечить такое же отличное качество звука. Это и касается такой категории продуктов как: винтажный ламповый усилитель.

©

Тем не менее, не все винтажные ламповые усилители хороши. Кстати существует лишь очень малая часть усилителей на лампах, которые были созданы в конце 1960-х по 80-е годы, и они неплохо звучат, и считаются одними из лучших по части электроники, как по звуку, так и по общей конструкции.
Можно купить много винтажных ламповых усилителей, но лишь несколько моделей хороши.

К ним относятся продукты от Dynaco, Marantz и Harman Kardon.

Впрочем, не стоит радоваться раньше времени, ведь винтажный ламповый усилитель с хорошим звуком будет стоить больших денег, гораздо проще купить новый ламповый или гибридный усилитель с гарантией, бесплатной доставкой, без мыслей сколько он еще протянет и что нужно в нём менять.


Один из самых популярных ламповых усилителей, когда-либо производимых, - Dynaco Stereo 70, сокращенно ST-70. Было продано более 300 000 единиц этих .

Ламповый усилитель Dynaco ST-70 можно купить по цене от 60 000 рублей.


Первоначально выпустили в 1959 году.
Dynaco ST-70 имеет 35 Вт на канал с простым, но очень изысканным дизайном. Он использует четыре выходных лампы EL34, пару входных 7199 и лампы GZ34 / 5AR4. Считается, что это один из самых лучших винтажных ламповых усилителей.

Ламповый усилитель Dynaco ST-70 предлагает неплохой высококачественный звук по относительно низкой цене. В результате, это был один из немногих ламповых усилителей, который оставался в производстве и хорошо продавался, даже после того, как рынок переключил свое внимание на твердотельные технологии.


Из-за своей первоначальной низкой стоимости и большого количества произведенных единиц, Dynaco ST-70 остается доступным винтажным ламповым усилителем.

Юлиус Футтерман был самым первым, кто сделал ламповый усилитель без выходных трансформаторов. Впрочем, его дело потом продолжили в New York Audio Labs.


Ламповый усилитель Futterman H3 OTL можно купить по цене от 160 000 рублей.

Немного истории

До появления транзисторных усилителей номинальный импеданс большинства высококачественных акустических систем составлял 16 Ом. Для этого были веские причины, так как при прочих равных условиях более высокий импедансный динамик более эффективен, а конструкция кроссовера не такая сложная или её вообще нет.


Причиной перехода на более низкий импеданс динамиков в акустике сегодня является, конечно же, тот факт, что транзисторные усилители, ограниченные напряжением, обеспечивают большую мощность для таких колонок.

Ламповый усилитель McIntosh MC275, впервые представленный в 1961 году, является одним из самых любимых и известных винтажных ламповых усилителей у меломанов и аудиофилов. Его название исходит из того, что он использует два 75-ваттных усилителя, что дает ему довольно высокую мощность, не доступную обычному ламповому усилителю.


Усилитель McIntosh MC275

MC275 также построен с четырьмя выходными лампами KT88, которые позволяют усилителю хорошо работать с различными музыкальными стилями.

Ламповый усилитель McIntosh MC275 можно купить по цене от 100 000 рублей.

Популярность винтажного лампового усилителя McIntosh MC275 привела к тому, что в 2011г. в качестве 50-летнего юбилейного выпуска выпустили еще .


Произведено их было очень ограниченное количество, это специальное издание — отличная возможность для коллекционеров купить заводскую версию одного из лучших ламповых ламповых усилителей всех времен. Кстати, ламповый винтажный усилитель McIntosh MC275 также является предком современного McIntosh MC275 Mk IV.

Marantz 8B

Ламповый усилитель вышел в свет в 1961г, как переработанная версия Marantz 8, которая сама по себе была обновленной версией Marantz 7. Разработчик Сид Смит представил тогда вершину схемо­техники ультралинейного усилителя в классе А.


Усилитель Marantz 8B

Ламповый усилитель Marantz 8B можно купить по цене от 80 000 рублей.

В винтажном ламповом усилителе Marantz 8B используется пара ламп EL34 с мощным пентодом с выходной мощностью 35 Вт на канал. Этот ламповый усилитель выдаёт полный и красочный звук с о

В этом довольно интересном винтажном ламповом усилителе на выходе применяется 2шт. пентоды 6550. А вот мощность у «ламповика» — 75 Вт на канал.


Ламповый усилитель Audio Research 76A можно купить по цене от 80 000 рублей.

Тем не менее в усилителе Audio Research 76A реализован очень сложно-управляемый источник питания.


Этот ламповый усилитель весит довольно много, но мне очень понравилось его исполнение. Данный неплох своей детальностью, а также высоким разрешением.

Harman Kardon Citation II, признан одним из самых элегантных и привлекательных винтажных ламповых усилителей , который ценится коллекционерами, а также он один из самых четких и точных по звуку. Отчасти это связано с полосой пропускания, которая превышает слышимый диапазон, что, следовательно, устраняет артефакты, такие как фазовый сдвиг на высоких частотах.


Ламповый усилитель Harman Kardon Citation II можно купить по цене от 90 000 рублей.

Винтажный ламповый усилитель Harman Kardon Citation II построен на выходных лампах KT88 и рассчитан на 60 ватт на канал. Устройство имеет несколько элементов управления для точной регулировки, включая регуляторы смещения выходных ламп и контроль баланса переменного тока, а также измеритель на задней панели лампового усилителя, чтобы выявить уровни тока для каждого из них.


Тем не менее Harman Kardon Citation II выдаёт довольно четкий и сухой звук, который в целом отличается от мягкого звука большинства ламповых усилителей, но с небольшим искажением. Как и другие усилители в этом списке, аппарат Citation II очень трудно найти и купить в отличном состоянии, гораздо проще купить новый ламповый усилитель или гибридный с подобным .

Главная инновация этого винтажного усилителя в том, что он построен по схеме Тима де Паравинчи, а именно выход­ной каскад сделан по симметричной мостовой схеме. При включении анод, а также экранная сетка и катод имеют все свои катушки на самом выходном трансформаторе.


Усилитель EAR 509 создавали для работы в профессиональных студиях. Звук высокой точности в студиях делает его идеально подходящим для воспроизведения звука в домашних условиях.

В наше время выпустили EAR Yoshino 509 в новом исполнении, несмотря на свою высокую мощность, он был усовершенствован, не жертвуя звуком, и имеет компактный дизайн.

Новый ламповый усилитель EAR Yoshino 509 можно купить по цене 800 000 рублей.


Точно установите операционное смещение. 4 светодиода сообщают вам, что он настроен с равной интенсивностью, что позволяет вам легко регулировать смещение, когда это .

В конце 60-х годов Вильям Зейн Джонсон начал делать и продавать переделанный усилитель Dynaco ST-70. Много транзисторных усилителей было создано в 70-х годах. Тем не менее полностью ламповый Dynaco D70, в 1983 году, навсегда установил уровень качества звука усилителей Au­dio Research.


Ламповый усилитель Audio Research Reference 600 можно купить по цене от 2 000 000 рублей.

Однако в 1995 году Джонсон сделал усилитель, который стал очень известный, а именно Audio Research Reference 600. Позже он перерос в модель Audio Research Reference 610T, с его 600 Ваттами!

Своим появлением этот усилитель поверг аудио мир в .

Цена усилителя Audio Note Ongaku на момент выхода 60 000 долларов!

Впрочем, 1988 году, однотактный усили­тель Хирояши Кондо обладал выходной мощностью 27 Вт установил невероятный рекорд ламповых усилителей в цене.

Audio Note Ongaku был первым серийным усилителем, в нём использовались все комплектующие: трансформаторы, а также конденсаторы и провода, которые были сделаны вручную.

Значительно более новый по своей конструкции, чем несколько других усилителей, Cary Audio CAD-805 был впервые выпущен в 1991 году. Этот винтажный ламповый усилитель положил начало новому типу высококачественного усилителя.


Ламповый усилитель Cary Audio CAD-805 можно купить по цене от 300 000 рублей.

Несмотря на ранний скептицизм, ламповый усилитель Cary Audio CAD-805 в конечном итоге победил критиков с его способностью довести почти каждый аспект музыкального трека, усиливая каждый инструмент и создавая четкое и точное прослушивание. Его успех привел к созданию других триодных усилителей, тем не менее CAD-805 остается выдающимся в своём классе.


Усилитель Cary CAD-805 вернул однотактные усилители на своё почетное место. Он обладает неплохим качеством сборки как усилители McIn­tosh и стал основоположником такой фразы как «магия однотактной середины».


Итоги. Хотя винтажные ламповые усилители могут обеспечить отличное качество звука, кстати не все, а лишь ооочень очень малая их часть, они более хрупкие, чем их новые собратья, и требуют более высокого уровня обслуживания. Из-за их возраста, старинные ламповые усилители должны быть тщательно проверены перед покупкой, и вы должны убедиться, что они функционируют должным образом.

Не забудьте также послушать ламповый усилитель на небольшой громкости. Это выявляет любые недостатки или преимущества в работе устройства, а также дает покупателю более четкое представление об общем звуке .


Совет!!! В любом случае, чтобы избежать головных болей, лучше купить новый ламповый усилитель или гибридный.

Восстановленные ламповые усилители

Популярность винтажных ламповых усилителей привела к созданию запасных частей и ремонту многих старых ламповиков. В свою очередь, это увеличило количество отремонтированных ламповых усилителей на рынке. Восстановленные ламповые усилители должны быть очищены и восстановлены с использованием новых компонентов. Они предназначены для того, чтобы выглядеть и работать так же, как новый товар, насколько это возможно. Хотя восстановленные и переделанные ламповые усилители могут обеспечить многолетнее превосходное использование, важно исследовать характер выполненной .

Узнайте, была ли реставрация сделана предыдущим владельцем или профессиональным продавцом электроники или ремонтной мастерской. Исследуйте восстановленный ламповый усилитель так же, как стандартный используемый элемент, чтобы быть уверенным, что он функционирует должным образом. Хотя эти элементы часто продают по более высоким ценам, чем стандартные используемые, но они могут стоить этих затрат.

Впрочем, не стоит радоваться раньше времени, ведь винтажный ламповый усилитель с хорошим звуком будет стоить больших денег, гораздо проще купить новый ламповый или гибридный усилитель с гарантией, бесплатной доставкой, без мыслей сколько он еще протянет по той же цене, что и винтажный ламповый усилитель или в хорошем качестве

Послушайте некоторые онлайн треки тут же на сайте Звукомания

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: [email protected] или ВК

Доступный качественный ламповый звук

«Ламповый звук»— термин, возникший в начале 70-х в среде любителей звука, обозначающий характерную тембральную окраску звука воспроизводимого аудиосистемой, содержащей усилительный тракт, выполненный на электронных лампах.

Появление термина связано с началом распространения транзисторных усилителей. Спектр сигнала транзисторных усилителей первых поколений был богат нечётными гармониками. У ещё распространённых в указанные годы усилителей на лампах наблюдался иной эффект — в спектре их сигнала содержится небольшое количество гармоник (доминируют вторая, третья и четвёртая), из-за чего наблюдается более «мягкий» звук, или как его часто называют — «тёплый», «ламповый». Ряд авторов причиной «транзисторного» звука считают не сам транзистор, а ООС, которая характерна для схемотехники транзисторных усилителей. Этот аргумент весьма спорный, так как значительная часть ламповых усилителей (а промышленного изготовления — почти все) также имеет ООС. Строго говоря, приверженцы «лампового звука» придерживаются различных точек зрения на указанную тематику: научной и эзотерической. Сторонники научной точки зрения аргументируют свои доводы физическими особенностями усиления сигналов электровакуумными и полупроводниковыми приборами. Сторонники эзотерической точки зрения, как правило, игнорируют физические особенности усилительных приборов, а преимущества «лампового звука» аргументируют, апеллируя к слуховому опыту, музыкальным пристрастиям.

Научное обоснование и критика

Признавая факт устаревания электронных ламп как усилительных приборов, большие массогабаритные характеристики и низкую энергетическую эффективность ламповых устройств, сторонники «лампового звука» обычно высказывают следующие аргументы в пользу превосходства усилителей на электронных лампах:

    Электронные лампы, особенно триоды имеют очень широкий линейный участок ВАХ, что позволяет отказаться от отрицательной обратной связи по переменному току или снизить её глубину. Транзисторы, в особенности биполярные, обладают большей нелинейностью, из-за чего в аудиоаппаратуре применяются чаще всего с отрицательной обратной связью (ООС) либо с местной ООС, охватывающей один каскад, но, как правило, с общей ООС, охватывающей весь усилитель.

    ВАХ электронных ламп практически не зависит от температуры окружающей среды (так как температура накаленного катода существенно выше), следовательно, не нуждаются в глубокой ООС по постоянному току для стабилизации режима каскада.

    Наличие ООС в усилителе приводит к искажению динамических характеристик сигналов, что особенно заметно при воспроизведении ударных и струнных инструментов. В этом плане ламповые усилители, которые обычно строятся без ООС, имеют преимущества.

    Электронные лампы, особенно пентоды (лучевые тетроды), характеризуются очень высокими коэффициентами усиления, что позволяет строить усилители с малым числом каскадов (2 — 3), что снижает общий уровень искажений.

    В ламповых усилителях практически всегда используется выходной трансформатор, применение которого позволяет оптимально согласовать оконечный каскад с нагрузкой и тем самым снизить уровень искажений, вносимых оконечным каскадом. Исключение составляют ламповые усилители для наушников со сравнительно высоким сопротивлением, которым выходной трансформатор не требуется.

    Меньший уровень интермодуляционных искажений. С точки зрения сторонников «лампового звука», интермодуляционные искажения являются ключевым недостатком транзисторных усилителей.

Противники лампового звука приводят контраргументы каждому доводу:

    Транзисторы не имеют столь длинного линейного участка ВАХ, но могут работать при меньших амплитудах напряжений, нежели триоды, что нивелирует указанный недостаток транзисторов.

    Температурный режим может быть стабилизирован и для транзисторного каскада с использованием системы охлаждения.

    Принципиальной необходимости в ООС в транзисторных усилителях тоже нет. Просто схемотехника ламповых каскадов была разработана ещё в 20-е — 30-е годы, когда теория ООС была ещё недостаточно разработана. Транзисторная схемотехника возникла позже и в ней уже применялись все знания теории ООС. Однако транзисторные (особенно на полевых транзисторах) каскады без ООС вполне работоспособны.

    Пентоды и лучевые тетроды характеризуются высоким коэффициентом усиления, но их линейность гораздо хуже, чем у транзисторов. Поэтому любители «лампового звука» редко применяют многосеточные лампы в своих разработках или используют их в триодном включении. А триоды имеют значительно меньшие коэффициенты усиления, чем транзисторы.

    Нет принципиальных ограничений на использования выходного трансформатора в транзисторных усилителях. Более того, транзисторные усилители с выходными трансформаторами изготавливаются любителями и выпускаются серийно.

    Теория интермодуляционных искажений появилась уже после заката эры ламповой звукотехники и в настоящее время активно развивается именно для транзисторных усилителей. Для ламповых усилителей этот вопрос практически не исследован. Поэтому ламповые и транзисторные усилители сравнивать по этому критерию практически невозможно.

Дополнительно указываются следующие недостатки усилителей на электронных лампах:

    Электронные лампы характеризуются дробовым шумом который очень слабо выражен в полупроводниках.

    Электронные лампы, особенно мощные, характеризуются малым сроком службы. С учетом того, что в усилителях класса А лампы работают в режимах, близких к предельно допустимой рассеиваемой мощности, их срок службы ещё сокращается.

    Электронные лампы устанавливаются в панельку, что приводит к возникновению дополнительной пары контактов.

Критика транзисторных усилителей, приводимая сторонниками «лампового звука» относится, в основном, к первому поколению этих приборов, технические характеристики которых действительно существенно уступали ламповым аппаратам последних поколений. С тех пор характеристики транзисторов кардинально улучшились, в то время как разработка новых поколений электронных ламп вовсе не ведется уже в течение полувека. Наличие в ламповом усилителе выходного трансформатора тоже заслуживает критики, так как сам трансформатор вносит в выходной сигнал значительные искажения, как нелинейные, так и частотные.

Основные течения и ответвления

По состоянию на конец первого десятилетия XXI века «ламповый звук» можно рассматривать как широко известное явление. В мире выпускаются ламповые усилители, использующие как классическую, так и новую схемотехнику, издается новая литература по ламповой схемотехнике, существуют интернет-ресурсы, посвящённые этой тематике. Тем не менее, среда поклонников «лампового звука» неоднородна, как и не однородны типы ламповой звукотехники. Поэтому здесь следует выделить ряд основных идейных течений и ответвлений от них.

Hi-End

Представители данного направления рассматривают ламповые усилительные системы как средство достижения наилучшего качества звуковоспроизведения. Однако данное течение также является неоднородным и в нём можно выделить ряд ответвлений, отличающихся, в основном, критериями качества звуковоспроизведения. Здесь следует понимать не числовые значения показателей качества, а сам набор этих показателей. В частности, ряд конструкторов звукотехники (например, Ю. А. Макаров) во главу угла ставят такой фактор, как приведённая скорость нарастания напряжения выходного сигнала и значение его низшей граничной частоты, а также выходное сопротивление (т. н. dumping factor). Другие авторы (например, японские: Х. Кондо, С. Сакума) большее внимание уделяют гармоническому составу выходного сигнала. При этом, практически все последователи направления Hi-End сходятся в том, что мощность выходного сигнала не является определяющим фактором. Представители данного направления в основном развивают схемотехнику однотактных выходных каскадов, но встречаются и приверженцы двухтактных. Тем не менее, практически представители данного направления придерживаются презумпции объективных характеристик над субъективными оценками. Это, в частности, определяет выбор ламп и других компонентов не по звуковой сигнатуре, а по данным инструментальных исследований.

«Тёплый звук»

Представители данного направления априори не отказываются от высокой верности звуковоспроизведения, но при этом считают, что главная задача аппаратуры — вовлекать в музыку. Это определяет основной подход к построению аппаратуры представителями данного направления — компоненты подбираются не только по техническим характеристиками, а по «звучанию». При этом авторы часто используют компоненты, например, радиолампы, в режимах, отличных от рекомендованных, зачастую, с превышением предельно допустимых параметров. Указанное направление также имеет ряд ответвлений. Часто представители данного направления, неверно понимая физические и психоакустические особенности «лампового звучания», начинают применять лампы в тех узлах звукотехнической аппаратуры, где использование ламп либо вообще не оказывает влияние на прохождение сигналов звуковой частоты (например, в стабилизаторах питания накальных цепей других ламп усилителя), либо, где использование ламп нецелесообразно по причине высокого уровня микрофонного эффекта (например, во входных каскадах микросигнальных цепей). Встречаются и совершенно абсурдные решения, как использование ламповых генераторов сигналов для тактирования цифровых устройств, например, проигрывателей компакт-дисков. Как правило, такие решения предлагают технически некомпетентные авторы.

Существуют также и радикальные течения, представители которых полностью игнорируют схемотехнические аспекты использования ламп и других компонентов, ставя на первое место субъективные ощущения от прослушивания. Указанные лица оперируют такими лженаучными понятиями, как «направленность проводника» Среди представителей радикального направления пользуются популярностью винтажные электронные компоненты, выпущенные в 20-е и 30-е годы такими фирмами как «Вестерн Электрик», «Клангфилм», «Telefunken» и др., как, якобы, обладающие «исключительной способностью вовлекать в музыку» и «передачей эмоций без потерь и искажений». Свою техническую некомпетентность указанные авторы и их поклонники пытаются маскировать своим «тонким музыкальным слухом», «посвящённостью» и другими субъективистскими аргументами.

Радиолюбительские конструкции

Радиолюбительские ламповые звукотехнические устройства обычно создаются в целях эксперимента— «прикосновение к истории» или получения лампового звука— «за разумные деньги». Это направление популярно во всем мире. Важно и то, что любительская постройка лампового усилителя значительно проще с позиций схемотехники по сравнению с полупроводниковыми устройствами, требующими гораздо большего числа элементов и точного расчета всех цепей, что часто является определяющим фактором для радиолюбителя. Зачастую характеристики самодельных устройств весьма скромные по сравнению не только с заводскими ламповыми усилителями класса Hi-End, но и с аналогичными самодельными усилителями на полупроводниковых приборах. С середины 1990-х годов российский радиолюбитель А. И. Манаков (известный в радиолюбительском интернет-сообществе как Гэгэн) опубликовал описание ряда любительских усилителей на электронных лампах, построенных по схемам, сильно отличающимся от классических и обладающих достаточно высокими характеристиками. Вне интернет-сообщества эти конструкции были популяризированы в книге М. В. Торопкина «Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками». В 2005 году интерес к несложным любительским ламповым конструкциям был подогрет публикацией в журнале «Радио» цикла статей С. Н. Комарова, посвящённым схемотехнике двухтактных усилителей. После данного цикла статей, публикации в журнале «Радио», посвящённые ламповой звукотехнике стали регулярными.

Винтажная аудиотехника

Ряд любителей лампового звука отдают предпочтение только серийной винтажной аппаратуре, выпущенной в годы расцвета ламповой схемотехники. Обычно к этой категории относятся любители музыкальных произведений прошлых лет (30-е — 60-е годы ХХ века). Их основная аргументация в общих чертах такова: «музыку 60-х нужно слушать на аппаратуре 60-х». Представители данного направления, обычно, не производят модернизацию аппаратуры и ограничиваются лишь её ремонтом.

Что такое накал лампы?

Накал это специальный электрод лампы, представляющий собой электрическую цепь, содержащую два или три электрических контакта, и обеспечивающую создание электронного облака электронов внутри балона лампы. Накал представляет собой нить из сплава металлов с высоким сопротивлением и высокой способностью излучть электроны при повышенных температурах. Существует стандартный ряд напряжений накала электронных ламп. Для электронных ламп советского произвогдства значение напряжения накала было введено в первый элемент обозначения пипа лампы. Например советская лампа 6Ф5П имеет нить накала со стандартным напряжением 6,3 вольта. Это первая цифра в обозначении типа лампы 6Ф5П. Или для лампы 1П1П напряжение накала составляет 1,2 вольта.

Возможно ли использовать импульсные блоки питания для питания ламповых схем?

Да возможно. Но нужно помнить, что как правило, импульсные источники питания, за счёт высокой частоты источников, имеют на выходе пониженные ёмкости фильтрующих конденсаторов. Необходимо увеличивать ёмкости фильтров до стандартных расчетных значений, таких которые применяются на частоте сети переменного тока 50Гц.

Как снизить уровень фона, возникающего от питания накалов ламп предварительных каскадов переменным напряжением 6,3 вольта?

Какие типы ламп наиболее часто используются в выходных каскадах?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Как правило, для проведения экспериментов любители используют любые выходные лампы, которые попадаются под руку.

Все выходные лампы можно разделить на следующие группы по типу:

Выходные прямонакальные триоды;

Выходные триоды с косвенным накалом;

Выходные прямонакальные пентоды или тетроды;

Выходные пентоды или тетроды с косвенным накалом;

Мощные генераторные пентоды и лучевые тетроды.

Общепризнанным считается факт, что наиболее качественное звучание по субъективным оценкам получается при использовании прямонакальных триодов, хотя всегда находятся специалисты горячо оспаривающие это утверждение.

Прямонакальные триоды: - 300B, ГМ70, 2А3, 6С4С, 6B4G;

Триоды с косвенным накалом: - 6С19П, 6С41С, 6С33С - для однотактного включения; - двойные триоды 6Н5С и 6Н13С - для двухтактного включения.

Существуют также и однотактные конструкции на лампах 6Н5С, 6Н13С,хотя общеизвестно, что вольт амперные характеристики (ВАХ) этих ламп значительно нелинейны, а коэффициент нелинейных искажений (КНИ) достигает 11% при номинальной мощности и соотношении Ra/Ri=4.2, а у триодов 6С19П, 6С41С, 6С33С КНИ не превышает 3,5% при техже самых условиях.

Однозначно делаем вывод - триоды 6Н5С, 6Н13С нужно применять только в двухтактных выходных каскадах.

Выходные многоэлектродные лампы условно можно разделить на три группы:

1) Лучевые тетроды средней мощности 6L6, 6L6G (6ПЗС), 6L6GA. 6L6GB, 6L6GC, 6V6, 6V6- GT (6П6С), 5516, 5871, 5881 (6ПЗС-Е), 7868, 6П7С, 807 (Г807), КТ66. К этой же группе по своим свойствам можно отнести пентоды 6F6 (6Ф6С) и пальчиковые лучевые тетроды 6П43П;

2) Пентоды средней мощности EL12, EL31, EL34, EL37, 6СА7 (6П27С), EL82 (6П18П), EL84 (6П14П), EL86 (6ПЗЗП), сюда можно отнести и пентоды для видеоусилителей 6AG7 (6П9), EL81, 6П15П;

3) Выходные пентоды и лучевые тетроды с повышенной мощностью рассеяния анода, многие типы оптимизированы для работы в ультралинейном включении, 6550, 6550В, 6550С (6П46С), 7027, EL151, EL152, КТ77, КТ88, КТ90, КТ99.

Что такое электронная лампа?

Электровакуумный электронный прибор, выполняющий функцию активного компонента в электронных и радиотехнических устройствах прошлого века. Лампа успешно выполняла весь спектр функций электронных устройств, таких как усиление сигналов, генерация переменных напряжений и токов в широком диапазоне частот и функции стабилизации токов и напряжений источников питания, а также функции управления параметрами радиотехнических приёмо - передающих устройств. В середине прошлого столетия на смену электронной вакуумной лампе пришли полупроводниковые компоненты. В настоящее время лампы используются только для создания уникальных усилителей звуковой частоты и уникальных радиоприёмных устройств. Принцип работы электронной лампы заключается в управлении потоком электронов в вакууме. Любая лампа содержит источник электронов - КАТОД и приёмник электронов - АНОД. Управляющим электродом является - УПРАВЛЯЮЩАЯ СЕТКА. Незначительным изменением напряжения на УПРАВЛЯЮЩЕЙ СЕТКЕ можно добиться значительного изменения электронного потока внутри баллона лампы, что в конце концов вызывает соответствующее изменение мощности в нагрузке лампы.

Звучат не так, как транзисторные? Присущее однотактным ламповым усилителям большое значение второй гармоники в выходном спектре исходно синусоидального сигнала не может считаться ни критерием, ни условием верности воспроизведения и естественности звучания.

Усилитель с ламповым звучанием

Вторая и третья гармоники просто мало заметны, так как:

  • удвоение частоты соответствует повышению тона на октаву;
  • увеличение частоты в три раза - переходу к музыкальному интервалу, называемому квинтой, только в следующей октаве.

Эти гармоники просто не вызывают дискомфорта и раздражения при прослушивании музыки. При элементарных музыкальных пьесах вроде сольного исполнения на фортепиано, вокала или вокального дуэта эти гармоники могут даже приукрашивать, «обогащать» звучание инструмента или голоса. Но наличие любых, даже благозвучных на первый взгляд (слух), но все-таки искажений, не может рассматриваться как цель или условие высококачественного звуковоспроизведения.

Тогда таковыми придется считать все электронные ухищрения по доводке и подтяжке голосов солистов! Многие аудиофилы обращают внимание на выраженное различие в зависимости уровня нелинейных искажений от выходной мощности. Коэффициент гармоник лампового усилителя линейно снижается с уменьшением мощности, а транзисторного, наоборот, возрастает. На рис. 2.13 при мощности 0,01 Вт имеет значение общего КНИ около 0,1 % - близко к значению КНИ для этой мощности транзисторного усилителя с «номинальной» мощностью 60 Вт и КНИ = 0,0038 %.

Заметим, что чувствительность уха к присутствию гармонических искажений растет с понижением мощности. Это связано с тем, что ухо при низких уровнях звука само производит более низкий уровень гармоник (см. рис. 1.2). Эта динамическая особенность нашего восприятия музыки привела к утверждению, что очень важным для оценки качества усилителя является его способность достоверно передавать «первый ватт» звуковой мощности.

И к транзисторным усилителям возникает много вопросов, при ответе на которые они явно проигрывают ламповым. Вернемся к характеристикам транзисторного усилителя Krell 400 (стоимость более 3000 долл.), спектр искажений которого представлен ранее на рис. 2.3, г, д. Видно многократное возрастание с искажений при мощности 6,5 Вт по сравнению с мощностью 100 Вт. Усилитель, однако, по спецификации производителя имеет мощность 300 Вт. При испытаниях в лаборатории журнала «Stereofile» этот усилитель не выдержал 15-минутной работы с выходной мощностью 67 Вт, т. е. менее 25 % от заявленной номинальной мощности.

Таким образом, получается, что 300-ваттный показатель указывает лишь на способность к передаче кратковременных уровней сигнала, что никак нельзя рассматривать как номинальную мощность. Истинная номинальная мощность составляет не 300 и даже не 60 Вт, а значительно ниже. Но с понижением мощности этот усилитель дает недопустимые для высококачественной техники искажения! Таким образом, транзисторные усилители, не удовлетворяющие критерию Чивера (см. стр. 31) при номинальной мощности, с понижением мощности еще в большей степени отступают от этого критерия.

Надо понимать, что и большое значение второй гармоники, и высокое выходное сопротивление, и «короткий» спектр гармоник, и «мягкое» ограничение с ростом мощности являются следствием отсутствия в хороших ламповых усилителях глубокой общей отрицательной обратной связи. Общая отрицательная обратная связь уменьшает коэффициент гармоник исходного усилителя, но приводит к возникновению высших гармоник, отсутствовавших в исходном усилителе. Это - хорошо установленный факт, расширение спектра гармоник в усилителе с обратной связью подробнее будет обсуждаться в следующем разделе.

И, наконец, как уже упоминалось в начале этой главы, общая отрицательная обратная связь осложняет протекание переходных процессов как в самом усилителе, внутри петли обратной связи, так и при работе усилителя на комплексную нагрузку, каковой является реальная акустическая система. К положительным эффектам следует отнести снижение выходного сопротивления усилителя, что способствует четкости при воспроизведении самого нижнего частотного диапазона.

Кажущееся увеличение номинальной мощности за счет удержания низкого коэффициента гармоник вплоть до начала жесткого ограничения, как показано на рис. 2.13 (правая часть), следует признать «отвлекающим», если не сказать обманным, приемом электроинженеров по отношению к слушателям. Ведь удержание низкого значения коэффициента нелинейных искажений за счет глубокой обратной связи не повышает реальную громкость воспроизведения при прослушивании музыки. В этом смысле, и это уже давно поняли эксперты многочисленных аудиожурналов, номинальную в электротехническом смысле мощность (68 Вт для усилителя в правой части рис. 2.13) следует считать максимальной музыкальной мощностью.

Подводя итоги сравнения хорошего лампового и хорошего транзисторного усилителя, можно сделать вывод, что их коренное, принципиальное различие состоит в отсутствии у хороших ламповых усилителей глубокой общей отрицательной обратной связи. Ее наличие у транзисторных усилителей, к сожалению, хотя и позволяет получить более привлекательные технические характеристики (низкий общий коэффициент нелинейных искажений, низкое выходное сопротивление), кардинально изменяет в худшую сторону характер звучания вследствие расширения спектра гармонических искажений, ухудшения переходной характеристики, особенно при работе на комплексную нагрузку. Собственно, аудиоусилитель всегда работает на комплексную нагрузку, а с активной нагрузкой можно только определить его электрические параметры.

Именно в отказе от применения в выходных каскадах усилителя глубокой общей отрицательной обратной связи и следует искать путь приближения звучания транзисторных усилителей к ламповым.

Эго утверждение не является открытием автора настоящей книги. Оно является его твердым убеждением, которое, кстати, поддерживается и разделяется многочисленными любителями и профессионалами высококачественного звуковоспроизведения. К сожалению, как уже отмечалось, высококачественные ламповые усилители, несмотря на малое число элементов, недешевы даже при самостоятельном изготовлении. Например, в усилителе А. Манакова (рис. 2.8), стоимость одной лампы 300В завода «Рефлектор» (г. Саратов) составляет 50 долл. США, выходного трансформатора фирмы «Аудиоинструмент» (г. Москва) - более 100 долл., согласующего трансформатора этой же фирмы - 30 долл., а стоимость аналогичных компонентов, предлагаемых зарубежными фирмами и их дилерами, еще выше.

Конечно, можно в выходном каскаде применить более дешевые лампы. Лампы 6ПЗС или EL34 позволяют получить в классе А выходную мощность до 4 или 6 Вт, соответственно, а стоят в несколько раз дешевле, чем 300В или уже упоминавшиеся КТ88. Можно также заменить согласующий трансформатор конденсатором (не у каждого найдется 100 долларов для приобретения бумажномасляных конденсаторов с медной или серебряной фольгой Solen или Jensen, но старые советские слюдяные КС, фторопластовые ФТ, а также К40у, К73 звучат очень неплохо, а современные полипропиленовые МКР различных производителей не так уже и дороги) или использовать схему Лофтина-Уайта, не содержащую ни разделительного конденсатора, ни трансформатора между каскадами.

Тогда самым дорогим элементом, определяющим стоимость усилителя, останется только выходной трансформатор. Можно, в принципе, изготовить выходные трансформаторы самостоятельно, однако научиться этому достаточно сложно. Именно отсутствие необходимого опыта и знаний для самостоятельного изготовления ламповых аудиотрансформаторов и их высокая стоимость на рынке не позволяет многим радиолюбителям вступить в ряды «ламповых аудиофилов».

В следующей главе будет обоснована концепция построения высококачественных усилителей для звуковоспроизведения путем лампово-транзисторного «консенсуса» с использованием принципов построения лучших ламповых усилителей, но с меньшей стоимостью компонентов, часто с более высокой эффективностью (КПД), меньшей массой за счет замены выходного лампового каскада с трансформатором бестрансформаторным транзисторным усилителем тока. Затем в последующих главах будут описаны конкретные схемотехнические решения и практические конструкции таких усилителей.