Газонокосилка для мозгов: телевидение, как изобретение Геббельсов.

Российский телеканал "РЕН" ещё в 2012 году рассказал интереснейшую историю о первом опыте использования в нацистской Германии телевидения вообще и кабельного телевидения в частности .


Я лично смог увидеть этот фильм только сегодня, а до этого я просто не знал о его существовании! Увиденное и услышанное произвело на меня сильное впечатление. Материал сенсационный! Поэтому советую посмотреть этот фильм всем, кто интересуется "непознанным" и историей нашей цивилизации.


Видео: "Прямой ЭФИР с Адольфом Гитлером!" :



А буквально вчера один из моих читателей, ознакомившись с моей ранней статьёй "Изначальная таблица Д.И.Менделеева включала ЭФИР. Зачем же его исключили из неё?" решил обратиться ко мне с вопросом:



Доброго времени суток, Антон! Читал сегодня вашу статью по ссылке: https://cont.ws/@antonblagin/676062 Если честно, я не так много слышал о теории эфира , а, по сути, у меня раньше не было никакого представления об этом. В вашей статье всё вполне доходчиво написано, но там, скорее, объясняется конструкция Вселенной, Космоса и т.д. Ещё я смотрел документальные фильмы про Николу Тесла, где недвусмысленно говорится, что учёный использовал энергию эфира на практике. Кто-то говорит, что над его испытательным полигоном возникали шаровые молнии, которые он создавал и мог управлять ими, или то, что у него был экспериментальный автомобиль с электродвигателем, который работал по новой его технологии (без аккумуляторов!). Хотел бы узнать ваше мнение на счёт всего этого, и как такие знания применить на практике? Возможно ли какое-то практическое воплощение, всего того, что говорят про Тесла, или это всё вымысел? Можете ли вы как-то объяснить изобретения Тесла, если вас не затруднит, и ваше дальнейшее видение воплощения новых технологий, которые строятся на такой теории?

Вчера же, в силу своей занятости, я ответил на это следующее:


Здравствуйте, Андрей! Много писать у меня сейчас нет возможности. Поэтому отвечу очень коротко. Эфир, представление о нём и знания о нём, а также вся техническая сторона, касаемая практического использования энергии и свойств эфира (за исключением радиосвязи) сегодня ЗАКРЫТЫ для человечества. Закрыты прежде всего потому, что с этой областью естествознания связана тема Бога . А у этих господ, которые давно уже наложили стоп-кран на науку, и которые владеют мировыми финансами и СМИ, имеется "монополия на Бога". Они ведь "богоизбранные", точнее они себя таковыми считают! Главное я Вам сказал. Далее понимайте как хотите!

И вот сегодня мне попался на глаза этот фильм "Прямой эфир с Адольфом Гитлером!".


Кто будет смотреть его, обратите внимание на явные нестыковки, звучащие из уст комментаторов: упоминается восхваляемая нацистами "арийская раса", говорится о посещении нацистами Тибета и неких живущих там в горных пещерах "стражей человечества", и при этом же говорится, что "экспедицию СС интересовала древняя религия Бон , её исповедовали в Тибете задолго до прихода Буддизма. Этот культ основан на общении со злыми духами "царства Тьмы" и поклонении им , а многих его адептов причисляют к магам и колдунам. Многочисленные мантры, древние тексты, описанные в дневниках и снятые кинокамерой магические ритуалы и жертвоприношения , таким был научно-исследовательский багаж экспедиции Шеффера" . (Цитата из фильма).


Явная нестыковка в том, что арии издревле проповедовали, как написал в 1914 году любитель эзотерики Эдуард Шюре, а нацисты, подчинённые Адольфу Гитлеру, у которого, как недавно выяснилось, присутствовала еврейская и даже африканская кровь , установили в 1939 году "культурный контакт" с теми, у кого был культ, "основанный на общении со злыми духами "царства Тьмы" и поклонении им ".


Вот уж воистину сказано, "не всякий еврей – нехороший человек, но в каждом нехорошем деле обязательно найдёте еврея!" И в Гитлере он нашёлся таки!


Сегодня уже очевидно, что нацисты Гитлера, помимо всего прочего, помимо воплощения на практике идеи о мировом господстве, которая прописана в иудейской Торе, решали попутно задачу по очернению ариев (арийской темы и арийской символики) в глазах современного им мирового сообщества и будущих поколений . Арийскую расу им надо было непременно представить как демоническую расу, несущую человечеству зло. В то же время широко распиаренный "антисемитизм" Гитлера был тогда чисто политическим трюком. Ради этого обмана была принесена в жертву даже часть евреев. В расход ушли те, кого сионисты называли "сухими ветвями", при этом ни один богатый еврей не погиб от рук нацистов!


Зачем таким образом очерняли "арийскую тему", я недавно объяснил в статье "Кто спасёт евреев, когда мир узнает, что они сделали?"


Кстати, глава СССР Иосиф Сталин предвидел, что новая мировая война, к которой готовился тогда весь западный капиталистический мир, будет носить отвлекающий показушно-"антисемитский" характер. Наверное, поэтому в газете "Правда" в 1936 году появилось вот такое сообщение:


"Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм , как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.
Антисемитизм выгоден эксплуататорам как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты как последовательные интернационалисты не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.
В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм как явление глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью".
И. Сталин
Впервые опубликовано
в газете “Правда” № 329,
30 ноября 1936 г.

Антисемитизм Гитлера и был этим самым "громоотводом", выводящим тогда из под удара акул капитализма и сионизма . Что касается отношения Сталина к сионизму , о нём можно узнать из этого плаката:




Друзья! Вынужден обратиться к Вам. Если Вам нравится моё творчество, просьба поддержать его рублём! Карта Сбербанка: 5336 6900 7295 0423. "С миру по нитке - голому рубашка!". Можете написать там одно слово: "помощь".

Угадайте, кому принадлежат эти слова: «Оппозиционеры поливают нашу страну грязью, отрабатывая деньги, которые им платит Запад. Эти оппозиционеры существуют на деньги США и являются послушными псами своих заокеанских хозяев. Все так называемые оппозиционеры — враги нашего народа — финансируются плутократическим Западом, живут на его подачки». Путину? Проханову? Байкеру Хирургу? Отнюдь! Это из выступления Йозефа Геббельса 1938 в году.

Когда началась энергоблокада Крыма, то первое, что было сделано местными чиновниками … Думаете, установили в каждом доме независимый источник энергии? Организовали бесплатные передвижные электростанции? Ухватились за голову с криком «Крым не наш!»? Нет, они пустили в города полуострова грузовики, в которых вместо кузова красовался огромный телеэкран. Надо ли говорить, что все телевизоры были настроены на федеральные российские каналы, где бодрый Путин и полусонный Медведев объясняли крымчанам, как им скоро станет тепло и светло.

Телевидение, как изобретение Геббельсов

Вряд ли инициаторы этого популярного действа знали, кто первый додумался до пропагандистской роли телевидения и тут же его на службу государству. В 1938-м, через два года после официального открытия первого телеканала в Германии, Магду Геббельс осенила идея ставить телевизоры в прачечных, чтобы домохозяйки не скучали в ожидании чистого белья. Деньги под это дело дал, разумеется, Йозеф Геббельс, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды, человек Магда. Правда, выдвинув условие: телевизионщики должны четко придерживаться его инструкций и всегда помнить об интересах Рейха. Магда, фанатичная последовательница Гитлера и наци, была обеими руками «за». Поэтому программа телевидения, которым она руководила негласно, будучи женой первого идеолога государства и женщиной крайне активной, содержала только тот материал, который укреплял в душах телезрителей веру в правоту гитлеровских начинаний. Программа передач тех лет имела вот какой вид:

12 января 1938. Программа телевидения Третьего Рейха

20:00 — актуальные сообщения
20:38 — штурмовое подразделение СС 8/75
имени Эдмунда Бенке поет старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС
20:39 — «Слово о главном». Говорит
боец штурмового подразделения СС
20:40 — «Немецкое прошлое живет».
Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС
20:45 — штурмовое подразделение СС 8/75 имени Эдмунда Бенке поет еще одну солдатскую песню
20:48 — «Слово фюрера». Отрывки из фильма
20:49 — «В борьбе — к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС
21:00 — повторение программы

В то время телевидение уже начало завладевать рынками и умами Европы и Америки, но с началом Второй мировой ни одна из воюющих, не вела регулярных передач. Кроме, заметим, Германии, которая отключила свое любимое детище лишь на двое суток: накануне и в первый день вторжения в Польшу. В дальнейшем ТВ работало бесперебойно, не переставая укреплять веру немцев в идеи наци.

Кто знает, если бы Германия отключила это новейшее СМИ, крах Гитлера не настал бы раньше? Скорее всего, именно так и случилось бы.

То-то российским идеологам-пропагандистам особенно гордиться нечем: весь набор их инструментов уже испытан на 80 лет раньше их учителями в деле промывания мозгов.

Лет 20 назад ученые — социологи и психологи — предусматривали быстрое «свертывания» телевидения, вытеснение его более мощным, доступным и дешевым средством коммуникации — интернетом. Как показала практика, ошибались. Телевидение как было, так и осталось главным источником информации, а также средством развлечения и удовольствия для явного большинства людей, причем не только среди жертв агрессивной пропаганды, которыми являются жители бывших республик СССР, но и среди граждан вполне благополучных и сытых стран Западной Европы.

ИМЕННО ТЕЛЕВИЗОР ОБЛАДАЕТ УНИКАЛЬНЫМ СВОЙСТВОМ СТИРАТЬ ГРАНЬ МЕЖДУ ПРАВДОЙ И ЛОЖЬЮ, РЕАЛЬНОСТЬЮ И ФАНТАЗИЕЙ. ПЕРЕД ЕГО ЭКРАНОМ С ЧЕЛОВЕКОМ ПРОИСХОДИТ ЧУДО: ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ ОТКЛЮЧАЕТСЯ

Вероятно, те ученые, которые предсказывали уход телевидения в тень, не учли человеческой инертности, приписав мозгу желание самому выбирать источники информации, которых на самом деле не существует. Ни одно печатное СМИ, ни радио и даже интернет не поборется с телевидением во внушении. Именно телевизор обладает уникальным свойством стирать грань между правдой и ложью, реальностью и фантазией. Перед его экраном с человеком происходит чудо: ее психологическая защита практически совсем отключается. Причем даже у тех, кто знает о ТВ все и у кого идеологическая подкованность стократ сильнее, чем у среднестатистического гражданина.

Недавно одна знакомая дама, убеждена либералка, соратница и давняя подруга Немцова, жаловалась: «Мне пришлось провести пять дней у мамы. «Первый канал» у нее включен постоянно, и, знаешь, я испугалась, потому что вдруг начала сомневаться в правильности выбранной идеологии». Неизвестно, что с ней случилось, если бы она осталась у матери на месяц. Надо ли объяснять, что происходит в мозге человека, вообще не склонного к анализу, когда она проводит перед голубым экраном все свободное время и даже в остальные часов телевизор остается постоянным фоном?

Две вещи составляют основу телевидения, давая ему возможность быть незаменимым орудием пропаганды: навязанность (т.е. отсутствие необходимости самому человеку выбирать новости в колоссальном потоке информации) и картинка. Принцип «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» делает телевизор королем пропаганды, который опережает не только радио, но даже интернет. Хотя, казалось бы, что может быть проще: выбери несколько сайтов, которым веришь, перешерстить сеть — и найдешь множество альтернативной информации. Но телевизионщики свое дело знают: последователи незабываемой Магды Геббельс так старательно продолжают ее дело, что говорить даже о минимальной тяге к анализу у среднестатистического телезрителя а уже не приходится.

Программа ненависти

На примере, скажем, российского телевидения легко проследить, как за минимально короткий срок голубой экран может вызвать у зрителя именно те эмоции, которые необходимы власти для поддержания нужного уровня доверия. В январе 2014 года, поняв, что свободная Украина опасна для путинской диктатуры, власть сориентировала федеральные каналы на разжигание банальной ненависти к «братскому» народу. Оказалось, что нет ничего проще: русский который, и так не очень страдал от добросердечия, буквально за несколько дней выковал в себе феноменальную ненависть ко всему украинскому. Телевидение не слишком озабочено тем, чтобы изобрести новые способы запугивания: просто более концентрированно и бессовестно применяло старые. Кто смотрел новости из Киева на телевидении РФ, тот навсегда запомнит отвратительные лица людей на Майдане, их злобные оскал, слоганы «Кто не скачет, тот москаль» и «Москаляку на сук!», Суровые военизированные группы под красно-черными флагами и проклятия российских спикеров в адрес Степана Бандеры, объявленного главным фашистом всех времен и народов. Объяснить даже неглупым людям, которые поверили в победу фашизма в Украине, что с лавины событий на Майдане им любезно предложили выковырянные, вырванные из контекста секундные картинки, не имеющие отношения к общей панорамы, оказалось невозможным. Возгласы «Не верьте телевизору» натыкаются на «А кому же верить?».

В свете событий такой вопрос можно было расценить разве что как риторический. Государство, ежесекундно обманывало своих граждан, которую за ложь проклинали все, кроме депутатов и коррумпированных чиновников, вдруг оказалась достойным доверия в одном-единственном сюжете — о ситуации в Украине. Казалось бы, парадокс? Да нет, все легко объяснить: государственное телевидение обратилось к психической атаки, применив все имеющиеся в его арсенале боевые средства. Начали с фильтрования картинки, из вырванных из контекста слов майдановцев, к месту рассказанных кровавых эпизодов из жизни Бандеры под ту же картину (походка групп под красно-черными флагами и трезубцами), по созданию дьявольского образа тогда еще крохотного «Правого сектора». Разогретый таким образом российский зритель охотно проглотил продолжение: смехотворную, даже несмотря на всю ее опасность, побасенку о мальчике, распятого украинскими силовиками в отместку за отца- «ополченца». На фоне этого даже блестящая история о «кровавом кролике» Яценюке, который в 1990-е убивал и пытал в Чечне российских солдат, виделась невинной детской фантазией.

Кадр из фильма «Хвост виляет собакой»

Все это могло бы вызвать смех, если бы, поупражнявшись в ненависти к Украине, россиянин не взялся за инерции ненавидеть все, что не укладывается в его схему: «пятую колонну», «либерастов», таджиков-гастарбайтеров, «пиндосов- америкосов» , «Гейропу», геев, хорошие книги, умное кино, классическую музыку … Казалось бы, мелочь — несколько недель бессовестного профессионализма пропагандистов с федеральных каналов. Но жизнь в России эти несколько недель изменили до неузнаваемости.

Методов психологического воздействия на зрителя совсем немного, пальцев на руках с лихвой хватит, чтобы их пересчитать. Но, умноженные на главные составляющие телевидение — навязанность и картинку, они становятся убийственными. Главный метод — монтаж. В этом случае выбор из всех имеющихся видеоматериалов исключительно тех, что покажут ситуацию в нужном свете. Если снова обратиться, к примеру, российского телевидения (что поделаешь: сейчас это образец работы оголтелой телепропаганды), то недавно зрители наблюдали очень показательную картину. Путин выступал перед Федеральным собранием. Разумеется, много говорил о коррупции, о том, что она в отдельных местах и ​​в отдельных случаях действительно есть, хотя, конечно, власть успешно ее искореняет. Как только президент произносил слово «коррупция», как телекамеры выхватывали из нескольких его слушателей в зале лица генерального прокурора России Юрия Чайки. Учитывая факт, что он стал невероятно популярным в народе после расследования Алексеем Навальным связей его семьи с преступным миром, а также на то, что федеральные каналы без особого распоряжения никогда не позволят себе так развлекаться, можно предположить, что вскоре будет горе этому Чайке. Или, скажем, репортаж о предрождественском Нью-Йорке сопровождается видеорядом, где блуждают печальные ожиревшие американцы или нищие. Мол, не так-то все благополучно, смотрите сами. Старый, как телевидение, метод, прекрасно используемый еще советскими медийщиками во всех новостях и «Международной панораму». Древний, но бессмертен.

Другой действенный способ вдалбливания нужной информации — навешивать ярлыки с помощью определенной лексики. Старейший метод.

Доктор Геббельс, как идейный вдохновитель российских пропагандистов

Угадайте, кому принадлежат эти слова: «Оппозиционеры поливают нашу страну грязью, отрабатывая деньги, которые им платит Запад. Эти оппозиционеры существуют на деньги США и являются послушными псами своих заокеанских хозяев. Все так называемые оппозиционеры — враги нашего народа — финансируются плутократическим Западом, живут на его подачки». Путину? Проханову? Байкеру Хирургу? Отнюдь! Это из выступления в 1938 году на ТВ того же Йозефа Геббельса. Найдите 10 отличий с выступлениями Путина или Лаврова. Не выходит? То-то же. Лексика времен холодной войны («внешний враг», «бездуховная Европа», «американский внешний долг», «кризис западной экономики», «протягивают чужие идеи») вернулась на российские экраны, поднявшись из гроба, куда ее, как мы думали, запихнула Перестройка.

От «сельди» до «слонов»

Телевизионщики всего мира очень нежно относятся, помимо прочего, к такому распространенному рычага воздействия на человека, как «метод копченой сельди». Известно, что запах копченой рыбы способен обмануть обоняние собаки, пустить ее по ложному следу. Это незаменимый, простой и очень действенный способ отвлечь внимание населения от действительно тяжелой проблемы, лишить его обоняния. Лучше всего этот метод был описан в американском фильме «Хвост виляет собакой» («Мошенничество») Барри Левинсона, где команда профессионалов-пиарщиков клепает сюжет о какой-то войне, которой нет на самом деле, и успешно отвлекает внимание всего мира от сексуального скандала, который вот-вот должен взорваться вокруг президента США. Успех этой ленты в мире был грандиозный, вот только на пользу мозгам она не пошла: большинство зрителей, не способных к обобщениям, хохотали и восхищались блестящим сюжетом, однако так и не сообразили, что это не единичный забавный случай в одной стране и что сознание каждого из них иногда становится кулисами для такого же спектакля.

Вынесенное в первые строки всех новостей всех телеканалов, скажем, очередная свадьба Аллы Пугачевой способно затмить подорожание энергоносителей, падение цен на российскую нефть и скачок доллара. А если «копченой сельдью» еще и приправить правильно подобранной лексикой, то у зрителя становится на одну проблему меньше. Ведь можно сказать «рубль снова обвалился на торгах», а «укрепления рубля сегодня приостановилось». Вот как хорошо!

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ОБЫЧНО ОТСТУПАЕТ ТАМ, ГДЕ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫХОДИТ ЗАБОТА О СОХРАНЕНИИ К ВЛАСТИ. ТОГДА ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ТВ СТАНОВИТСЯ ПАРАЛИЗОВАТЬ ВОЛЮ ЭЛЕКТОРАТА

Еще один из любимых методов внушения аудитории нужных мыслей — использовать «слонов». Он самый простой способ, потому что для него не нужны ни специальный сценарий, ни напряженная работа над лексикой и изображением. «Слоны» — это лидеры общественного мнения, известные и популярные артисты, режиссеры, звезды шоу-бизнеса, спортсмены, то есть те, чье слово для наивного обывателя имеет особый, вне всякой критики, смысл. Если ведущий теленовостей скажет: «Большинство граждан осуждают попытки США диктовать свои правила мировому сообществу», это будет глас вопиющего в пустыне. Но если Никита Михалков расскажет о том, что, он шоке от последнего выступления Обамы на Генеральной Ассамблее ООН, а вслед за ним включат Иосифа Кобзона, который расскажет о злобных американцев, которые не пускают его к детям в Соединенные Штаты, зритель поймет, что там дела совсем плохо. Совсем уже простой метод использования анонимных «слонов», то есть несуществующих авторитетов. «Источник из американского Белого дома рассказал о кризисе власти в США», «Международные эксперты пришли к выводу, что малазийский Boeing сбит Украиной», «Ученые одной из ведущих лабораторий Великобритании утверждают, что мясо вредно». Далее можно болтать сколько угодно: очарование любому авторитету, пусть и не подкрепленного именем, но зарубежного и «ведущего», свое дело непременно сделает. К тому же метод абсолютно безнаказанный — в суд за клевету подавать просто некому.

Новости — это, конечно, тяжелая артиллерия телевидения. Но не забывайте, что они занимают примерно 11% эфирного времени, остальное отдано развлечениям: сериалам, ток-шоу, юмористическим передачам и тому подобное. Не все развлечения одинаковы. На российских каналах (кроме крошечной по охвату «Культуры») сегодня не найти ни классической музыки, ни достойных фильмов, ни театральных постановок. Главным отдыхом для зрителя стали сериалы и ток-шоу. Днем крутят сериалы для домохозяек, где очередная золушка с лицом неграмотной шлюхи ищет свою любовь в большом городе, вечером — покачественнее слепленный продукт из жизни порядочных ментов и отважных спецназовцев. Чем в более серьезной изоляции оказывается Россия, чем острее чувствует власть потребность закрутить гайки, тем больше становится на телевидении эпосов о душках-силовиках. А в последнее время к этому набору добавились еще и бесконечные сериалы из жизни кинозвезд, которые отошли в мир иной (Людмилы Гурченко, Любови Орловой, Валентины Серовой) и одиозных личностей советских времен (Екатерины Фурцевой, Ґалины Брежневой, Вольфа Мессинга, Джуны). Что ни сериал -обывателя погружают в сталинско-хрущевско-брежневские времена, при этом советский фон, на котором показаны судьбы героев, видится довольно миленьким. «Да ну что вы, какая здесь политика!» — Улыбаются авторы и дальше отмывают советскую власть от крови, грязи и лжи. Вероятно, думают, что она вернется к ним чистенькой, незапятнанной.

Познавательная и развлекательная роль телевидения обычно отступает там, где на первый план выходит забота о сохранении к власти. Тогда главной задачей руководителей, а заодно и телевидения становится парализовать волю электората. И ТВ превращается в огромный газонокосилку для мозгов . Огромная армия газонокосильщиков ежедневно, ежечасно, ежеминутно следит, чтобы ни малейшие ростки самостоятельной мысли не вылезли на поверхность. Начнут пробиваться, а мы за ними — вжик! — Новым шоу Петросяна. Опять пробьется либеральная мысль, мы по ней — трах! — Новым политическим ток-шоу, где слово «либерал» станет главной бранью. Обдискутируйся, дорогой зритель!

Помните наивный диалог из оскароносного советского фильма «Москва слезам не верит»? «Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — лишь сплошное телевидение ». — «Ну, это вы что-то разгорячились. Театр, здесь я согласен, действительно скоро отомрет, но книги, кино? »-« А вот вы вспомните мои слова через 20 лет».Не таким уж наивным оказался этот диалог.

Екатерина Барабаш

Перевод с украинского «Русский Монитор»

С самого начала телевизионной эры Йозеф Геббельс не дремал, оценив всю силу и пропагандистские возможности скромно нарождающегося нового СМИ: «Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем: все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же».

Историк и писатель Елена Съянова рассказывает о том, как в Германии одновременно зарождались эра телевидения и эра фашизма.

Статья основана на материале передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы». Эфир провел Виталий Дымарский. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке .

Начнем с мечты. Желание людей видеть то, что выходит за границы взгляда, имеет довольно длительную историю. Например, в Средние века был изобретен магический кристалл — пирамида, в каждой из четырех граней которой люди надеялись увидеть то, что происходит в каждой части света. Но, конечно, к осуществлению этой мечты они подошли только где-то на рубеже XIX—XX вв. еков, научившись преобразовывать свет в электрические сигналы. Однако в самом начале вот это отстающее от мысли сознание все-таки стремилось видеть только реальность, еще не понимая, какое мощное средство уже заимел человек, чтобы эту реальность создавать. Вот именно этим и занимался министр пропаганды Йозеф Геббельс, который, как известно, использовал разные средства. И именно в этом плане он разработал концепцию немецкого телевидения. Нет, не технологическую, а, как сейчас говорят, контентную, содержательную. Сказать точно, когда он начал этим заниматься, нельзя. Где-то в районе 1937 года. Но, в общем, давайте начнем с первой трансляции.

Днем рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года. И первой такой «говорящей головой», которая появилась на экране, была голова геббельсовского чиновника, шефа службы радио Третьего рейха Ойгена Хадамовски. Довольно расплывчатое изображение и несколько хвалебных фраз в отношении фюрера — вот все, что тогда смогли выдать. Первая попытка телетрансляции — это берлинская Олимпиада 1936 года. Не совсем удачная, но все-таки…

И вот мы подходим к 1937 году, периоду, когда Геббельс начинает активно этим заниматься, а именно: наращивать свое министерство, формировать новые департаменты. Где-то к войне их будет уже четырнадцать, а пока только два — департамент радио и департамент кино. Но вот интересно, что в 1937 году Геббельс говорит о том, что кинорежиссеры не должны заниматься телевидением, и отдел телевидения создается при департаменте радио. Вопрос: «Почему?» Видимо, уже были какие-то пропагандистские технологии, наработанные департаментом радио, которые он хотел использовать на телевидении.

Радио Геббельс использовал очень активно. Тогда оно было, в общем-то, главным техническим средством пропаганды. (В рамках «Трудового фронта» населению даже раздавали бесплатные приемники.)


В 1937 году есть один очень интересный момент. Как вы думаете, кому Геббельс поручил заняться досугом граждан и особенно гражданок? Ну, возможно, кто-то знает, что его жена Магда работала в Комитете немецких женщин и занималась досугом работниц, но, как она сама говорила, «гораздо труднее оказалось решить задачу правильно занять время домохозяек». Вот небольшой отрывок из письма, которое пишет ее подруга Маргарита, сестра Рудольфа Гесса: «Это была идея Магды — устраивать при новых прачечных (бытовых комбинатах по-нашему) особые комнаты, в которых можно было бы собираться человек по 30−50, например, вокруг телефункена». («Телефункеном» назывался тогдашний телевизионный приемник). «Здесь же, — пишет она, — можно разместить книги, газеты, можно смотреть, разговаривать, обсуждать и прочее. Идея нам понравилась, и мы взялись за ее воплощение».

Дальше Маргарита пишет, что «Трудовой фронт» отказался выделить средства, и Магда обратилась в министерство пропаганды. «Йозеф обещал хоть миллион марок, если мы станем строго следовать его установкам, и написал такую инструкцию, что в семействе Геббельсов назревает очередной скандал. Антисемитизм необычайно скучен… (По этой фразе можно сделать вывод, что было очень много антисемитской пропаганды). Немки не захотят собираться вокруг телефункенов ради того, чтобы ненавидеть своих соседок-евреев. Немки хотят любить, воспитывать детей, учиться правильно проводить с ними досуг».

И вот интересно, что эту идею Магды создавать телекомнаты очень быстро «прихватизировал» Геббельс, чтобы распространить ее уже на мужчин.


Вообще нужно сказать, что в 1937 году Геббельс еще смотрел на телевизоры как на нечто такое с туманной перспективой. Может быть, с хорошей перспективой, но в будущем, потому что очень мала была аудитория. А еще он боялся прямых трансляций, так как невозможно наладить цензуру. У него было даже такое высказывание: «Ляпнут еще чего-нибудь. Нельзя так уж вот свободно давать высказываться». Но тем не менее с 1937 года Геббельс начинает уже размышлять о телевидении как о новом орудии пропаганды. «Превосходство, — пишет он, — зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем: все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же». То есть он свою лапу накладывает уже и на воображение. Как ни крути, а выдающийся пиарщик!..

И здесь он разрабатывает четкую инструкцию, по которой нужно работать вот этому отделу телевидения. Ее суть, Геббельс все время это пишет и подчеркивает, — «правильную картинку в каждый дом». Что значит «правильную»? Значит, все люди должны видеть ту реальность, которая нам нужна.

Идею телекомнат Геббельс «прихватизировал» у своей жены Магды


В 1939 году Геббельс все-таки выделяет средства, дает возможность Комитету немецких женщин заняться разработкой вот этих программ для женских телекомнат, то есть соглашается разбавить эту гляйхшалтунг (концепцию пропаганды) некими художественными фантазиями. «О технической стороне, — говорит он, — не беспокойтесь. Скоро мы получим в свои руки такие аппараты! Мы сможем показать, что угодно. Мы будем создавать реальность, которая нужна немецкому народу. Ваша задача, — пишет он жене и ее сотрудницам, — учить немок в ней жить». Ничего не напоминает?

И вот, смотрите, какие у него были приоритеты. Первое и главное — новости; потом репортажи из цехов и ферм; на третьем месте — спорт (четыре раза у него: спорт, спорт, спорт, спорт); далее развлекательные программы. Причем он пишет, что со временем развлекательных программ нужно будет делать больше, когда сознание народа будет подготовлено. Что касается фюрера: «С телевидением живой фюрер, — пишет Геббельс, — войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело — мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял».

Еще по поводу участия немецкого народа в политике. Геббельс считал, что народ должен участвовать в политике, но в форме митингов и голосований. 7 пункт его инструкции гласит: «Нужно не бояться погрузить зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим… (Геббельсовская формула). А на другой день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например». Ну и как вам это нравится?

Но Геббельс идет дальше. В этом же, 7 пункте: «Если в обществе назревает какое-то недовольство, нужно не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Как только мы сможем обеспечить телефункенами пятой модели хотя бы половину населения, нужно посадить перед телепушкой нашего рабочего вождя, Лея, и пусть поет свои песни о тяготах рабочего человека». Ну, то есть выпускать пар таким образом. Великолепная разработка, не так ли?


А вот 9 пункт: «Департамент кино плохо учитывал женский контингент. Для домохозяек нужны телепрограммы, которые заставили бы женщин правильно влиять на своих мужей вечером, когда те возвращаются с работы». Как вам такое? Посмотрела днем телевизор — вечером поговорила с мужем.

И что интересно, Магда Геббельс очень серьезно занималась этим вопросом. Вообще, о Магде, о ее профессиональной деятельности, об общественной деятельности, мало что известно. И вот с 1939 года, когда Геббельс очень хорошо выделяет это пропагандистское направление, именно Комитет немецких женщин задает так называемое художественное направление. Но они ни в коем случае не взаимодействуют, они жестко конфликтуют. Для примера возьмем две программы. Одна составлена геббельсовским направлением, вот этим пропагандистским, другая — в Комитете женщин.

26 октября 1940 года. Программа передач на этот день (разработка). Пропагандистское направление.

14.00 — новостные сообщения.

15.00 — кинохроника военных побед.

16.00 — хор СС Кельна исполняет старинную песню на фоне знамен с руническими символами.

16.15 — новостные сообщения.

17.00 — «Их разыскивает народная полиция».

18.00 — новостные сообщения.

18.30 — 19.30 (как раз все возвращаются обычно с предприятий) — «Слово фюрера».

19.30 — хор СС Кельна поет ту же самую песню (повтор).

19.45 — новостные сообщения, кинохроника военных побед.

20.00 — «Слово фюрера» (повтор).

21.00 — новостные сообщения, кинохроника трудовых побед.

21.30 — стихи и песни на слова членов Союза немецкой молодежи.

22.00 — молитва членов Союза немецкой молодежи «Фюрер, мой фюрер, данный мне Господом».

14.00 — новости («Моя Германия»). (Вероятно, новости какого-то панорамного характера).

15.00 — «Час молодой матери».

16.00 — Виды Парижа. История. Игровые сценки времен Великой французской революции. Французские народные песни. (А это уже была оккупация Франции!)

17.00 — новости (Германия и Европа).

17.30 — час музыки, фортепианный концерт.

18.00 — актеры Эмиль Яннингс и Лил Даговер о работе в новом кинофильме, репортаж со съемочной площадки.

19.00 — телевизионный исторический фильм.

20.00 — новости («Моя Германия»), сокращенный повтор программы.

20.30 — национальный фольклорный праздник, кинохроника.

21.00 — полчаса музыки, отрывки из опер и оперетт.

21.30 — «Перед сном: читаем нашим детям».

Формула телевидения Геббельса: 25% — пропаганда, 75% — развлечения


Возвращаясь к Магде. Все-таки феномен ее личности многим непонятен. Не женщина, а какой-то монстр, который свалился неизвестно из какой преисподней, отравил своих детей. Магда Геббельс — действительно чудовищная личность, которая вложила в национал-социализм больше, чем в рождение своих детей. Поэтому когда это государство погибло, для нее погибло все.

Но самое фантастическое, что потрясает во всей этой телевизионной истории, — это 1938−1939 годы, с Тибета возвращается экспедиция Шефера, устанавливается радиомост Берлин-Лхаса. До нас дошло даже приглашение Гитлеру от регента Рединга Хутукту «в 18-й день 1-го тибетского месяца года земляного зайца». И оно было передано по радио. Но есть большое подозрение, что с Тибетом был установлен не только радиомост. На чем оно основано?

В 1940 году несколько сотрудников министерства Геббельса, которые разрабатывали вот это художественное, вышедшее из недр Комитета немецких женщин, направление, были посланы в Аненербе, как говорится в документе, «для прослушивания курса, который читал геноссе Эл». («Геноссе Эл», «сахиб» или «человек в алом», как называет его Скорцени, — это некий тибетский лама). Эта группа состояла из 20 человек. Чем она занималась? Она осваивала руническое письмо, чтобы, как пишет Скорцени, начать работать с некой сверхновой аппаратурой. Известно, что через некоторое время 16 человек из этой группы были отчислены и отправлены, кстати, на лечение к тем же самым медикам Аненербе. Потом были отчислены еще двое, заменены японцами.

Параллельно с этим Геббельс, который идет в пику художественному направлению, тоже поручает одному из разработчиков своего пропагандистского направления подготовить ему материал о «закладке в телекартинке неких гипнотических элементов». «Сотрудник с заданием не справился», — написано в отчете. Тогда Геббельс поручает это же самое задание Вальтеру Бруху (тому, кто осуществил первую трансляцию с Олимпийских игр).

Возникает вопрос: «Откуда у Геббельса вообще возникла вот эта идея о «закладке гипнотических элементов»?" Идею телекомнат он присвоил у Магды. А эту? Может быть, в группе «сахиба»?

С другой стороны, он мог додуматься и сам: если он считал пропаганду массовым гипнозом, а телевидение — орудием пропаганды, то почему бы это орудие не напичкать, не нафаршировать вот такими гипнотическими элементами?


И вот мы подошли к 1942 году. (1941 год мы пропустили, потому что в этот период все технические средства, которые были, попали в руки военных. Телевидение стало играть передовую роль в качестве средства теленаведения ракет).

Во время войны производство телефункенов велось в очень ограниченных количествах. Конечно, ими снабдили высших иерархов — партийных, эсэсовских. Есть интересные свидетельства о телекомнате Гитлера, телекомнате Гиммлера в Вевельсбурге. Члены «Трудового фронта» имели возможность смотреть какие-то передачи. В основном это были повторы отснятого до войны.

Так вот, в 1942 году Геббельс, собрав, видимо, все, что у него было, создает пятнадцатый департамент телевидения со штатом в 42 человека. 23 ноября 1943 года его начинание почило в бозе: союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине. Тем и окончилась первая серия мыльной оперы по имени «телевидение».

А вот (внимание!) еще одна программа передач от 14 мая 1944 года. (Это одна из разработок, которые велись в недрах министерства пропаганды).

6.00 — «Германия, проснись». Марш, утренняя зарядка.

6.30 — новости, хроника.

7.00 — «Письма с фронта». Читают Вернер Краус и Анни Ондра.

8.00 — повтор вечернего киносеанса «День любви».

10.30 — встреча с актерами фильма «День любви». В дискуссии принимают участие работницы химического предприятия имени Роберта Лея.

11.30 — «Мы и наши дети». Сегодня: учимся готовить вместе.

12.00 — новости рабочего полдня, репортажи из цехов.

12.45, 14.00 — видовые фильмы: Мадрид, Вена, Афины.

14.00 — хроника.

14.30 — киносеанс «Старый замок». 1-я часть.

16.00 — криминальная хроника «Их разыскивает народная полиция».

16.30 — «Старый замок». 2-я часть.

18.00 — час музыки, сцены из оперы «Валькирия».

Потом новости, затем вечерний киносеанс под названием «Атлантида».

21.00 — «Письма с фронта», повтор.

21.30 — криминальная хроника, повтор.

22.00 — «Мозаика», семейный час.

23.00 — видовой фильм «Моя Германия».

Если же говорить о том, что реально было на экранах, то остановимся на телекомнате Гиммлера. Вот он-то смотрел телевизор действительно. Хотите знать, что именно? Генерал СС Бергер (тот самый, который напичкал бункер прослушками) после войны долгое время работал в антифашистском журнале «National Europe», и вот он оставил такое свидетельство, что его шеф Гиммлер иногда наблюдал за экспериментами, которые проводились в секретных лабораториях, расположенных в замке Вевельсбург, но делал это не непосредственно, поскольку был брезглив, а на экране телефункена. Вот такие велись трансляции.

В развитие телевидения Германия инвестировала колоссальные деньги


И еще несколько слов скажем по поводу вот этих самых лам, которые, вероятно, не просто радиомост установили. Вот еще одно свидетельство. Материалы Нюрнберга. Допрос некоего гауптштурмфюрера Курта Шульцмайера, который участвовал в расстреле 28 апреля 1945 года Германа Фегелейна, зятя Евы Браун. И вот, что он пишет. Следователь задает ему вопрос, на который он отвечает: «В это время трясущийся Фегелейн в одной белой рубашке прижался к дереву спиной и зажмурился. И все это наблюдал из-за деревьев тибетец, из тех, что прибыли из Лхасы и не носили свастики. Этот тибетец наставил на происходящее странный маленький продолговатый аппарат. Такого мы еще не видели». Далее комментарий Бергера: «Гиммлер хотел, чтобы происходящее здесь (в рейхсканцелярии) увидели еще в одном месте». «О каком месте, по-вашему, идет речь?» — задает вопрос следователь. Ответа нет. В протоколе сказано, что в ответ Шульцмайер только молча улыбнулся.

И все это было бы смешно, и все это можно было бы посчитать бредом, но вот последняя цитата, письмо от 2 августа 1972 года Рудольфа Гесса из тюрьмы Шпандау: «Гитлер делился со мной впечатлениями от внешности Хутукту (это имя регента Тибета, с которым был установлен радиомост). Прямой стальной взгляд, ирония, пульсирующая в уголках губ. Вскоре я и сам имел случай убедиться в этих непостижимых восточных переливах разнообразнейших выражений его лица — от фанатической одухотворенности до сладчайшего цинизма». В этих словах есть какая-то странная динамика. Что это за «пульсирующая», что это за «переливы»? Остается только гадать.