Информационные системы совета федерации. Цели информатизации совета федерации и назначение информационно-коммуникационной системы

Информатизация Совета Федерации (СФ) преследует следующие цели:

  • - повышение эффективности законотворческой деятельности и принятия управленческих решений;
  • - совершенствование взаимодействия руководства и членов Сонета Федерации с органами государственной власти и гражданами;
  • - повышение эффективности функционирования Аппарата СФ.

Автоматизированная информационная система Совета Федерации (АИС СФ) выполняет следующие функции:

  • - информационное обеспечение деятельности членов СФ, комитетов, комиссии и подразделений Аппарата;
  • - формирование и ведение информационных фондов;
  • - информационное взаимодействие членов СФ, комитетов, комиссий и подразделений аппарата, как между собой, так и с внешними абонентами;
  • - организация прохождения законодательных актов и законопроектов;
  • - аналитическая поддержка деятельности Совета Федерации;
  • - коллективная подготовка и принятие решений;
  • - организация документооборота и делопроизводства;
  • - реакционно-издательская деятельность;
  • - организация доступа пользователей АИС СФ к информационным фондам и базам данных Совета Федерации, органов государственной власти и организаций РФ, государств СНГ и зарубежных стран;
  • - технологическое обеспечение заседаний СФ в большом и малых валах;
  • - информационное обеспечение Поездок делегаций СФ и отдельных членов СФ, а также выездных мероприятий СФ.

Система состоит из функциональной и обеспечивающей частей. Основные функциональные подсистемы АИС СФ представлены схематически (см. Приложение А).

Основу информационного обеспечения системы составляют балы данных, электронные справочники, образующие так называемый информационный фонд Совета Федерации (ИФ).

Структура информационного фонда СФ

В структуре ИФ условно выделяются три уровня обработки информации:

  • - верхний, включающий централизованные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;
  • - локальный, обеспечивающий выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации;
  • - индивидуальный - для сотрудников аппарата.

Базы данных можно классифицировать по принадлежности и содержанию (см. Приложение Б). По содержанию информации они классифицируются на правовые, экономико-статистические балы, справочно-аналитические и внутрипарламентские.

Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его Аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Госдумой, Администрацией Президента, Аппаратом Правительства и Министерством юстиции РФ.

БД экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Федеральной службой государственной статистики, органами СНГ, подразделению ми ФАС, Центральным банком России и другими организациями.

БД справочно-аналнтического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из Федеральной службы государственной статистики, информационно-аналитических служб Администрации Президента РФ, федеральных министерств, ФАС, научных учреждений, периодической печати, а также из региональных центров и избирательных округов.

Внутрипарламептские базы данных представлены двумя группами -- информационными и служебными. Первые, формируемые информационными службами и отдельными пользователями, содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографические материалы хода обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о членах СФ, о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, а также справочники адресов, телефонов и пр. информатизация правовой государственный дума

Служебные БД включают словарную информацию, обеспечивающую автоматизированный ввод и обработку информации (классификаторы, кодификаторы, рубрикаторы, описания информационных блоков и др.).

Состав и структура АИС СФ:

  • - информационно-справочный центр;
  • - информационно-коммуникационный центр;
  • - информационно-аналитический центр;
  • - ситуационный центр;
  • - технологическая автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства;
  • - информационные системы подразделений, установленные в комитетах, комиссиях, приемной Совета Федерации и в подразделениях Аппарата;
  • - система обработки и хранения секретной информации;
  • - электронные офисы руководства;
  • - электронные офисы членов СФ;
  • - мобильные информационные системы;
  • - система технологического обеспечения заседаний Совета Федерации;
  • - система администрирования и информационной безопасности АИС;
  • - технологическая система сопровождения и развития АИС;
  • - центр обучения членов СФ и сотрудников Аппарата.

АИС СФ относится к классу территориальных информационных систем государственного значения.

Схема информационных ресурсов Совета Федерации представлена схематически (см. Приложение В). Существует специальный каталог информационно-коммуникационных ресурсов, в котором перечислены БД, используемые Советом Федерации.

Ответ на простые запросы (например, сведения о члене Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) предоставляется немедленно, в том числе по телефону.

Ответ на сложные запросы, требующие проведения информационно-аналитических работ, предоставляется по получении данных от соответствующих подразделений.

Для оперативного информирования комитетов, комиссий, руководства Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата о событиях в стране и в мире на систематической основе осуществляется выпуск сводок. Совет Федерации имеет собственный Интранет-сайт, а также Интернет-сайт, созданный в 1998 году (http://www.council.gov.ru). Выход на Интернет-сайты других органов государственной власти РФ возможен через портал http://www.gov.ru.

Телекоммуникационная связь Совета Федерации с регионами России обеспечивается с помощью системы Почта ФАС.

Для межпарламентского обмена с государствами Содружества используются в основном отечественные российские информационные сети, например Почта (Администрация Президента РФ), Дионис (Госдума), Атлас (ФАС). Обмен информацией с парламентами государств дальнего зарубежья осуществляется через Интернет.

Существует сеть, основой которой являются Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Институт социально-политических исследований (ИСПИ).

В список организаций, сотрудничающих с Аппаратом СФ, входят:

  • - Научно-технический центр Информрегистр;
  • - Научный центр правовой информации при Минюсте РФ;
  • - ГУИСФАС;
  • - Институт географии РАН;
  • - Центральный институт военно-технической информации Минобороны РФ;
  • - Институт экономики РАН;
  • - Институт проблем управления РАН;
  • - Институт информатизации общества и развития науки (ИНФО-РАН).

Кроме того, заключены соглашения об информационном взаимодействии с аппаратами органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Наряду с основными центрами, снабжающими Совет Федерации информационно-аналитической информацией, во внешнюю сеть также входят организации, обеспечивающие информационную поддержку по узким направлениям. Установлен телекоммуникационный доступ к базам данных следующих организаций:

  • - ГУИР ФАС;
  • - ИТАР-ТАСС;
  • - Статкомитет СНГ;
  • - ГУИСФАС;
  • - Федеральная служба государственной статистики;
  • - АП РФ, РИА, ПОСТФАКТУМ, ИНТЕРФАКС;
  • - Государственная Дума;
  • - Московская городская дума и мэрия Москвы;
  • - Верховные Советы Украины и Беларуси;
  • - Исследовательская служба Конгресса США, ООН, ЮНЕСКО, международные парламентские организации, Фонд по правам человека Конгресса США.

Информационно-технологическое обеспечение проведения заседаний Совета Федерации включает следующие системы:

  • - электронную систему голосования Большого зала заседаний;
  • - конференц-системы и системы звукоусиления Большого и малых залов заседаний;
  • - телевизионную систему Большого зала заседаний;
  • - систему синхронного перевода;
  • - систему информационного обеспечения выездных мероприятий руководства Совета Федерации;
  • - систему радиотехнической безопасности Большого и малых залов заседаний.

Электронная система голосования и конференц-система Большого зала обеспечивают предоставление результатов поименных голосований, общих результатов голосований, списков выступивших членов Совета Федерации и приглашенных на заседания.

Активное использование конференц-системы с индивидуальными микрофонами позволило сократить время проведения заседаний. С помощью этой системы осуществляется идентификация выступающих членов Совета Федерации и вывод их фамилий и наименований соответствующих субъектов Федерации на экраны мониторов и телевизоров, установленных в здании, через телевизионные системы. Это позволяет повысить качество стенографических отчетов, а также информативность телетрансляций.

  • § 2. Задачи государственной политики информатизации правовой сферы
  • § 3. Создание единого информационно-правового пространства России и государств - участников снг
  • § 4. Проблема вхождения России в мировое информационное пространство
  • § 5. Информационная безопасность
  • § 6. Государственная информационная политика
  • Литература
  • Глава 3. Правовая информатика в системе наук
  • § 1. Предмет правовой информатики
  • § 2. Интегративная функция правовой информатики
  • § 3. Метод анализа систем
  • Детерминированные и вероятностные системы. Простые и сложные
  • Социальные системы
  • Сложная динамическая система
  • Нормативные системы
  • Кибернетическая система
  • § 4. Автоматизированные информационные системы
  • 1Системы автоматизированных плановых расчетов.
  • § 5. Метод моделирования
  • Логические модели
  • § 6. Метод формализации
  • § 7. Информатика и теория принятия решений
  • § 8. Понятие алгоритма
  • § 9. Методы измерения количества информации
  • Литература
  • Глава 4. Методологические основы правовой информатики
  • § 1. Информатика и проблема искусственного интеллекта
  • § 2. Информатика и кибернетика
  • Основные категории и законы управления
  • Понятие управления
  • Проблема оптимальности
  • Гомеостатика
  • § 3. Об идеях социальной кибернетики
  • § 4. Логическое моделирование структуры правовой нормы
  • 3. Применение логико-семантических средств для клас­сификации правовых норм.
  • 4. Получение из основной модели дополнительных нор­мативных выражений.
  • Примеры
  • § 5. Право и законы логики норм
  • § 6. Математический аппарат
  • Понятие множества
  • Операции над множествами
  • Нечеткие множества
  • Понятие функции
  • Понятие вероятности
  • Теоремы умножения и сложения вероятностей
  • Случайные величины и законы их распределения
  • Стохастические (случайные) процессы
  • § 7. Техническая основа правовой информатики
  • Первое поколение
  • Второе поколение
  • Третье поколение
  • Четвертое поколение
  • Пятое поколение
  • Литература
  • Часть особенная. Основные направления информатизации правовой системы рф
  • Глава 5. Создание Общенациональной системы правовой информации
  • § 1. Структура Общенациональной системы правовой информации
  • § 2. Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах
  • § 3. Автоматизированная система информационного обеспечения - Юстиция
  • § 4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов мвд рф
  • Структура Центра криминальной информации
  • Региональный уровень
  • Местный уровень
  • § 5. Автоматизированная система информационного обеспечения органов прокуратуры рф
  • § 6. Государственная автоматизированная система "Выборы"
  • Литература
  • Глава 6. Информатизация правотворческой деятельности
  • § 1. Правовое регулирование информационных процессов в сфере правотворчества
  • § 2. Информационная основа правотворческой деятельности
  • Информация, получаемая в результате экспертизы законопроектов
  • Научная информации
  • Стратегическая информация
  • Информация, содержащаяся в модельных правовых актах
  • § 3. Информатизация деятельности Государственной Думы
  • § 4. Информатизация деятельности Совета Федерации
  • Литература
  • Глава 7. Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности
  • § 1. Задачи информатизации правоприменительной и правоохранительной деятельности
  • Информатизация судебной системы
  • § 2. Компьютеризация расследования уголовных дел
  • § 3. Следственная тактика и теория игр
  • § 4. Автоматизированное рабочее место юриста
  • Литература
  • Глава 8. Информационный поиск в правовой сфере
  • § 1. Основы теории информационного поиска
  • § 2. Информационно-поисковый язык. Правовой тезаурус
  • Литература
  • Глава 9. Применение математических методов и эвм в судебной экспертизе
  • § 1. Автоматизация судебно-экспертных исследований
  • Системы, созданные в учреждениях Министерства юстиции рф
  • Автоматизированные системы, созданные в Академии управления мвд рф
  • § 2. Формы применения математических методов в судебной экспертизе
  • § 3. Математические основы криминалистической идентификации
  • § 4. Математические методы установления групповой принадлежности объектов
  • Литература
  • Глава 10. Социологическая информация
  • § 1. Математическая фирма представления эмпирических данных
  • § 2. Методы измерения уровня знания права
  • § 3. Методы измерения правовой установки личности
  • § 4. Основные понятия теории распознавания образов
  • § 5. Применение методов распознавания образов
  • Литература
  • Глава 11. Статистическая информация
  • § 1. Понятие статистической информации
  • § 2. Выборочный метод получения эмпирической информации
  • Понятие средней ошибки выборки
  • Определение объема выборки
  • Виды выборки
  • § 3. Методы изучения взаимосвязей социально-правовых явлений
  • § 4. Создание и эксплуатация автоматизированных информационно-поисковых систем (аипс) по статистике
  • Литература
  • Глава 12. Проблемы федерального информационного права
  • § 1. Конституционные и международно-правовые основы федерального информационного права
  • § 2. Юридическая природа федерального информационного права
  • Литература
  • Приложение 1. Нормативные акты Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. № 24-фз*
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Информационные ресурсы
  • Глава 3. Пользование информационными ресурсами
  • Глава 4. Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
  • Глава 5. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации
  • От 19 февраля 1993 г. № 4524-I*
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Система федеральных органов правительственной связи и информации
  • Федеральный закон "о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. № 5-фз*
  • Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85 –фз*
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Правовой режим участия в международном информационном обмене
  • Глава III. Контроль и ответственность при осуществлении международного информационного обмена
  • Глава IV. Заключительные положения
  • Закон Российской Федерации "о государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-I*
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Сведения, относимые к государственной тайне
  • Проект Федерального закона «о государственной автоматизированной системе "Выборы"»
  • Приложение 2. Основные математические понятия и символы, примененные в Курсе
  • 1. Множества
  • 2. Векторы и матрицы
  • 3. Функции
  • 4 Случайные величины и вероятности
  • 5. Сокращенные обозначения некоторых математических операций
  • Приложение 3. Краткий словарь терминов по информатике и вычислительной технике*
  • С 1994 г. ведется трудоемкая работа по созданию инфор­мационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федера­ции. Данная система предназначена для обеспечения индиви­дуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата. Она призвана:

    повышать эффективность законотворческой деятельности Совета Федерации;

    обеспечивать эффективность принятия стратегических решений, совершенствовать взаимодействие руководства Со­вета Федерации и депутатов с гражданами и органами госу­дарственной власти.

    Информатизация законопроектной деятельности Совета Федерации включает реализацию комплекса взаимосвязанных процессов отслеживания и процедур прохождения законопро­ектов в его комитетах, комиссиях. Это позволяет более опера­тивно планировать законопроектную деятельность, иметь пол­ную и достоверную информацию о прохождении проекта. Задачи ИКС делятся на две части:

    общесистемные - централизованное информационное обес­печение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей;

    проблемно-ориентированные - информационное обслу­живание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, струк­турных подразделении Аппарата.

    Структура ИКС включает следующие компоненты:

    информационно-справочный центр;

    информационно-коммуникационный центр;

    информационно-аналитический центр;

    ситуационный центр;

    автоматизированная информационная система документо­оборота и делопроизводства;

    информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях;

    электронные офисы руководства и депутатов;

    мобильные информационные системы;

    систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации;

    систему управления, администрирования и информаци­онной безопасности ИКС;

    технологическую систему сопровождения и развития ИКС.

    Специфика базы данных Совета Федерации (как и Госу­дарственной Думы) определяется его главными задачами и функциями. В основе ИКС находится совокупность самых раз­личных баз социальной и правовой информации. Каталог ин­формационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 разде­ла: а) нормативно-правовая информация; б) экономическая ин­формация; в) общественно-политическая информация; г) спра­вочная информация. Всего свыше 150 баз данных.

    Каталог включает: наименование базы данных; содержа­ние всех баз; источник информации; средства доступа к базам данных.

    Информационно-аналитическое управление предназначе­но для эффективной и всесторонней информационной и ана­литической поддержки работы Совета Федерации. Основными целями такой поддержки являются:

    справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий, обеспечение членов Совета Фе­дерации аналитическими материалами по вопросам ведения Совета;

    анализ наиболее важных законов, прогнозирование воз­можных последствий их принятия, выработка предложений для законодательной деятельности Совета Федерации;

    подготовка докладов, справочных, аналитических и реко­мендательных материалов по кругу проблем, находящихся в ведении Совета Федерации, подготовка материалов по акту­альным проблемам жизни государства, осуществления реформ, прогнозирование развития общества.

    Рассмотрим информационную структуру справочных баз:

    структура и состав Совета Федерации (список руководи­телей Совета Федерации; состав комитетов и комиссий Совета Федерации; список членов Совета Федерации с возможностью просмотра по фамилии или региону);

    структура Аппарата Совета Федерации:

    регламент Совета Федерации;

    материалы к предстоящему заседанию Совета Федерации;

    информационный фонд Совета федерации;

    постановления Совета Федерации;

    стенограммы заседаний Совета Федерации;

    информация о мероприятиях, проводимых в Совете Фе­дерации в течение текущей недели и текущего месяца:

    информация о мероприятиях, проводимых в Государствен­ной Думе;

    информация комитетов Совета Федерации;

    информация структурных подразделений Аппарата Сове­та Федерации;

    пресс-служба Совета Федерации (бюллетени пресс-службы);

    данные о субъектах Российской Федерации:

    информация о событиях;

    информация о мероприятиях текущего месяца;

    информация о выборах.

    Рис. 21. Структура информационно-коммуникационной системы Совета Федерации

    сообщения информационных агентства (сводки событий в Российской Федерации за неделю, сводки МВД и МЧС);

    информацияоб СНГ.*

    * Продолжается выпуск Аналитических вестников по важнейшим про­блемам ведения Совета Федерации.

    В настоящее время определенное развитие получил про­цесс информатизации парламентов зарубежных стран. Иссле­дуя данную проблему, Е. И. Орлов и В. А. Никитов приходят к следующим выводам:

    1. Широкое внедрение информатизации парламентской деятельности в США, Канаде и государствах Европы являет­ся важнейшим фактором обеспечения их эффективной работы.

    2. Информационно-коммуникационные системы парламен­тов обеспечивают реализацию как собственно "внутрипарламентских" операций, так и информационное взаимодействие их на межпарламентском глобальном уровне.

    3. Информатизация парламентской деятельности реализу­ется как государственными органами, так и коммерческими организациями. При этом единая информационно-техническая политика в этой области проводится под эгидой государствен­ных органов.

    Представительная власть (парламент) нуждается в самой разнообразной информации. Для ее подготовки создаются спе­циальные центры, подчиненные непосредственно парламен­ту. При парламенте может быть создан постоянно действую­щий орган (например, подкомитет) по научной и технической информации, контролирующий действия правительства в этой области и подготавливающий проекты законодательных актов, регламентирующих научно-информационную деятельность в стране.

    Так, библиотека Конгресса - одна из крупнейших биб­лиотек мира; в ее фондах более 100 млн. единиц хранения, в том числе 14,5 млн. книг, более 36 млн. рукописей, 4 млн. карт, 11 млн. изобразительных материалов. Фонды библиотеки воз­растают примерно на 1,3 млн. единиц хранения в год. Юриди­ческая библиотека (свыше 2,7 млн. книг) Конгресса формирует и распространяет в машиночитаемом виде каталоги поступаю­щих в нее изданий. В библиотеке Конгресса используется не­сколько автоматизированных информационно-поисковых сис­тем.

    Компьютерная сеть Конгресса США состоит из компью­терных сетей Сената и компьютерной сети Палаты представи­телей.

    Сеть Сената включает около 5 тысяч компьютеризован­ных рабочих мест. Они подключены к единой сети Конгресса. Компьютерная сеть Сената подключена и к другим базам дан­ных. Так, она имеет выход через главный компьютерный Центр к базе данных библиотеки Конгресса, на информационно-по­исковую систему Министерства юстиции, другие компьютер­ные сети. Централизованная компьютерная сеть Палаты пред­ставителей насчитывает более 7 тыс. пользователей и 3,5-4 тыс. электронных устройств. Они имеют выходы на главные компь­ютеры независимо от того, находятся ли пользователи в Ва­шингтоне или в избирательных округах. База данных Палаты представителей аналогична базе данных Сената. Специальная программа отслеживает нужную для Конгресса информацию (нормативную, запросы избирателей и т. д.). Всего имеется 30 специализированных баз данных.

    Между информационной системой и потребителями (в дан­ном случае таковыми являются депутаты) должно существо­вать промежуточное звено; им являются специальные анали­тические службы. В США это Исследовательская Служба Кон­гресса (ИСК).* Среди ее разнообразных функций (анализ поли­тического курса, поиск юридических документов, история за­конотворчества) главное место занимают специализированные исследования, использующиеся при рассмотрении проектов за­конодательных актов. Исследовательская служба ежегодно выполняет более полумиллиона заказов Конгресса. Она исполь­зует информационные системы технологической поддержки для более эффективной работы по исследованию законодательно­го процесса; анализа законопроектов; анализа бюджетных про­ектов; программ развития. Значительное развитие получила издательская деятельность ИСК. Этот опыт заслуживает изу­чения и использования.

    * В настоящее время исследовательская служба насчитывает 860 сотруд­ников.

    В ряде парламентов функционируют автоматизирован­ные системы контроля прохождения законопроектов, позво­ляющие получать информацию о том, на какой стадии нахо­дится конкретный законопроект, а также документы, сопро­вождающие этот законопроект при выполнении операций (ста­дий) законодательной процедуры, и интегральную статисти­ческую информацию по совокупности законопроектов, нахо­дящихся в обсуждении, принятых или отклоненных на раз­личных стадиях законодательной процедуры, контролировать сроки их стадий.

    В ряде стран (Германия, Швейцария) телекоммуникацион­ное взаимодействие парламентов, региональных электронных офисов парламентариев, правительственных и научных учреж­дений базируется на государственных телефонных сетях (тех­нология ISDN),обеспечивающих передачу цифровых данных.

    Информационно-коммуникационная система создана и в Европейском парламенте. Она является сложным программно-техническим комплексом. Используется система полуавтома­тического перевода, включающая словарь терминов на 11 язы­ках - объемом 60 мегабайт. Все языки равноправны, все за­седания сопровождаются переводом на 11 языков.

    7.2. автоматизированные информационные системы федерального собрания

    Сегодня информационный фонд, представленный в компьютерной сети Государственной Думы, распределен по следующим рубрикам и базам данных1:

    Информация о деятельности Федерального Собрания РФ содержит: базу данных о законотворческой деятельности нижней палаты парламента, включающую ее Регламент, календарь законопроектной работы, состав законопроектов, представленных субъектами законодательной инициативы, план их рассмотрения и прохождения в Государственной Думе и другие материалы; стенограммы заседаний Государственной Думы; стенограммы заседаний Совета Федерации; нормативные акты, принятые Советом Федерации;

    Информация о составе депутатов Федерального Собрания РФ;

    Информация по законодательству: база данных «Конституция

    РФ и конституции отдельных зарубежных стран»; база данных

    «Свод законов Российской империи 1908 г.»; информационнопоисковая правовая система «Эталон» (Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ); справочная правовая система «КонсультантПлюс»; информационно-поисковая система «Закон» Правового управления Аппарата Государственной Думы; межгосударственные и межправительственные документы СНГ;

    Экономическая и статистическая информация представлена в базах данных: «Система показателей экономической реформы в РФ», «Экономические и социальные индикаторы России», «Статистика России», «Статистика территорий России», «Территория России в разрезе показателей», «Население России и национальногосударственные образования РФ», «Статистика СНГ», «Мониторинг социально-экономических показателей России», «Информация о чрезвычайных ситуациях на территории РФ», «Статистика правонарушений (информация МВД РФ)», «Политическая карта России»;

    1 Никитов В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. М., 1999. С. 82-116.

    Справочная информация содержит данные по законодательным и исполнительным органам России, информацию о Президенте, Правительстве и Конгрессе США, базу данных «Информация об общественных объединениях граждан РФ»;

    Информационные сводки РИА «Новости», «Известия-телемир», агентства «Интерфакс», оперативные сводки МВД РФ, объявления информационного отдела Управления информационно-технического обеспечения Государственной Думы.

    В информационной системе Государственной Думы обеспечен доступ к информации и аналитическим обзорам служб Администрации Президента РФ и Правительства РФ, а также доступ к информационным ресурсам внешних центров информационной поддержки.

    В развитие информационно-правового обеспечения законодательной деятельности Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и НПП «Гарант-Сервис» была проведена совместная разработка серии прикладных программ, которые объединены под общим заголовком «Интеллектуальные инструменты юридической деятельности». Серия содержит ряд значительных прикладных разработок в спектре проблематики юридической техники законотворчества и формирует основы для дальнейшего развития специфических юридико-технических методов правотворческой деятельности. В серию включены следующие прикладные программы:

    шестиязычный юридический словарь;

    тезаурус EUROVOC (русская версия);

    словарь законодательных дефиниций (по состоянию на 1999 г. словарь содержал более 2000 определений терминов, закрепленных в законодательстве в качестве нормативных дефиниций);

    алфавитно-предметные указатели к Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ (цель данного издания - представить систему понятий Основного закона России - Конституции РФ и одного из основополагающих актов российского законодательства - Гражданского кодекса РФ);

    сборник образцов документов Государственной Думы включает более 200 стандартных образцов документов, используемых в законодательном процессе;

    база данных «Законопроекты» сочетает в себе функцию мониторинга с полнотекстовым электронным «досье», содержащим тексты законопроектов на разных стадиях их прохождения, пояснительные записки, справки, финансово-экономические обоснования и т.д.

    Специалистами Аппарата Совета Федерации совместно с другими организациями разработан ряд информационных решений по обеспечению деятельности Совета Федерации. Среди них:

    подсистема «Парламентские процедуры и регламент» -

    включает тексты Регламента СФ, выступлений членов СФ, тексты регламентов парламентов зарубежных стран;

    подсистема «Планирование» - обеспечивает информационное и экспертно-правовое сопровождение законопроектов в СФ, формирование планов законодательных инициатив Совета Федерации;

    подсистема «Заседания Совета Федерации» - включает в числе прочего: ведение базы данных стенограмм заседаний Совета Федерации; ведение базы данных поручений, критических замечаний и предложений членов Совета Федерации;

    подсистема «Законопроект» - содержит паспорт закона,

    текст законопроекта;

    подсистема «Законодательство» - включает: архив нормативных правовых документов России до 1917 г., законодательство бывшего СССР, действующее законодательство Российской Федерации (база данных НЦПИ); постановления Совета Федерации и Государственной Думы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты министерств, ведомств Российской Федерации, нормативные правовые акты СНГ и других зарубежных государств;

    подсистема «Контроль» - обеспечивает автоматизированный контроль выполнения программ экспертно-правового сопровождения законопроектов в Совете Федерации и контроль выполнения законопроектных инициатив;

    подсистема «Статистика» - содержит: систему показателей

    экономической реформы в стране (входная информация в объеме НАС «Экономика России», периодичность - годовая, квартальная, месячная, декадная, суточная); статистическую информацию

    по отраслям народного хозяйства в целом по стране и по субъектам Федерации; статистическую информацию в разрезе регионов; подсистема «Регион» - обеспечивает: мониторинг социальных, экономических и политических процессов в регионах (показатели - паспортные данные регионов, показатели по экологии регионов, периодичность - месячная); формирование и ведение информационно-справочных паспортов субъектов Федерации;

    содержит информацию по экологии в разрезе регионов;

    подсистема «Общественно-политические партии и движения» - обеспечивает сбор и обработку информации по общественно-политическим организациям Российской Федерации на основе сообщений средств массовой информации;

    подсистема «Электронные справочники» - включает справочники Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств, ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, справочные данные о парламентах стран мира, органах управления стран СНГ и др.;

    подсистема «Аналитика» - должна обеспечить поддержку

    анализа влияния принятых законов на идущие в обществе процессы, поддержку экспертной деятельности в условиях принятия оперативных или стратегических решений, обработку неструктурированной текстовой информации и др.

    Информационные ресурсы Совета Федерации составляют (в числе прочего) следующие базы данных: ИПС «Закон» Правового управления Аппарата Государственной Думы; «Эталон» НЦПИ при Министерстве юстиции РФ; эталонный банк правовой информации НТЦ «Система»; Статистика стран СНГ; Статистика России; Социально-экономическая статистика; Паспорта регионов РФ: социально-экономический мониторинг; экономическая информация, информация о чрезвычайных ситуациях, информация о правонарушениях (по сводкам МВД России).

    7.3. Автоматизированные информационные системы

    Министерства юстиции РФ

    Если рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации в разрезе особенностей информационных процессов, возникающих между центром и регионами, характерной особенностью здесь можно признать ведущую роль Министерства

    юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам.

    За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

    Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информацией в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября

    2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»1 функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ.

    В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США2 .

    1 СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.

    2 См.: Морозов А.В. Методологические и организационные основы развития системы правовой информации Минюста России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.

    Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.

    Для решения вопросов в области правовой информации

    25 июня 1975 г. было издано постановление Совета Министров СССР за № 58 о создании Научного центра правовой информации (НЦПИ). Он был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством.

    1977 г. возлагалась обязанность приема на государственный учет правовых актов. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и предоставление комплексной информации о них. Для обеспечения полноты и правильности государственного учета НЦПИ с этого времени оказывает министерствам и ведомствам СССР методическую помощь по вопросам государственного учета принимаемых ими нормативных актов. В целях систематизации и совершенствования законодательства ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР

    и Советом Министров СССР в марте 1978 г. было принято совместное постановление об издании в 1981-1985 годах Свода законов СССР. Значительная роль в организации этой работы отводилась НЦПИ.

    Сегодня НЦПИ осуществляет информационно-правовое обеспечение центрального аппарата и учреждений Минюста России, федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и др. Научный центр правовой информации выступает как головное учреждение по вопросам правовой информатизации в Министерстве юстиции РФ.

    Научный Центр правовой информации - государственное

    учреждение, имеющее наибольший в России опыт работы по автоматизированной обработке правовой информации. С начала

    1990-х гг. в НЦПИ создается база нормативных актов «Эталон», а затем и Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Сегодня программный комплекс «Эталон Плюс» представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому законодательству. В «Эталон» входят более 200 000 текстов действующих нормативных актов в контрольном состоянии, среди них: законы и постановления Федерального Собрания Российской Федерации; указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; международные договоры и соглашения, а также другие нормативные акты межгосударственного характера; действующие нормативные акты бывшего СССР.

    Программный комплекс «Эталон Плюс» содержит разделы:

    Федеральное законодательство - нормативные акты высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера Содружества Независимых Государств, бывшего СССР, законодательные акты субъектов Российской Федерации;

    Законодательство Москвы;

    Законодательство Московской области.

    Программный комплекс «Эталон Плюс» предназначен для:

    информационного обеспечения деятельности центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах Российской Федерации;

    автоматизации основных технологических процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных технологий распределенной обработки данных;

    формирования и ведения единого банка данных нормативных

    правовых актов субъектов Российской Федерации на основе информации субъектов Российской Федерации, поступающей в центральный аппарат Минюста России;

    использования в качестве информационно-технической системы по законодательству в органах государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и учреждениях.

    2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904

    «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» Министерством юстиции Российской Федерации разработана автоматизированная подсистема «Федеральный регистр» единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения.

    Система ведения Федерального регистра основана на использовании распределенной базы данных Регистра, представляющей собой совокупность региональных баз данных отдельных структурных единиц, связанных между собой в иерархическую систему.

    Взаимодействие между региональными массивами и их синхронизация осуществляется посредством пакетов обновлений. Прием и учет обновлений, создаваемых субъектами Российской Федерации с целью пополнения информационного массива нормативных правовых актов с использованием каналов связи и электронной почты сети Интернет, ведется ежедневно.

    В фонде НЦПИ содержится огромное количество правовой информации на бумажных носителях:

    45 025 нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти бывшего Союза ССР;

    1800 ведомственных нормативных правовых актов бывшего

    Союза ССР;

    45 000 нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти;

    более 7670 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации.

    Имеются также нормативные правовые акты органов судебной власти.

    В фонде бумажных носителей представлены нормативные правовые акты, принятые законодательной и исполнительной властью г. Москвы.

    Также в фонде имеются нормативные правовые акты бывшего Союза ССР и РСФСР, переплетенные по источникам опубликования: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР с 1917 г.; Собрание законов и распоряжений СССР с 1924 г.; Собрание постановлений Правительства СССР с 1938 г.; Ведомости Верховного Совета СССР с 1954 г.

    В этом же фонде имеются нормативные правовые акты Союза

    ССР и РСФСР: Постановления Совета Министров РСФСР с

    1955 г.; Законы и Указы СССР с 1938 г.; Сборник Законов СССР с 1938 г.; Протокольные Постановления Совета Народных Комиссаров СССР с 1923 г.; Постановления Совета Народных Комиссаров СССР с 1935 г.; Протоколы Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР с 1935 г.; Постановления Экономического Совета при Совете Народных Комиссаров СССР с 1930 г.; Постановления Совета Министров СССР с 1946 г.; Распоряжения Совета Министров СССР с 1924 г.; Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы с 1958 г.; Бюллетени Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы с 1978 г.; Бюллетени финансового и хозяйственного законодательства СССР с 1925 г.; Бюллетени Всесоюзного Центра Совета Профессиональных Союзов с 1929 г.; Сборники

    финансового и хозяйственного законодательства с 1941 г.; Постановления Министерства финансов СССР с 1946 г.; Постановления Совета труда и обороны СССР с 1923 г.; Распоряжения и Постановления Высшего Совета народного хозяйства СССР с 1963 г.; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР; Ведомости Верховного Совета РСФСР с 1972 г.

    А также в Фонде представлены Своды законов республик

    В современном разделе фонда НЦПИ имеется библиотека источников опубликования нормативных правовых актов за последние 5 лет: «Российская газета», «Парламентская газета»,

    «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»,

    «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»,

    «Тверская, 13», «Вестник мэра и Правительства Москвы».

    Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.

    Контрольные вопросы

    1. Какова роль современных информационных технологий в правотворческой деятельности?

    2. Сформулируйте основные направления использования информационных систем в правотворческой деятельности.

    3. Приведите примеры информационных систем, используемых в правотворческой деятельности.

    4. Каковы возможности современных информационных систем при систематизации законодательства?

    5. Какова роль информационных систем Министерства юстиции РФ в правотворческой деятельности?

    6. Какова роль информационных систем Министерства юстиции РФ в налаживании международного информационного обмена?

    7. Какие информационные системы созданы и функционируют в Научном центре правовой информации?

    8. Охарактеризуйте состав информационного фонда НЦПИ.

    1. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс»: Учебное пособие / Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М.: ЗАО «КонсультантПлюс»,

    2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

    3. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России.

    4. Жиров М.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации ФСРФ // НТИ. Сер. 1. 1999. № 1. С. 1, 2.

    5. Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России. М., 1999.

    6. Пашин С.А., Косовец А.А. Экспертные системы в области правосудия и законотворчества: опыт и перспективы // НТИ. Сер. 1. 1992. № 10, 11.

    7. Правовая информатика в компьютерных технологиях / Под ред. А.М. Коркина. Программный комплекс ЮСИС. Версия 7.4. М.: Финансы и статистика, 1998.

    8. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М..

    К наиболее значимым государственным ин­формационным ресурсам относятся следующие:

    1. Библиотечные ресурсы (около 150 тыс. библиотек, из которых более 2,5 тыс. научных и публичных библиотек активно используют, ав­томатизированные информационные технологии и базы данных);

    2. Архивный фонд Российской Федерации общим объемом более 460 млн. ед. хр. В непосредственном ведении росархива находит­ся свыше 193 млн. ед. хр. и несколько сот баз данных;

    3. Информационные ресурсы Государственной системы научно- технической информации (ГСНТИ), в формировании которых участвуют более 30 специализированных организаций федераль­ного и отраслевого уровня, 69 региональных информационных центров, а также ряд государственных предприятий;

    4. Информационные ресурсы Государственной системы статистики. Это информационные фонды по отраслям статистики, интегри­рованные базы данных, Единый государственный регистр пред­приятий и организаций, первичная статистическая информация;

    5. Государственные информационные ресурсы правовой информа­ ции, сосредоточенные в Минюсте России и ФАС, подведомствен­ных им центрах правовой информации, а также разнообразные ресурсы судебных органов;

      Информационные ресурсы органов государственной власти и управ­ления всех уровней (различная социальная и управленческая информация).

    37. Перечислите направления информатизации органов государственной власти и управления

    Автоматизация службы информационного обеспечения Президента РФ; Автоматизация службы информационного обеспечения Правительства РФ; Информатизация Счетной палаты РФ; Информатизация Совета Безопасности РФ; Информатизация Центральной избирательной комиссии РФ; Информатизация Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Суда, Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры РФ; Информатизация федеральных министерств, служб, агентств; Информатизация Федерального Собрания РФ (Совета Федерации, ГД).

    Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды:

      федеральные системы информационного обеспечения;

      системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов;

      системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации;

      негосударственные системы, используемые в интересах предо­ставления информационных услуг органам государственной вла­сти и управления.

    СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ АИС СФ.

    Источники информационных ресурсов Совета Федерации:

      Аппарат Правительства РФ;

      Администрация Президента РФ;

      Абоненты Совета Федерации (Субъекты РФ; Министерства, службы, агентства РФ; Институты РАН; Агентства, отраслевые НИИ; Предприятия, организации);

      Государственная Дума;

      Городская Дума г. Москвы;

      Государства-участники СНГ;

      Исполнительный Секретариат СНГ;

      Секритариат Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ;

      Другие государства;

      Внешние источники (нормативно-правовая, экономическая, общественно-политическая информация).

    В соответствии с основными задачами информационного обеспечения верхней палаты парламента (обеспечение информационными ресурсами, использование информационных технологий планирования, делопроизводства, аналитической деятельности, процедур обсуждения закона на заседания Совета Федерации и др.) разработаны соответствующие информационные системы:

    • информационный фонд Совета Федерации;
    • система электронного документооборота;
    • ситуационный центр Совета Федерации.

    Основу информационного обеспечения Информационного фонда Совета Федерации составляют базы данных, электронные справочники, архивы и гипертексты в совокупности образующие информационный фонд Совета Федерации. В структуре фонда выделяются три уровня обработки информации;

    • верхний - информационный фонд Совета Федерации, включающий централизованные и региональные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;
    • средний - локальные информационные фонды, обеспечивающие выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации, т.е. комитетов, комиссий, аппарата Совета Федерации;
    • нижний - индивидуальные информационные фонды членов Совета Федерации и сотрудников аппарата.

    Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Государственной Думой, администрацией Президента РФ и аппаратом Правительства РФ, Минюстом России и другими государственными органами.

    Базы данных экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Росстатом, органами СНГ, ФСО России, Банком России и др.

    Базы данных справочно-аналитического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из информационно-аналитических служб администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, агентств, научных организаций, периодической печати, а также из региональных центров.

    Такие базы данных представлены двумя группами - информационными и служебными. Первые содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографическую информацию о ходе обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, справочники и др. Служебные базы данных включают различные виды информации списочного характера (словари, классификаторы, рубрикаторы и др.).

    Автоматизированная информационная система документооборота снижает затраты на ведение бумажного документооборота, повышает эффективность и прозрачность управления, централизованного контроля за исполнением поручений по документам, оперативность прохождения и согласования документов, обеспечивает создание информационных ресурсов и снижает время на поиск информации.

    В целях внедрения электронного документооборота в Совете Федерации введен в эксплуатацию комплекс средств автоматизации различных процессов:

    • средства создания текстовых файлов и электронных документов, модификации документов на бумажных носителях в электронные (текстовые процессоры, графические редакторы, средства сканирования и распознавания документов, средства поточного перевода бумажных документов в электронные и пр.);
    • средства автоматизации делопроизводства, обеспечивающие оформление и регистрацию документов, контроль за их прохождением, подготовку к отправке исходящих документов;
    • средства формирования и хранения архивного электронного фонда Совета Федерации;
    • средства отображения информации: виртуальный читальный зал, автоматизированные рабочие места в залах заседаний Совета Федерации и других рабочих помещениях;
    • средства поиска информации в электронном виде.

    Важную роль в информационном обеспечении законодательной деятельности Совета Федерации играют сбор и отображение информации, осуществляемые комплексами технологических электронных систем. Данные системы осуществляют сбор информации во время проведения мероприятий с последующим архивированием в установленном порядке, отображение информации, подготовленной для конкретного мероприятия, в помещениях Совета Федерации и обеспечение внутренних процедур законодательного процесса.

    Распоряжением председателя Совета Федерации от 06.05.2005 № 205рп-СФ утвержден Порядок использования комплексов технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации, определяющий состав и порядок использования каждого элемента комплексов технологических электронных систем, используемых при проведении мероприятий Совета Федерации (151). К мероприятиям Совета Федерации относятся заседания Совета Федерации и Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, совещания, протокольные мероприятия и др.

    В настоящее время завершается введение в эксплуатацию последнего программно-технического комплекса, обеспечивающего подписание и проверку подлинности электронных цифровых подписей в документах, представленных в электронном виде.

    Порядок организации электронного документооборота в Совете Федерации определяет:

    • правила документирования информации на машинных носителях, документооборота текстовых файлов, электронных образов документов и электронных документов в подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства "Дело-ТСФ ";
    • правила создания электронной подписи в электронных документах Совета Федерации;
    • правила работы с текстовыми файлами, электронными образами документов и электронными документами в комитетах и комиссиях Совета Федерации, структурных подразделениях аппарата Совета Федерации с использованием комплексов, технологических и прикладных информационных систем информационно-коммуникационной системы Совета Федерации (152).

    Все документы по вопросам, включенным в повестку дня заседания Совета Федерации, доступны в электронном виде па компьютерах, установленных на рабочих местах членов Совета Федерации в зале заседаний Совета Федерации и кабинетах. Это позволяет экономить тонны бумаги, а экономия финансовых средств, учитывая затраты на бумагу, расходные материалы и техническое обслуживание, составляет несколько миллионов рублей в год (152).

    В дальнейшем предусматривается отказ от использования бумажных носителей при подготовке и проведении заседаний Совета палаты, внутренний документооборот будет полностью переведен в электронный вид, что позволит сократить на 50% количество документов на бумажных носителях, использовавшихся ранее.

    Основными целями Ситуационного центра Совета Федерации являются:

    • обеспечение непрерывного мониторинга информации в законодательной области, по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам Российской Федерации и субъектов РФ, международной проблематике;
    • обеспечение информационной поддержки системного и ситуационного анализа правового, политического, социального, экономического, экологического и иных положений в стране, выработка вариантов решений, обеспечивающих достижение поставленных целей с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов, на основе анализа и моделирования сценариев ситуаций;
    • обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов и прогнозирование развития ситуации на основе анализа и обработки информации, визуализация материалов;
    • проведение сравнительной оценки вариантов правовых решений, обоснование стратегических планов и программ;
    • сокращение времени, необходимого для оценки и понимания правовой ситуации;
    • моделирование последствий принимаемых правовых решений, их экспертная оценка и оптимизация по заданным критериям;
    • организация накопления, обработки и анализа правовой информации и обеспечение доступа к информационным ресурсам органов законодательной и исполнительной власти.

    В качестве подсистемы визуализации результатов аналитической обработки информационных массивов, в том числе мультимедийной информации, выступают комплексы технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации. Ситуационный центр, интегрированный с созданными комплексами технологических электронных систем и информационными ресурсами, позволит визуализировать (демонстрировать) прогнозы по рассматриваемым законам и законопроектам. Например, при принятии решений об одобрении соответствующих законов в зале заседания Совета Федерации или Совета палаты можно отображать результаты анализа и прогнозирования на соответствующие мониторы (153).

    Интернет-сайт Совета Федерации как важный технологический инструмент поддержки законодательной деятельности используется не только для внешнего представления информации, но и в качестве площадки для обсуждения законопроектов по насущным проблемам жизни страны.

    В частности, важным является то обстоятельство, что с февраля 2007 г. в сети Интернет идут прямые трансляции заседаний Совета Федерации. Создан специальный видеоархив заседаний.

    Единая система "Календарь мероприятий" на интернет- сайте Совета Федерации позволяет быть в курсе событий палаты даже во время работы в регионах.

    Процесс информатизации Совета Федерации организуется Управлением информационного и документационного обеспечения аппарата Совета Федерации. В настоящее время им завершена разработка проекта Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2015 г. Этим документом предусматриваются внедрение системы цифрового телевидения, дальнейшая модернизация технологических систем обеспечения информационной и документационной поддержки заседаний Совета Федерации, системы видеоконференцсвязи и др. (154).